16 мин.

Эволюция ледового чардаша и его апогей - Кристина Регоци и Андраш Шаллаи

Как известно, танцы на льду – самый молодой вид фигурного катания, который зародился в Великобритании в 30-х гг. XX века. Первый чемпионат мира в этом разряде был разыгран в 1952 году, первый чемпионат Европы еще позднее – в 1954-м. Долгие годы бал в танцах на льду правили их родоначальники – англичане. Однако постепенно проходило становление и других национальных школ ледовых танцев – американской, чехословацкой, советской, венгерской. Каждая из них, в разное время, дала миру выдающихся фигуристов.

Свой путь, долгий и усыпанный больше шипами, чем розами, прошла венгерская школа танцев на льду. Впервые венгерские танцоры приняли участие в ЧЕ 60 лет назад – в 1955 году. И выступили на нем сразу три дуэта – Роза и Дьюла Мадараш, Эдит и Йозеф Паради, Аранка и Эндре Тот, которые с удивительной симметрией расположились в итоговой турнирной таблице, заняв соответственно 9-е, 11-е и 13-е места.

В следующий раз, уже спустя три года, в 1958 г. на ЧЕ выступила лишь одна танцевальная пара из Венгрии – Аранка и Эндре Тот, и заняли они 12-е, предпоследнее место. На ЧЕ 1960 г. состоялся дебют новых чемпионов Венгрии – Дьёрдьи Корды и Пала Вашархели, и его также было трудно назвать успешным – 12-е место из 13-ти. Однако именно этот дуэт стал постепенно подниматься вверх в табели о рангах на ЧЕ: в 1961 г. Дьёрдьи и Пал были 11-ми, в 1962 г. – 12-ми, в 1963-1964 гг. -  уже 4-ми и в 1965 г. замкнули пятерку сильнейших. Их успехи на ЧМ были более скромными, однако они никогда не покидали пределы первой десятки: 10-е место в 1962 г., 9-е в 1963 и 1964 гг. и 10-е в 1965 г.

При этом Корда и Вашархели были первыми венгерскими танцорами, которые обратились к национальным мелодиям, и на фоне достаточно чопорных и чинных танцев англичан их танцы воспринимались как глоток свежего воздуха и вызывали живой отклик у зрителей. "Венгерская пара Корда-Вашархели была далека от призовых мест, но спортсмены отличались тем, что танцевали не безликие танцы, а свои венгерские чардаши",- вспоминала об этих танцорах Людмила Пахомова ("Монолог после аплодисментов", М, «Советская Россия», 1988).

Пал

Дьёрдьи Корда и Пал Вашархели. 1964 год

А Виктор Рыжкин отмечал продуманность внешнего облика пары: «Венгерская фигуристка Корда украсила свою замысловатую, но со вкусом выполненную прическу яркими гребнями и заколками. Это очень подошло к огневой венгерской пляске» («Ледовая сюита», М., ФиС, 1975).

На московском ЧЕ 1965 г. дебютировал еще один дуэт из Венгрии – Эдит Мато и Карой Чанади, который занял 12-ю строчку в турнирной таблице. Год спустя, уже в ранге первой пары Венгрии после ухода Корды и Вашархели, Эдит и Карой становятся 8-ми на ЧЕ и 15-ми на ЧМ. В Братиславе, на ЧЕ 1966 г. дебютирует еще один венгерский дуэт – Илона Береш и Иштван Шугар и занимает последнее 16-е место. На ЧЕ 1967 г. Мато и Чанади занимают 9-е место, а на ЧМ – 14-е.

В Любляне, на ЧЕ 1967 г. Илона Береш и Иштван Шугар заняли 15-е место. В 1968 г. Мато и Чанади расположились на 8-й строчке турнирной таблицы ЧЕ, а Береш и Шугар – на 12-й. На ЧМ 1968 г. Мато и Чанади стали 11-ми. Европейское первенство 1969 г. стало местом рокировки венгерских дуэтов по сравнению с предыдущим сезоном: Береш и Шугар заняли 8-е место, а Мато и Чанади – 12-е, и это было их последним выступлением на международной арене.

