7 мин.

Остаться со скрипом. Стоит ли верить Вадиму Скрипченко?

Москва, как известно, не верит слезам, а Самара — своему руководству 

Скрип колеса, лужи и грязь дорог. Или скрипка-лиса, особенно если последний матч «Урала» и «Терека» был «странным». Когда речь заходит об очередном тренерском назначении, все обычно сводится к нормам морали. Нам говорят, дескать, нехорошо встречать в штыки нового человека, негоже подозревать тренера в том, чего он, возможно, не совершал! Ну и вообще, «дайте Валере поработать!».

Хочу пояснить, я до сих пор нейтрален к Вадиму Скрипченко… Нет, даже не так. Мое отношение к тренеру Скрипченко еще не сформировалось. В моем представлении, Скрипченко — это парень, оказавшийся не в том месте, не в то время, иными словами, жертва обстоятельств (дай Бог, чтобы это определение касалось лишь его недолгой уральской карьеры). Я понятия не имею, посещал ли Вадим Скрипченко детский драматический кружок, ставил ли он когда-нибудь мюзиклы или «футбольные спектакли», и, уж тем более, не осведомлен об истинных мотивах его недавней отставки. Этим должны заниматься обличители-журналисты, вроде Пиманова, а, еще лучше уполномоченная комиссия, составленная из компетентных лиц. В конце -концов, голые впечатления от игры к делу не пришьешь, а футбол, как и любой бизнес, находится вне рамок морали. Зато в нем, как и в любом другом бизнесе, есть такое понятие, как риски: финансовые, юридические, наконец, репутационные. Так давайте поговорим о Скрипченко на языке, понятном нашим чиновникам и руководителям. Какие риски ждут «Крылья» с назначением Вадима Скрипченко и готовы ли вы, как болельщики их принять и, самое главное, если готовы, то ради чего?

1. Репутационные риски

Когда «Крылья» вылетали из Премьер-Лиги, кто-то сочувствовал, кто-то недоумевал, но многие, очень многие искренне радовались. «Продажный» клуб, на котором клейма ставить некуда, наконец-то прошел сакральное очищение Первым Дивизионом. Памятный матч 2009-го года взорвался в атмосфере российского футбола громче челябинского метеорита, а потом еще несколько лет чадил пеплом и гарью подобно знаменитому исландскому вулкану. Отношение к «Крыльям» в медийном пространстве улучшилось лишь через добрых 6 лет, после назначения иностранного тренера и триумфального возвращения в РФПЛ.

Как известно, умный учится на чужих ошибках, дурак на своих, но каким же обидным словом стоит назвать тех людей, которые, в принципе, не хотят учиться и вновь, пусть и косвенно, ввязываются в историю, которая рискует затмить своей скандальностью даже тот окаянный матч с «Тереком»? Идиоты, недоумки, невежды? Подскажите, пожалуйста, в комментариях, мой лексикон слишком ограничен для этого. Обещаю, что банить не буду. Оставим эту карающую функцию комиссии, которая будет сформирована по итогам игры «Урал» - «Терек». И пусть даже ребенку в России понятно, что ничего, как всегда, не найдут, не исключено что наш новый тренер будет давать показания как минимум, в роли свидетеля, а как максимум — в качестве основного подозреваемого. Да-да, друзья. Будет сидеть перед следователем, щурясь от света лампы, и думать вовсе не о своей новой команде, а о том, как замедлить бешеный пульс. Да, я драматизирую и утрирую, однако на то есть причины. Я не желаю, чтобы хоть кто-то из работников «Крыльев» проходил в деле о странных матчах и, в принципе, подозревался в нечестной игре, чтобы столичные журналисты затыкали свои носы при одном упоминании о Самаре, чтобы едкие интернет-тролли полоскали мой клуб в комментариях, а болельщикам даже нечего было им возразить, и, разумеется, не хочу, чтобы потенциальные спонсоры и владельцы бежали от «Крыльев» быстрее чем холостяк от брюзгливой и страшной невесты. Друзья, я не хочу, чтобы название моего клуба ассоциировалось у всех с лукавым выражением «странный матч». А вы хотите?

2.Турнирные риски 

Когда Франк Веркаутерен приходил в «Крылья», многих смущало полное незнание бельгийцем сурового русского футбола. Риск? Еще какой! Однако этот риск по крайней мере уравновешивало то, что класс даже тех обескровленных вылетом «Крыльев» в несколько раз превосходил уровень средней команды из ФНЛ. К слову, тогда мы начали сезон блеклой ничьей с «Химиком», но затем все-таки разогнались и вернулись в элиту. У нас было время и определенный запас прочности.

