8 мин.

Польская «Барселона». Невероятная история хожувского «Руха»

«Krakus Mag» представляет материал об одной интересной команде из Силезии (Польши). Вашему вниманию – хожувский «Рух» и его история.

«Мы не немцы, мы не поляки, мы силезцы!» Это общий рефрен членов силезского меньшинства в промышленном районе Верхней Силезии на юге Польши. С населением около 2 млн человек, Верхнесилезский промышленный район (Górnośląski Okręg Przemysłowy — GOP) с крупнейшим городом Катовице, является одной из самых крупных городских агломераций в Европе. В течение многих лет этот район подпирал границу Польши и Германии с Катовице, как частью Германской Империи и соседнего Сосновца, как часть Конгресса Польши.

После Первой мировой войны Лига Наций организовала проведение плебисцита с целью определения судьбы региона. Западная Верхняя Силезия осталась частью Германии, тогда как Восточная Верхняя Силезия присоединилась ко Второй Польской Республике (правда, со значительной степенью политической автономии). После вторжения немцев в 1939 году, польская Верхняя Силезия была присоединена к Третьему Рейху и многие силезцы получили немецкое гражданство.

После Второй мировой войны на Ялтинской конференции было решено, что границы новой Польской Народной Республики будут включать в себя всю Верхнюю Силезию, в который всегда преобладало польское население, и Нижнюю Силезию, которая была преимущественно немецкой. Этнические немцы и многие силезцы, сражавшиеся на стороне немцев, были вынуждены выехать из региона. Их заменили поляки, которые проживали на востоке во Львове, который в настоящее время выходит в состав Украины.

Хожув — Промышленный центр Силезии

В 1956 году коммунисты построили стадион «Шленски» с вместимостью 120 тысяч человек в агломерации парка Хожув, одного из самых больших муниципальных парков в Европе. Это место стало для национальной сборной домашней ареной в матчах с ведущими командами: Советским союзом в 1957 году, Испанией в 1959-м, Голландией в 1969-м и 1975-м, Англией в 1966, 1973, 1989, 1993, 1997 и 2004, Португалиией в 2006 году.

Во время самой успешной еврокубковой кампании 1968-го года стадион «Шленски» также принял матч с «Манчестер Юнайтед», когда «Гурник» проиграл 1:0 в четвертьфинале (этот незабываемый матч в своей автобиографии описал сам Бобби Чарльтон!). Команда из Верхней Силезии доминировали в польском футболе в течение всего коммунистического периода, выиграв 26 из 42 чемпионских титулов. В сезоне 1968/1969 годов, шесть из восьми лучших клубов польской футбольной лиги представляли эту агломерацию («Гурник», «Полония», «Шомберки», «Заглембе», «Рух» и «Катовице»).

В 1989 году, первыми тремя командами лиги были «Рух», «Катовице» и «Гурник». Удивительно, что после краха коммунизма в том же году, ни одна из команд Верхней Силезии так и не смогла выиграть лигу. Всё еще больше усугубилось, когда стадион «Шленски», который на протяжении многих лет принимал у себя такие имена, как Альфредо ди Стефано, Йохан Круифф, Бобби Чарльтон, Джордж Бест и Криштиану Роналду, не попал в заявку на проведение матчей Евро-2012.

Регион, который некогда был гордостью как на клубном уровне, так и домом для сборной Польши, ушёл в небытие, несмотря на то, что так и остался одним из самых густонаселенных районов страны. В статье 2009 года для Guardian, известный футбольный журналист Джонатан Уилсон (под ошибочным впечатлением, будто бы хожувский стадион «Шленски» был выбран вместо краковского стадиона «Городской»), написал:

«Учитывая успехи в течение десятилетия местного клуба «Вислы» и хорошо развитую туристическую инфраструктуру города, недоумеваю, что он [Краков] не был первым выбранным городом. И кто, в конце концов, хочет застрять на три недели в фактически промышленном пригороде Катовице, когда ты мог оказаться в процветающем городе, полном исторических мест, оживленных баров и прекрасных ресторанов?»

Снисходительный тон Уилсона, казалось бы, стал эхом идеи, что на Верхнюю Силезию — регион, однажды взявшийся за оружие, чтобы присоединиться ко Второй Польской Республике, в остальной части Польши смотрят сверху вниз. Хотя стадион «Шленски» номинально еще являлся домом для национальной сборной, новый красно-белый стадион строился в Варшаве («Нациольный стадион» — Stadion Narodowy).

Удивительным источником столь необходимого воздействия на регион стал оппозиционный закон и опубликованный Партией Справедливости доклад, в котором утверждалось, что «Силезская идентичность просто способ отдаления связи с польском идентичностью, и это, вероятно, просто камуфляж, чтобы принять немецкий вариант». Партия призвала всех граждан зарегистрировать свое гражданство в переписи 2011 года как польское, а не силезское, и привлекла внимание международные средства массовой информации.

Deutsche Welle TV обратил внимание на возрождение женского футбольного клуба «Катовице» («Польша: спор о силезском меньшинстве») и Guardian писал о намерении сменить цветовую гамму стадиона «Шленски» с польским красного и белого на силезский жёлтый и синий («Верхняя Силезия призывает к автономии»).

Оба материала сосредотачивались на гордой футбольной истории региона как средстве выражения своей самобытности. Возникнувшая концепция силезской «нации» получила большую конкретную поддержку у хожувского «Руха», где в течении несколько лет появлялись провокационные баннеры, скандировались лозунги типа «Это мы, нация Силезии» («To My Naród Śląski»), «Oberschlesien» (Верхняя Силезия на немецком языке) и даже «Сегодня Косово, завтра Силезия» («Dziś Kosovo: Jutro Śląsk»).

