15 мин.

Убить Дудя. Как спасти русский футбол?

Блог «Крылатые выражения» знает, что нужно сделать

alt

В детстве каждый из нас наверняка писал сочинения. «Как я провел это лето», «кем я мечтаю стать», «каким вы видите будущее» - уже тогда все эти темы казались мне слишком уж приторными и скучными. Как я провел это лето? Шикарно! Гляньте лучше в семейный фотоальбом! Кем я мечтаю стать? Да какая разница! Повзрослею — все равно выберу другую профессию. Нет! Для того, чтобы заинтересовать детей, чтобы вызвать в них творческий импульс надо выбирать что-нибудь посвежее. Например, кого и за что вы бы убили, если бы легально могли это сделать? По-моему, неплохо. Или еще. Что бы вы сделали, если бы стали Виталием Леонтьевичем Мутко?

Вариант: бросил бы все, прикупил виллу в Монте-Карло и 1000 бутылок «Шато Де Бриньяк» слишком банален. Поэтому уточним. Что бы вы сделали, если ли бы вы были Виталием Мутко, и у вас вдруг проснулась совесть? В первую очередь, нанял бы качественного репетитора по английскому и убил Юрия Дудя. А еще ввел бы лимит на чудаков (надеюсь, вы правильно прочтете это слово исходя из контекста). Не более одного чудака на каждую команду Премьер-Лиги и отдельно — в руководстве клуба. Это практично. И не более одного чудака в нашем чудацком РФС. Свою монополию, понимаете ли, надо защищать!

Ну а дальше, а дальше-то что? Что нужно сделать, какие меры нужно принять, чтобы спасти русский футбол? Пожалуй, об этом стоит поговорить подробно.

Три главных проблемы нашего футбола

Прежде чем что-то предлагать нужно сперва вычленить самое важное. Лимит, огромные ничем не обоснованные зарплаты, отсутствие конкуренции, низкая посещаемость, договорняки, мотивация игроков - все это производные. Какую бы болевую точку на теле нашего футбола вы не нащупали, все сведется к трем основным глобальным проблемам:

Государственное финансирование клубов;

Ничем не обоснованные имперские амбиции руководителей;

Уничтожение футбола в регионах

Именно эти вопросы и нужно планомерно решать. Как именно? Давайте разберем по пунктам наиболее очевидные шаги.

Финансовые

alt

1. Изменить принципы финансирования клубов

В первую очередь, следует запретить финансирование футбольных клубов из муниципальных и региональных бюджетов (областными властями), госкорпорациями и, в принципе, любыми предприятиями с участием гос. капитала. Значит ли это, что государство вообще не должно финансировать футбол? Нет! В противном случае, мы получим аналог «Шоковой терапии» Гайдара. «Зенит», «Локомотив», ЦСКА, может быть, смогут выжить за счет раскрученных брендов, но региональные клубы вымрут быстрее, чем динозавры в ледниковом периоде, тем более, что, в отличие от бизнеса, даже европейские футбольные клубы редко становятся сверхприбыльными. Однако финансирование российских команд должно стать централизованным и осуществляться непосредственно самим государством без посредников. Хотите поиграть в социализм? Нет вопросов, меняйте правила и создавайте единый «бюджетный пирог», доступный для каждого «голодного рта». Что именно нужно сделать?

Бюджет каждой профессиональной команды должен состоять из трех основных частей. Первая: обязательные и равные выплаты клубам в зависимости от лиг, в которых они выступают. К примеру, командам РФПЛ — по 10 млн. $ за сезон, клубам ФНЛ — по 1 млн. $, коллективам из Второй Лиги — по 500 тыс. $. Вторая часть бюджета должна непосредственно зависеть от занятого по итогом прошедшего сезона места (цифры вновь условны): победителю РФПЛ — 20 млн. $, серебряному призеру — 18 млн и далее по нисходящей. Наконец, третья часть бюджета — то, что клубы смогут заработать сами на билетах, абонементах, атрибутике, телеправах, и спонсорских контрактах с частными фирмами.

Разумеется, в перспективе все русские клубы должны стать частными и по крайне мере безубыточным, следовательно, государственный костыль со временем должен слабеть, а третья статья доходов, напротив, увеличиваться. Поэтому обязательные выплаты клубам за участия в турнирах и за достигнутые в них результаты должны пропорционально уменьшаться: скажем, на 30% каждые три сезона. Переход от государственного футбола к частному необходим, однако он должен быть максимально плавным и безболезненным.