Илона

Илона Береш и Иштван Шугар. 1971 год

А Илона и Иштван выступили на ЧМ 1969 г., где были 13-ми. На ЧЕ 1970 г. они повторили свой результат предыдущего сезона – 8-е место, а на ЧМ поднялись на строчку выше и заняли 12-е место.

http://www.net-film.ru/film-12117/?search=tt7|8tq%D0%A3%D0%B7%D0%BE%D1%80%D1%8B%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%BB%D1%8C%D0%B4%D1%83 

Это ссылка на киножурнал "Советский спорт", пройдя по которой вы сможете увидеть сюжет о московском международном турнире 1969 г. (начиная с 7 мин.45 сек., можно подвинуть курсором), где есть и кусочек выступления Береш-Шугара

Я хорошо помню Илону Береш и Иштвана Шугара – они относились к числу спортсменов, которым я симпатизировала. Их танцы были ладно скроены, исполнялись всегда с настроением, и очень подкупало взаимопонимание партнеров в дуэте, который всегда тепло принимали зрители. К сожалению, единственное их фото, которое у меня есть, не передает в должной мере обаяния  этих фигуристов.

 На ЧЕ 1970 г. состоялся дебют пары, которой было суждено стать самым успешной за всю историю венгерских танцев на льду – Кристины Регоци и Андраша Шаллаи, но на тех соревнованиях они не произвели сенсации и заняли скромное 13-е место. Береш и Шугар выступили на ЧМ 1970 г. и стали там 12-ми. Сезон 1971 г. стал для них последним в карьере и не самым удачным: 10-е место на ЧЕ и 15-е на ЧМ.

Далее эстафету Илоны Береш и Иштвана Шугара подхватили юные Кристина Регоци и Андраш Шаллаи, которые медленно, но неуклонно стали подниматься вверх по турнирной таблице. В некотором роде символическим выглядит тот факт, что Кристина родилась в 1955 году, том самом году, когда венгерские танцевальные дуэты впервые вышли на международную арену, и сегодня, 19 апреля она отмечает свой юбилей.

Кристина

1972 год

Фигурным катанием она начала заниматься в шестилетнем возрасте. Поначалу она была одиночницей, а с 12 лет стала осваивать танцы на льду. Ее партнером стал Андраш Шаллаи, который родился 15 декабря 1953 года в г. Будапеште. К сожалению, не удалось установить, кто был первым тренером этого дуэта, но довольно скоро после объединения в пару юным фигуристам очень повезло:  их взялась тренировать знаменитая англичанка Бетти Каллауэй, которая в то время занималась с успешным западногерманским дуэтом Анжеликой  и Эрихом  Бук. Тренировочные сборы Кристина и Андраш проводили то в Лондоне, то в Оберстдорфе, где работала Каллауэй.

Кристина

1973 год

Их восхождение к вершинам было постепенным, но неуклонным: выиграв чемпионат Венгрии в 1972 г., они с тех пор были бессменными чемпионами страны вплоть до 1980 г. На международной арене они начали с 13-го места на ЧЕ 1970 г. и 13-го места на ЧМ 1973 г. Далее их путь на европейском льду выглядел следующим образом: 14-е место в 1971 г., 11-е – в 1972 г., 10-е в 1973 г., 7-е в 1974 г., 6-е в 1975 г., 4-е в 1976 г.

Кристина

ЧМ 1973 года

На ЧМ они прогрессировали более стремительно: 6-е место в 1974-75 гг., 4-е в 1976-77 гг. На ОИ 1976 г. в Инсбруке Регоци и Шаллаи были 5-ми. Начиная с 1977 г. они прочно застолбили за собой место на европейском, а с 1978 г. – на мировом пьедестале почета.

Кристина

1976 год

Вот что писалось о Кристине и Андраше в статье «Регоци и Шаллаи: Особый сплав таланта» (Марк Д. Директор, The Harvard Crimson, 17.11.1977) (перевод с английского мой): «Плавные движения и мягкие переходы от элемента к элементу – одна из наиболее значимых характеристик таланта фигуриста. Достичь этой «текучести» нелегко, и она приходит только благодаря неустанной работе. Представьте себе сложность достижения этой цели одновременно двумя спортсменами, и вы начнете понимать, какой объем работы надо проделать, чтобы стать успешной танцевальной парой.

Танцоры должны совершать движения абсолютно синхронно, согласуя свои собственные шаги с действиями партнера. Это очень смелая задача, но когда ледовый танец исполняется хорошо – это, возможно, один из самых грациозных и одновременно драматичных спектаклей мирового спорта.

Кристина

1977 год

В этот уикенд под прожекторами катка Watson Rink многократные чемпионы Венгрии Кристина Регоци и Андраш Шаллаи покажут собравшимся на the Jimmy Fund Show, что такое танец. Пара приехала из Будапешта, чтобы принять участие в восьмом ежегодном шоу «Вечер с чемпионами» и привезла с собой свой огромный талант и особые взаимоотношения.

