4 мин.

«Двоечка» на троечку

В Валенсии в присутствии президента ФИА Макса Мосли и нескольких ветеранов «Формулы-2» состоялось возрождение класса, некогда стоявшего в гоночной иерархии лишь на одну ступеньку ниже «Формулы-1».

Пожалуй, правильнее было бы поместить слово возрождение в кавычки. Еще правильнее – назвать новый класс как-то иначе, ведь ни по техническим характеристикам, ни по организационной схеме нынешняя «Ф-2» нисколько не напоминает прежнюю, существовавшую до 1985 года. К тому же, старая «Формула-2» оставила после себя достойного наследника, «Формулу-3000», которая несколько лет назад передала права наследования серии GP2.

То, что ныне называется «Ф-2», – фрагмент нового гоночного мироустройства по версии господина Мосли (кстати, в прошлом гонщика той, прежней «Ф-2»). Доступный для небогатых юниоров класс, формально, позволяющий гонщикам проявить, прежде всего, свои собственные таланты как в подготовке машины, так и в ведении борьбы на трассе.

Идеология нынешней «Ф-2» по-своему интересна. Примерно за 300 тысяч евро можно на протяжении целого сезона красоваться на глазах у Патрика Хэда, который как раз подбирает тест-пилота для своей команды на следующий год. Недорогого, и достаточно качественного, – такова кадровая политика «Уильямса», небогатой, но самой независимой из именитых команд «Формулы-1». По идее, это должен быть не «самовозный» гонщик, располагающий «накрученной» машиной, поскольку в моноклассах, построенных на «принципе Палмера» (формально все в равных условиях, потому что нет команд, которые неизбежно стремятся использовать любые технические средства для улучшения результатов), действительно, многое зависит от индивидуального мастерства во всех его проявлениях.

Но дальше – сплошные «но». В технических видах спорта даже в самых равных классах не бывает абсолютного равенства, а у организаторов всегда есть возможность при желании вывести в люди нужного человека, подготовив ему машину «поравнее», чем у других. Ротация инженеров мало что меняет, поскольку иные механики – а каждый из них закрепляется за конкретной машиной на весь сезон – могут работать с настройками грамотнее некоторых инженеров. Кроме того, не бывает абсолютно идентичных моторов, шасси, трансмиссий. Не случайно в регламенте серии записано условие, позволяющее гонщику покупать новое шасси (за очередные €30 тысяч), если прежнее его чем-то не устраивает.

Кроме того, не бывает абсолютно одинаковых людей. Разный возраст, опыт, накат, гоночный тонус, наконец. Литовец Казимерас Василяускас, к примеру, «выстреливший» на первом этапе «Ф-2», весной уже провел несколько гонок в «Палмер Ауди», тогда как наш Михаил Алешин не сидел за рулем с прошлой осени. При прочих равных условиях такие мелочи как раз и могут сыграть решающую роль.

В квалификации у Миши все было в порядке, исключая лишь то, что не удалось – в отличие от Роберта Уикенса – поймать удачный момент для решающей попытки. Затем характеристики покрытия изменились, и россиянин с его инженером не сумели найти нужные изменения в настройках. В гонках Алешину не хватало скорости – и это было особенно заметно во втором заезде. Итог: четвертое и шестое места, – совсем не то, на что рассчитывал Михаил.

Блеснул Уикенс, одержав две победы. В первой гонке вместе с ним на подиум мог подняться и Алешин, но не сумел переиграть поймавшего кураж Василяускаса. Во второй Михаила пару раз побеспокоил экс-пилот Евросерии «Ф-3» Эдуардо Пископо, но до серьезных угроз дело не дошло. Василяускас ошибся на первом круге и оказался в хвосте пелетона. Лучший круг гонки – все, что удалось показать литовцу.

В целом, фурора новый класс не произвел, несмотря на присутствие представителей известных гоночных фамилий. Генри Сертис и Алекс Брандл заработали первые призовые очки в первой гонке. Джолиону Палмеру не повезло в обоих заездах, также как Джеку Кларку (приемному сыну экс-пилота «Формулы-1» Джулиана Бейли) и Наташе Гашнан, кузине Себастьяна Буэми.

Там же, в Валенсии в рамках этапа чемпионата мира в классе туринг проходили и очередные гонки международной «Формулы Мастер». По скорости она оказалась примерно равной «Формуле-2», но была заметно пожиже по составу (всего 16 гонщиков против 25). В первой из двух квалификаций блеснул Сергей Афанасьев, показавший второе время, но гонка у него не сложилась. Потеряв две позиции на старте, он сошел уже на 6 круге из-за отказа машины.

Зато во втором, стартовав лишь с 11 позиции, Сергей прорвался на шестую, затем продвинулся еще выше и на последних кругах атаковал Пола Вархеуга в сражении за второе место. Норвежец устоял, но и третья ступенька подиума – неплохая компенсация за неудачи в первых гонках.

Наконец, в Германии на трассе Евроспидвей состоялся второй этап Евросерии «Формулы-3». Квалификация, проходившая в холодную погоду по сырой трассе, принесла успех гонщикам «АРТ» Валттери Боттас (первый поул в карьере) и Жюлю Бьянки. Они и разыграли между собой победу. Финн выиграл старт, но в конце шестого круга допустил ошибочку, зацепил траву – и Бьянки был тут как тут. Четкая атака в конце главной прямой – и остаток гонки француз без особых забот провел на первой позиции. Третьим на подиум поднялся Жан-Карл Верне.

Во втором заезде Боттас рванул с седьмой стартовой позиции чуть раньше, чем сработал сигнал светофора, и был отправлен на штрафной проезд через пит-лейн – как и Бьянки, также допустивший нарушение процедуры старта. Верне в конце первого круга столкнулся с мексиканцем Эстебаном Гутьерресом, и тоже оказался в хвосте пелетона. Всей тройке пришлось пробиваться вперед (в компании с лидером серии после первого этапа Стефано Колетти, оборвавшего на старте переднее крыло), но до призовой шестерки никому из них дотянуться не удалось.

Победу одержал Кристиан Фиторис, второе и третье места разыграли Роберто Мерхи и Сэм Берд. В серии лидирует Бьянки, но Мерхи и Берд уступают ему всего 2 очка, Фиторис – четыре, и явного фаворита в серии пока нет.