Официальным талисманом клуба является жёлтый орёл по прозвищу Адлерек. Обратите внимание, что символом Польши является белый орёл и что по-польски он называется «Orzeł». Жёлтый орёл — символ Силезии и слово «adlerek» пишется на силезском диалекте, тесно связанном с немецким «adler».

Одним из объяснений возрастающей роли в продвижении силезской идентичности является поддержка хардкорных болельщиков клуба, которые являются частью мрачной промышленной силезской агломерации, а именно таких мест, как Хожув, Семановичи Шленские, Никишовец и Шопеницы, где местный диалект до сих пор широко распространён.

«Рух» впервые после титула 1989 года (самая последняя команда из Верхней Силезии) был близок к очередному триумфу в сезоне 2011/2012, но стал вторым, уступив очко вроцлавскому «Шленску», который базируется в Нижней Силезии, бывшей немецкой территории, которая по большей части нынче заселена поляками. Занявшая тогда третье место варшавская «Легия» лидировала на протяжении почти всей дистанции вплоть до Пасхи, когда она приняла «Рух», отстававший на очко, и когда до конца чемпионата оставалось только шесть туров.

Гостевая победа предоставила «Руху» возможность стать главным соискателем чемпионского титула и показала долгий путь к восстановлению региональной гордости. Пятнадцатый чемпионский титул позволил бы клубу обогнать местных конкурентов — «Гурник» — и стать самой титулованной командой Польши. После 1989 года обе команды так и остались с четырнадцатью титулами в активе.

Остроты этому противостоянию добавляет и политический аспект. Фанаты варшавской «Легии» (клуб называют «армейцами») являются ультра-лояльными польскими националистами и никогда не уклоняются от политической конфронтанции. Во время сентябрьского матча 2011 года в Лиге Европы против тель-авивского «Хапоэля» (политически левых) болельщики варшавского клуба вывесили огромный баннер «Джихад Легия». Следует отметить, что у «Легии» есть много сторонников в Сосновце и округе Дабровского бассейна, который хоть и является частью агломерации (GOP), но ассоциирует себя с Польшей, а не Верхней Силезией.

Если хожувский «Рух» — польская «Барселона», то варшавская «Легия» — польский «Реал Мадрид» и их матчи это больше, чем просто битва за шесть очков. После победы «Легии» над «Рухом» со счётом 2:0, которая прервала девятиматчевую беспроигрышную серию команды из Хожува, Ежи Горжелик, лидер движения за силезскую автономию, назвал победителей «postkomuchami» (уничижительное название пост-коммунистов) с четырехкратным бюджетом «Руха».

То, что отдельные футбольные команды и города в большей мере воспользовались пост-коммунистическими идеями, чем другие, является ключом к понимаю возрастающего локализма и поддержке автономии в Северной Силезии. Проблемы с бюджетом некогда доминирующих верхнесилезских команд является основным фактором их давнего отставания. Это сказалось не только на «Рухе», но и на «Гурнике» и «Катовице».

После краха коммунизма в 1989 году, когда эти три команды составляли большую польскую тройку лидеров, в чемпионате первенствовали команды из Познани, Люблина, Варшавы, Лодзи, Кракова и Вроцлава. Принимающие центры Евро-2012 были в Варшаве, Вроцлаве, Познани и Гданьске. В этом контексте растет идентификация болельщиков «Руха» с областью, которая противопоставляет себя остальном государству.

Хожувский «Рух» и варшавская «Легия» встретились вновь в финале Кубка Польши 2012 года. Во время подготовки к началу матча, фанаты «Руха» запели «Górny Śląsk» (Верхняя Силезия) после окончания исполнения польского гимна. Кадры Youtube показывают, что есть какая-то путаница с национальным гимном: он начинается снова после того, как пение уже началось.

Невинная ошибка, но не для тех, кто захочет увидеть в этом политическую подоплёку. Конечно, Верхняя Силезия не Каталония, а «Рух» не «Барселона», но регион имеет свою уникальную футбольную историю. Донецкий «Шахтер» представляет убедительный восточный контр-пример того, как футбольная команда после увеличения инвестиций может повысить узнаваемость промышленного региона. В Германии агломерация Рура хорошо представлена дортмундской «Боруссией» и «Шальке».

Качество польского футбола оставляет желать лучшего после 1989 года. «Гурник» и «Рух», исторически сильные клубы Польши, часто сражаются через не могу с более финансируемыми соперниками из Варшавы, Кракова, Вроцлава и Познани (не говоря уже о Лодзи и Гданьске). Повышение конкурентоспособности внутри чемпионата повод для праздненств, но когда регион, который раньше мог гордиться лучшими футбольными командами и самым большим стадионом страны, становится просто «мрачно промышленным», то это только добавляет чувство гнева и обиды.

Некоторые поклонники «Руха» оправдывают свой спорный акцент на идеи локальной идентичности тем, что верность Силезии Польше не должно быть само собой разумеющимся. Существует исторический прецедент автономии Силезии от Польши (1922-1939) и многие верхние силезцы, которые не считают себя этнически и культурно «силезцами», понимают экономическую выгоду, которая будет, если политическая автономия придёт в регион, являющийся одним из самых богатых в Польше. Если бы был способ перенаправить часть средств на развитие футбольной инфраструктуры, то будет получен позитивный перелом в нерадостных последних тенденциях.

Источник: IBWM, Перевод и адаптация: Никита Никулин (Krakus Mag)

Krakus Mag в социальных сетях