3 мин.

Лжеспартаковские стереотипы

Недавно у меня спросили, а поиграл бы я в нынешнем «Спартаке», будь у меня возможность скинуть лет десять. Я ответил утвердительно, поймав себя на мысли, что футбол, несмотря на то, что он стоил огромных затрат, мне совсем не наскучил. После работы в МВД я с удовольствием играю с бывшими партнерами в любительских турнирах, езжу в доброй компании на мастер-классы. Недавно был вместе с Витей Онопко, Серегой Кирьяковым, Валерой Кечиновым, Валерой Шмаровым, Лехой Прудниковым и Димой Ананко в Минводах.

А сейчас о том, как бы я внедрился в сегодняшний «Спартак» Валеры Карпина.

На моей бывшей позиции нынче действует Сергей Паршивлюк, круг обязанностей которого заметно шире моего тогдашнего, и… Знаете, едва не оговорился. Хотел было сказать, что и прав у левого защитника стало больше, да дело в том, что обязанности – это обязанности, они расширяются с универсализацией амплуа, а права, они уже не на откуп тренеру, они – скорее компетенция футболиста. В рамках, понятное дело, тактики. Конечно, меня сложно представить в роли полировщика бровки. Но конкретно в «Спартаке» не было бегунков как тогда, так их нет и сейчас. Если крайний защитник этой команды будет раз за разом таскать мяч по флангу, даже если он будет при этом самым видным и даже самым статистически полезным игроком, он надолго в команде не задержится. Потому что «Спартак» всегда был оптимальным местом для рациональных людей.

Не так давно окончательно проводили в Англию Радослава Ковача. Не спартаковец он, так принято говорить в прессе: ни паса нет, ни понимания… А кто такой спартаковец? Мне скажут, что это интеллектуальный футболист, с хорошей техникой. Но, знаете, а как распознать интеллект и установить, спартаковского он уровня или нет? Скажу я вам, что подобные стереотипы похожи на маяк посреди океанического шторма. Потому что в «Спартаке» интеллект всегда развивали, и изначально, беря в расчет ту шкалу оценки, к которой прибегают нынешние эксперты, довольно многие успешные спартаковские игроки были далеки от этой спартаковости. Я абсолютно уверен, попади Ковач в наш «Спартак» времен Олега Ивановича, он был бы другим Ковачем. Как другим стал Хлестов, как другим стал Ковтун, да как тот же Карпин.

Просто Ковач попал в среду, где его каждый тренер, менявшийся сами знаете, с какой периодичностью, видел по-своему. Но никто его так и не раскрыл. Ковач остался таким же, каким к нам сюда и приехал, «Спартак» на протяжении этих лет пользовался теми его качествами, которые были очевидны, которые были разработаны еще до подписания чехом контракта с нашим клубом.

Мы бы в свое время заставили его стать другим. Его умение выигрывать единоборства дополнилось бы универсальностью действий, за счет чего, кстати, я и вижу себя в современном футболе. Ведь спартаковская универсальность – это привитое чувство момента, когда ты знаешь, что нужно делать прямо сейчас, а через минуту ты будешь отыгрывать ситуацию совершенно иначе, лично принимая решение и открывая в себе что-то новое.

Все потому, что «Спартак» уже тогда избавлялся от такого понятия как «игрок подыгрыша». Весь нормальный европейский футбол сегодня вытесняет этот шаблон. Но в условиях кризиса – спортивного кризиса – в «Спартаке» последних лет многие хорошие ребята смотрелись как раз этими самыми игроками подыгрыша. И Ковач, и гораздо более изначально талантливый Сергей Ковальчук. До сих пор не имеющий внятного имиджа в глазах общественности. Большинство лепит ему ярлык «выжигающего центр поля игрока», и лишь малая часть наблюдающих оценивает задатки Ковальчука адекватно. Только сейчас, когда его миновали травмы, и когда в «Спартаке» налаживается здоровый спортивный процесс, Ковальчук начал раскрываться очень интересным футболистом. В «Зените» ломают голову, кем заменить Тимощука, а «Спартак» тем временем на этой позиции достал игрока из чулана, который не хуже. Если в физической активности Тимощук спартаковца превосходит, то в созидательной работе, когда нужно перейти от обороны к атаке, и поддержать атаку, Сергей выглядит даже предпочтительнее.

«Спартак» традиционно давал шанс проявить себя футболистам разной направленности, поэтому, прежде чем бросаться за обсуждение, какие позиции команде необходимо усилить за счет дорогостоящих приобретений, надо вновь посмотреть на уже знакомые лица. По-моему, Карпин этим и занят.