(…)  Оба говорят, что с нетерпением ждут этого шоу, потому что для них это отдых от пресса соревнований. «Мы наслаждаемся показательными выступлениями намного больше, чем соревнованиями, - говорит Регоци, - потому что катаемся легче и свободнее. Ничего не случится, если вдруг усядемся на лед». «На соревнованиях, - объясняет Шаллаи, - мы не можем позволить себе сделать что-нибудь не так, и наши движения ограничены правилами. Но во время подобных шоу мы катаемся, чтобы понравиться публике и можем делать все, что нам нравится, лишь бы это было согласовано с музыкой».

Кристина

1977 год

Эти двое, однако, имеют достаточный соревновательный опыт. (…) Но для успешной пары соревнования – это не всегда одни розы, как думают некоторые. «Это очень трудно, поскольку мы боремся с другими парами социалистического лагеря, - объясняет Шаллаи. – И мы вовлечены в политику судей. Мы должны выходить и делать все наилучшим образом. Катание – это нечто вроде восточного базара, - добавляет он.- Все продается и все покупается».

То, о чем говорит Шаллаи – политические интриги в судействе, которые выплыли на свет в последние несколько лет. Шаллаи говорит, что восточноевропейские арбитры судят в пользу русских, западноевропейские – в пользу англичан, а американские – в пользу американцев. На долю венгров уже не остается дружественно настроенных судей.

Кристина

1978 год

«Иногда к нам настроены доброжелательно канадский или американский судья, - говорит Шаллаи, - но, в основном, в спорте слишком много политики». «А мы занимаемся спортом, а не политикой», - добавляет Регоци. «Хороший пример, иллюстрирующий эту проблему: за три недели до начала ЧЕ один человек сказал нам, что наш стиль – этот тот путь, которым следовало бы идти всем фигуристам, а во время соревнований тот же самый человек сказал, что наш стиль устарел».

Кристина

1978 год

Но если оставить в стороне судейство, опять возникает вопрос, как здорово два человека могут действовать, как один. Танцевальный дуэт должен развивать особые отношения, и Регоци и Шаллаи сделали это замечательно. «Мы словно брат и сестра, - говорит Шаллаи, - но вообще-то очень трудно точно определить эти отношения. «Мы выросли вместе, и когда мне было 15 лет, мы поехали одни в Лондон на поезде, - говорит Регоци. – Андраш очень большой рыцарь Он заботится обо мне. Даже сейчас он бы не отпустил меня в Лондон одну».

Кристина

1979 год

Оба фигуриста проводят вместе большую часть времени, соревнуясь, участвуя в показательных выступлениях, путешествуя, но они говорят, что у каждого из них есть своя собственная жизнь. «Одно время мы были влюбленными, - говорит Шаллаи. – Это было, когда мы впервые выступали вместе. И сейчас мы, конечно, очень привязаны друг к другу. Нам очень хорошо вместе. Я в огонь пошел бы за Кристину. Но у каждого из нас своя собственная личная жизнь».

Кристина

1979 год

Однако их союз необходим в то время, которое они отдают спорту. С ноября до начала января пара работает на катке с полудня до двух часов дня и «с семи-восьми до тех пор, пока мы можем держаться на ногах», как говорит с улыбкой Регоци. «Когда мы ищем музыку, мы слушаем ее сотни раз», - говорит Регоци, студентка второго курса Будапештского медицинского университета. – Затем мы придумываем, что хотим сделать и пытаемся воплотить эти идеи на льду. Как только у нас появляется «скелет» танца, мы разбиваем его на пятисекундные кусочки и работаем над каждым из них».

Кристина

1979 год

Этот процесс постоянно подвергается пересмотру обоими, развивая то, что, как им кажется, будет и красивым, и сможет принести им победу. Самое трудное – это свести воедино две партии – мужскую и женскую. «Они должны представлять собой абсолютное единство» - говорит Шаллаи. Импровизируя и учитывая мнение их тренера, англичанки Бетти Каллоуэй, Регоци и Шаллаи развивают свое направление в танцах на льду. Теперь они готовы к соревнованиям. (Кстати, в основном Каллауэй они оба обязаны своим беглым английским).