2. Раскрыть клубные бюджеты и контролировать некоторые статьи расходов

Раз уж современные русские клубы не могут существовать без государственной «титьки», логично и обоснованно требовать от них открытых бюджетов и контролировать некоторые статьи их расходов, что, как минимум снизит коррупцию в нашем футболе. На балансе каждого профессионального клуба в идеале должен находиться стадион, база, детская школа и бренд, что позволит клубам иметь дополнительный доход и отвечать по выдвинутым финансовым обязательствам. Практика, при которой рядом с футбольными  клубами создаются липовые юр лица (как правило, «фонды поддержки»), на которые затем вешаются долги или оформляется право владения брендом, должна быть прекращена.

Кроме того, как минимум 40% совокупных доходов клуба должно идти на содержание детский школы и развитие скаутской сети внутри страны и за ее пределами. Русские клубы должны научиться зарабатывать, а продажа собственных воспитанников и перепродажа нераскрученных игроков, найденных на дешевых рынках Латинской Америки или Африки — один из важнейших источников прибыли разумного европейского клуба. Доказано «Бенфикой» и «Порту».

3. Ввести потолок зарплат

alt

Зачем он нужен? Во-первых, для финансовой стимуляции игроков. Во-вторых, для того, чтобы клубы, фактически принадлежащие одному хозяину в лице государства, не обкрадывали себя сами за счет гонки вооружений. Ну а в-третьих, и в главных, для того, чтобы определить точную сумму, которую клубы могут платить своим игрокам и оставаться при этом безубыточными. Иными словами, жирные контракты футболистов должны быть обеспечены соответствующей покупательской способностью населения. В противном случае, чемпионат становится надутым мыльным пузырем.

Действительно, когда в эфир спортивных телеканалов приходят руководители наших клубов и начинают рассуждать о том, как сделать русский футбол доходным, мне становится смешно и неловко. Нет смысла рассуждать о том, на что лучше ловить  — на удочку или спиннинг, если в речке попросту нет крупной рыбы. Когда в сеть случайно попала платежка раменского «Сатурна», оказалось, что доход от продажи билетов в нем не покрывает зарплату третьего вратаря клуба Макарова. Итак, мы платим нашим звездам практически столько же, сколько в АПЛ, а иногда и больше с учетом «северной надбавки», однако наши болельщики не могут тратить на билеты, абонементы и подписку на кабельные каналы столько денег, сколько тратят жители благополучной Англии.

Разумеется, профессиональный игрок должен получать больше, чем обычный человек. В эту надбавку входит слишком короткая карьера, риск получения травмы, загубленное чрезмерными физическими нагрузками здоровье, издержки от популярности. Однако его зарплата должна быть привязана к общему уровню жизни в стране. Как же тогда рассчитать потолок зарплат? Ввести коэффициент зарплат футболиста, равный отношению средней зарплаты игрока к среднему размеру оплаты труда в стране. Причем высчитывать это соотношение нужно именно по средней зарплате, а не по пенсиям или МРОТ, как предлагают некоторые. Все-таки пенсионеры — не самая экономически активная часть населения, а бедным людям явно не до походов на стадион.

Каким должно быть это соотношение? В десятки, сотни раз в пользу футболистов — допустим, но не в тысячи раз, как у нас. Возьмем для примера самую благополучную лигу мира — АПЛ. Средняя зарплата игрока английского чемпионата — 2 300 000 фунтов в год. Средняя зарплата жителя Великобритании — 28 653 фунтов в год. Таким образом, соотношение зарплат здесь равно 80. Допустим, что средний размер оплаты труда в России — 32 000 рублей в месяц (по факту, конечно, меньше). Таким образом, максимальная месячная зарплата игрока РФПЛ не должна превышать 2 560 000 рублей в месяц (примерно 40 000 $ по текущему курсу) или 480 000 $ в год. Для молодых игроков эта сумма должна быть еще меньше и рассчитываться по коэффициенту, равному, скажем, 45. Для сохранения же топовых игроков внутри чемпионата можно ввести правило «трех звезд клуба», чьи зарплаты не будут подпадать под общие ограничения.

Кроме того, важно, чтобы потолок зарплат в лиге был не постоянным, но плавающим и напрямую зависел от среднего размера оплаты труда. Предположим, что через 3 сезона СРОТ в России вырос до 50 000 рублей. В соответствии с этим, должен увеличиться и потолок зарплат — до 750 000 долларов в год. Так что, если хотите платить игрокам больше — повышайте уровень жизни в стране. Ну и, разумеется, речь здесь идет о «голом окладе». Финансовое стимулирование игроков должны обеспечивать солидные премиальные, чей размер, впрочем, также должен быть фиксированным.

4. Ввести единую систему контрактов и порядок премирования для игроков

alt

Следующий логичный шаг — ввод стандартной формы контракта для игроков с определенным и четко прописанным порядком выплат премий и взыскания штрафов. Смысл этой реформы: защитить права клубов и дать им больше рычагов воздействия на футболистов, которые, в свою очередь должны не просто получать огромные деньги, но зарабатывать их своей игрой. Какие виды премиальных могут существовать?