Нынешняя ситуация кардинально отличается от описанной в прошлом абзаце. Никакой разницы в классе нет, времени практически нет, команды, как сыгранного коллектива единомышленников, пока также не видно. Есть лишь отдельные классные игроки, взятые преимущественно в аренду. В этих условиях я бы предпочел, чтобы клуб возглавил матерый специалист, не по учебникам знающий, что такое борьба за выживание. Есть ли подобный опыт у Скрипченко? Очевидно, что нет. Вадим начал свою тренерскую карьеру в тихом и скромном белорусском футболе, продолжил уже в «Урале» в роли помощника, благополучно дождался «своего «Терека»» и грамотно воспользовался тем, что уже до него выстроили Тарханов и Гончаренко. Безусловно, восьмое место в прошлом сезоне заслуживает похвалы, но весной в Самаре Скрипченко придется выстраивать новую команду, одному, в окружении ненадежных чиновников и без старших товарищей за спиной.

3. Кадровые риски

Хорошо, давайте побудем оптимистами. Предположим, что Скрипченко удалось сохранить «Крылья» в элите. А дальше-то что? Практически вся линия атаки «Крыльев» (Мбакогу, Паскуато, Бруно, Ткачев) была взята клубом в аренду. Очевидно, что, вне зависимости от итогового места, эти игроки покинут Самару уже следующим летом. Возможно, попросится на трансфер Молло. Я помню, что обещал вам быть оптимистом, но даже находящийся под кокаиновым кайфом наркоман вряд ли поверит в то, что у нищей самарской области найдутся деньги на «Крылья». При Франке эта проблема решилась хотя бы новой арендой, так как даже устная гарантия от именитого бельгийца имела в футбольном мире серьезный вес. Иными словами, осенью 2017-го Скрипченко рискует попасть даже в более сложную ситуацию, чем Франк в этом сезоне, а цикл замкнется. Под Франка можно было собрать команду даже «в кредит», но кто будет играть «за имя» Вадима Скрипченко? Разве что, Арапов, Динга и розовое фламинго.

4. Личностные риски

Продолжим искрить оптимизмом. Пусть Скрипченко удастся оставить «Крылья» в РФПЛ. Пусть даже новый сезон начнется для него очень гладко, и команда займет промежуточное и триумфальное… девятое место. Однажды руководство «Крыльев» уже «воровало» тренера на контракте. Затем этот известный в Самаре специалист получил в народе прозвище «седой паромщик» и сделал в том памятном для нас сезоне своеобразный хет-трик, бросив и утопив в ФНЛ сразу 3 клуба: «Волгу», «Анжи» и «Крылья». Где гарантии того, что Скрипченко, так легко и неожиданно покинувший «Урал» прямо посреди бушующего скандала, не выкинет подобный финт уже в «Крыльях»? Ах, да, я забыл. Наше руководство может только обещать, но никогда не дает гарантий.

Когда Веркаутерен приходил в «Крылья», некоторых это озадачило, но многих и вдохновило. Считайте причины и успевайте загибать пальцы. Франк имел огромный тренерский опыт, в своей игроцкой карьере был звездой европейского уровня, под его имя можно было легко взять приличных иностранных игроков в аренду, в его послужном списке не было скандалов, зато имелись трофеи, он работал со многими именитыми футболистами (Азар, Де Брюйне), а кое-кого (Куртуа) воспитал и сам лично. Наконец, и, наверное, в главных он имел «незамыленный» взгляд на вещи, который позволил «Крыльям» выйти из затяжного кризиса.

Какие конкурентные преимущества есть у Скрипченко? Какие неведомые заслуги заставили наших руководителей отказаться от имевшегося «пула наставников» и сходу подписать подавшего в отставку тренера? Серьезно, напишите мне в комментариях хотя бы одну причину. Потому что, если единственный плюс Скрипченко — низкая зарплата и тихий нрав, то, пожалуй, лучше было бы назначить новым тренером «Крыльев» сторожа Васю из клубной базы. Думаю, он охотно бы согласился совмещать должности за двойной оклад сторожа, одной рукой рисовал бы тактические схемы, а другой — защищал многострадальный мерседес Вани Таранова. Как по мне, дешево и сердито. То, что нужно в условиях мирового кризиса и экономических санкций.

Что ж. Москва, как известно, не верит слезам, а Самара — своему руководству. Остается лишь пожелать удачи Вадиму Скрипченко и сил для того, чтобы вернуть эту веру. Первый маленький шаг в этом направлении можно сделать уже сегодня. Скрипченко просто обязан обыгрывать «Урал», прибитый информационной травлей после игры с «Тереком». «Урал», в котором Скрипченко должно быть знакомо все, начиная с тактической схемы и заканчивая тем, с какой ноги встал сегодня Арапов и когда начал бриться Динга. Вадим Викторович, скажу честно, я в вас не верю, но в этот раз безумно хочу ошибиться!