Кристина

1979 год

«К середине марта, - говорит Регоци, - мы работаем на льду по 4-5 часов в день. Период от ноября до января требует больших физических затрат, но с соревнованиями наступает время самого тяжелого нервного напряжения». Соревнования связаны с поездками, и венгерская пара объездила большую часть земного шара. Они говорят, что у них нет больших проблем с выездом из Венгрии, если они едут соревноваться. Но они добавляют, что как частные лица они имеют некоторые проблемы даже с поездками в восточноевропейские страны.

ЧМ 1979 года

Это всего лишь их второй визит в США, и оба говорят, что им здесь нравится. «Гарвард поистине прекрасен», - говорит Шаллаи, который в свободное ото льда время работает продавцом антиквариата и говорит, что очень интересуется убранством интерьеров. – Я очень люблю и Англию, для меня она – как второй дом, и это место очень напоминает мне Англию».

«Это, кажется, очень правильное место для учебы», - добавляет Регоци. – Все здесь такие доброжелательные и душевные. И все говорят: «Привет!». На протяжении своих поездок и своего 11-летнего партнерства Регоци и Шаллаи удалось сохранить отношения, которые очень способствуют их успеху в качестве танцевального дуэта. Возможно, лучше всего их характеризуют слова Шаллаи: «Когда мы идем на какую-нибудь вечеринку, первый танец всегда мой. Но после этого – что ж, нам хватает того, что мы танцуем вместе на льду».

Кристина

1980 год

Наибольших успехов эти фигуристы добились в 1977-80 гг. Они стали серебряными призерами ЧЕ в 1977 и 1980 гг., бронзовыми - в 1978-79 гг. На ЧМ 1978 г. они были третьими, а на ЧМ 1979 г. - вторыми. На ОИ 1980 года они завоевали «серебро», едва не выиграв у Натальи Линичук и Геннадия Карпоносова, которые допустили в произвольном танце грубую ошибку.

Кристина

1980 год

«Мы чувствовали, что катались, как никогда в жизни, и публика нас поддерживала. Но когда объявили оценки, мы были очень, очень разочарованы», - вспоминала о своем олимпийском старте Кристина Регоци в интервью Сандре Стивенсон в 2009 г. Однако им удалось взять реванш на ЧМ 1980 г. в Дортмунде,  где Регоци и Шаллаи в первый и единственный раз стали чемпионами.

ЧМ 1980 года

Этой паре удалось найти свой стиль, органично соединяющий мастерское исполнение обязательных танцев с искрометным стилем венгерских чардашей и игривых полек в произвольных танцах. Лицом этого дуэта была обаятельная жизнерадостная Кристина, но Андраш, как истинный джентльмен, умел подчеркнуть все выигрышные качества своей партнерши.

Кристина

С тренером Бетти Каллауэй после победы на ЧМ 1980 года

Публика очень любила этих фигуристов и неизменно одаривала их после выступлений несметным количеством букетов и подарков. Это был в то время единственный дуэт, которого всерьез могли опасаться советские фигуристы, чье безраздельное господство на ледовом танцполе начинало уже утомлять мировое фигурнокатательное сообщество.

По сравнению со стилем советской танцевальной школы, с его поисками драматического воплощения ледовой темы, с его эмоциональной насыщенностью,  стиль венгерских фигуристов казался милым, непритязательным, не претендующим на хореографические изыски, но при этом рисунок танца очень логично ложился на музыку, всегда удачно подобранную, а сам танец вызывал у зрителей приподнятое настроение и желание пританцовывать вместе со спортсменами.

Кристина

В "Холидей он Айс". 1980-е гг.

На вершине своего успеха, после окончания сезона 1980 г., Кристина и Андраш заключили контракт с ледовым ревю «Холидей он Айс», где выступали в течение нескольких лет. Затем Кристина достаточно долго работала тренером фигуристов в США, после чего вернулась в родной Будапешт. В октябре 2010 года Оттавио Чинкванта предложил Кристине Регоци весьма ответственную должность в ИСУ: она стала вместе с Петером Криком (ФРГ) и Гуго Хорнхофом (Италия) спортивным руководителем по фигурному катанию (Sports Director Figure skating position).

Андраш Шаллаи в настоящее время является вице-президентом и главным управляющим компании IMG Hungary. У него есть две дочери - 29-летняя Нора и 24-летняя Лаура.

Кристина

Кристина Регоци и Андраш Шаллаи во время ЧЕ 2014 года в Будапеште

Кристина Регоци и Андраш Шаллаи до сих пор остаются единственным венгерским танцевальным дуэтом, поднявшимся на вершину мирового подиума и наилучшим образом воплотившим на льду дух венгерского народного танца.