1) Премиальные за попадание в основной состав — суммарно не более 20% от общей суммы премиальных.

2) Премиальные за личные показатели: забитые мячи + голевые передачи для форвардов и атакующих хавов (за каждое результативное действие или достижение заранее оговоренной нормы на сезон, например, 10 голов для форварда) , сухие матчи для голкиперов и игроков оборонительного плана; либо иные объективные статистические показатели (например, оценки игрокам от ведущих независимых аналитических компаний) — не более 40% от общей суммы премиальных.

3) Премиальные за командные результаты: победы в каждом матче и-или (по выбору клуба) достижение цели на сезон — не более 40% от общей суммы премиальных.

Разумеется, максимальный размер премиальных также должен быть фиксированным, напрямую зависеть от зарплаты игрока и не превышать, к примеру, трех годовых окладов. Допустим, если максимальная фиксированная зарплата игрока в год — 480 000 долларов, то размер максимальной премии для него — 1 440 000 долларов. Таким образом, футболист, постоянно выходящий в основе своего клуба, выполнивший указанный норматив по забитым мячам и (или) голевым передачам и достигший поставленных клубом целей на сезон может заработать максимум 1 920 000 долларов. Этого мало? Тогда добро пожаловать в топовые европейские лиги, где в каждом клубе тебя ждет запредельный уровень конкуренции, а ведущие игроки проводят по 50-60 напряженных матчей за сезон.

5. Создать единую систему льгот и поощрений для частных инвесторов

Даже если все названные пункты когда-нибудь будут выполнены, следует понимать, что государственное финансирование профессиональных футбольных клубов — это тупиковый путь развития. Следовательно, основная задача государства на время переходного периода — провести санацию наших футбольных клубов, научить их самостоятельно зарабатывать и создать благоприятный инвестиционный климат в российском футболе. Что это означает на практике? Прежде всего, продуманную и прозрачную систему налоговых льгот и преференций для частных инвесторов, желающих спонсировать российские клубы. Разумеется, выбор титульных и иных спонсоров для профессиональных команд должен проходить в форме открытого аукциона. Но главное — поиском потенциальных инвесторов должна заниматься центральная власть, в чьих непосредственных интересах снять со своей шеи гигантский финансовый камень. В данный же момент эти функции делегированы нефутбольным чиновникам на местах, для которых областной футбольный клуб — это «прачечная» для отмывки бюджетных траншей и удобный инструмент для политического манипулирования электоратом. Пришедший в область губернатор зачастую специально доводит команду «до ручки», а затем «героически» спасает, набирая на этом политические очки. Зато потом мы жалуемся, что у нас практически нет частных футбольных клубов. Так откуда же им взяться, если сами региональные власти не заинтересованы в том, чтобы отдавать местную команду частникам? Вспомните хотя бы Галицкого, решившего в одно время купить «Кубань». И такая картина наблюдается почти что во всех регионах страны.

Детский футбол

alt

1. Создать эффективную систему поиска молодых талантов

Когда я был ребенком, то ненавидел уроки физкультуры. На них мы, как дураки, строились по росту, а затем бегали по кругу и занимались какой-то нудной фигней , в то время, как наша учительница курила в своей каморке. Право слово, даже профессиональные футболисты ненавидят тесты Купера и предпочитают работу с мячом, что уж говорить о школьниках.

Представители других видов спорта наверняка поспорят, однако замена стандартной физкультуры на уроки футбола для мальчиков и фитнес для девочек уже давно назрел и требует воплощения. Исключение — специализированные классы и, может быть, те, кто уже записан и посещает иные спортивные секции. В конце-концов, мы же решили, что футбол — вид спорта №1 в стране? Различные «кожаные мячи» и прочие «резиновые бутсы» — это здорово, но состав их участников ограничен. В школах же учатся все. Поэтому только введение уроков футбола позволит создать полноценную систему поиска молодых талантов среди детей и подростков.

2. Изменить принцип начисления зарплат и бонусов для детских тренеров

alt

Несомненно, для того, чтобы повысить уровень детского футбола, необходимо сначала поднять престиж профессии детского тренера. И речь здесь не только о повышении зарплаты. Работать наставником в ДЮСШ должно быть модно и престижно. Детские тренеры, воспитавшие звезд РФПЛ, должны приглашаться на телевидение, становиться публичными людьми. У них должны брать автографы, им должны пожимать руки на улицах, как ветеранам или героям труда. Я бы с удовольствием посмотрел передачи и почитал интервью с людьми, воспитавшими Семака или Мостового. Только все они находятся в информационном вакууме и не пиарятся в СМИ должным образом.  

Но ключевую роль, конечно, играют зарплаты и порядок начисления бонусов. Основная цель любого детского тренера, его призвание и стезя — воспитание игроков для взрослых команд мастеров, а не завоевание золотых медалей на многочисленных детских турнирах. Тогда почему премии для наставников зависят исключительно от достижение сиюминутного результата? На практике это приводит к тому, что детские тренеры делают ставку не на технику и психологию, а на физику и тактику, превращая юношеские команды в сборище деревянных солдат Урфин Джуса. Эти парни могут поставить автобус у своих ворот, перебегать соперника и даже выиграть турнир, но в футбол они играть не умеют и исчезают со всех радаров при переходе во взрослый чемпионат.

Очевидно, что зарплаты и бонусы детских тренеров должны зависеть от того, сколько профессиональных игроков они воспитали. Каждый наставник должен получать определенный разовый процент отчислений от трансфера своего воспитанника и постоянный процент от его контракта. Скажем, 2% от трансфера в качестве премии и 2% от текущей зарплаты профи в качестве надбавки к зарплате, что должно быть прописано в первом контракте между родителями ребенка и его детским тренером. Допустим, если условный Кокорин переходит в условный «Зенит» за 1 000 000 долларов и получает оклад в размере 40 000 долларов в месяц, то его детский тренер имеет право забрать 20 000 в качестве премии при переходе и получать надбавку в 800 долларов к своей фиксированной зарплате. Если детский тренер воспитал несколько профессиональных игроков, эти платежи должны складываться. Если в воспитании игрока принимало участие несколько специалистов, то названные суммы должны распределяться между ними в равной степени.

3. Искоренить коррупцию в детском футболе

alt

Наверное, правы те, кто считают, что бедность — не порок. Однако вопиющая нищета — всегда питательная среда для развития человеческих слабостей. Низкие зарплаты вынуждают детских тренеров брать взятки и ставить в основу тех, чьи родители вовремя «занесли в конверте». Как быть?

Привязка зарплат и премий тренера к трансферам и окладам его взрослых воспитанников (см. предыдущий пункт) отчасти решит эту проблему. В новых условиях наставникам будет выгоднее дать шанс талантливым юниорам, а не отпрыскам родителей-толстосумов, ведь вероятность того, что первые пробьются во взрослый футбол и получат выгодные контракты, несоизмеримо выше. Но что делать с теми, кто предпочитает синицу в руках и не обременен моральными принципами?

Разумеется, это спорно, но, возможно, стоит ввести платные футбольные секции для детей  с 14 лет (в этом возрасте уже можно говорить о том, талантлив ли ребенок или нет). Богатые родители все равно будут платить, так что их деньги лучше вывести из теневой экономики. Зато футбольные школы получат мощный дополнительный источник финансирования. Для бедных, но талантливых  детей можно ввести долгосрочный кредит на обучение в ДЮСШ с минимальной процентной ставкой по аналогии с образовательным кредитом. Если ребенок успешно пройдет обучение и устроится хотя бы в клуб из Второй Лиги, он легко сможет погасить имеющуюся задолженность. На случай же форс-мажора, связанного, например, с травмами, можно ввести страховой фонд для молодых игроков. Ну и, разумеется, те детские тренеры, которые были уличены в коррупции или в применении допинга, должны быть навсегда выдворены из своей профессии.

4. Изменить систему подготовки игроков

alt

Мы часто возмущаемся вызывающими поступками Кокорина и Мамаева, невежеством Жиркова и хамством Широкова, но почему-то не ищем первопричины такого поведения. А они лежат на поверхности. Основы воспитания ребенка закладываются в семье, а нормальное образование ему может дать только приличная школа. Спортивный интернат лишает молодого игрока и того, и другого. Неслучайно даже Леонид Слуцкий в одном из своих интервью подчеркивал, что занимающийся футболом подросток должен оставаться в семье и продолжать обучение в обычной школе, где изучение таких предметов, как русский язык, литература, бразильский язык и астрономия не будет вестись по остаточному принципу. Да, это сложно. Да, у ребенка будет оставаться меньше свободного времени для занятия непосредственно футболом. Но это единственный шанс сделать из футболиста личность. В идеале, наша страна должна уйти от системы спортивных интернатов и обеспечить доступность футбольных школ для всех детей, живущих в крупных и средних городах России. По-моему ради этого стоит приложить усилия и потратить необходимые деньги в развитие инфраструктуры.

Как спасти русский футбол? Часть 2

Фото: 1, 2, 4, 6 - sports.ru; 3 - sport-express.ru; 5, 7, 8, - fckrasnodar.ru