5 мин.

Есть ли жизнь после провала?

Полный провал – это, конечно, горько. Что же теперь делать? И что делали другие?

Здесь и далее на графиках зелёная линия – выступление мужчин (количество подиумов), жёлтая – выступление женщин, синяя – общий итог.

Франция

У главных героев ЧМ в Холменколлене-2016 – французов – в последний раз такой провал случился в Брезно-Осрбли-1997. Их успехи на ГС начались с неожиданной спринтерской бронзы Ивона Мугеля в Лахти-1981, после чего французский биатлон вновь залёг в свою привычную для 1980-х гг. спячку.

Первое настоящее его пробуждение состоялось в начале 1990-х. Запальным фитилём послужила сенсационная победа Коринн Ниогре, Вероник Клодель и Анн Бриан в эстафете на домашней Олимпиаде в Альбервилле, за которой последовали три французских БХГ и блистательный ЧМ в Антерсельве-1995. Однако сия «французская революция» тут же испытала кризис жанра – в пресловутом словацком местечке.

Как видите, дамы у любителей дуэлей и лягушачьих лапок проваливались в целом регулярно, хотя иногда – в Контиолахти-1999 и Эстешунде-2008 – они, наоборот, выступали в роли спасительниц. Второй случай наиболее показателен, ибо свою единственную бронзу того чемпионата французская сборная добыла в самой последней гонке – женской эстафете. У мужчин сказывался уход Рафаэля Пуаре – большого любителя масс-стартов, чуть ли не в одиночку тащившего на себе сильный пол в начале 2000-х.

А теперь обратите внимание, как пошли дела у французов с тех пор! Правда, Мартан Фуркад появился не сразу – его самого ещё воспитать нужно было...

Германия

У немцев с того момента, как сборная ГДР выиграла бронзу в эстафете в Эстешунде-1970, полных провалов не было вообще. Расцвет же немецкого биатлона начался с приходом малого калибра и Франка Ульриха. (И, чего уж там греха таить, допинга, это же ГДР всё-таки.)

Ну, то есть – если смотреть сегментированно, то провалы, конечно, бывали. В Лахти-1987 западногерманские биатлонистки ещё ничего из себя не представляли (восточногерманских на ЧМ никогда не было вовсе), а на Олимпиаде в Сочи... сами знаете. Уве Мюссигангу, я уверен, до сих пор кошмары снятся. В самом деле, без Магдалены Нойнер – ни одного попадания даже в TOP-10. Россиянки в Холменколлене-2016 хотя бы в смешанной эстафете 7-ми стали.

Опять же Лена вытащила за уши и парней в 2010 году – после того, как те провалились в Ванкувере (это после блистательного Турина-то): немцы выиграли смешанную эстафету на постолимпийском ЧМ в Ханты-Мансийске. (За данную дисциплину я ставлю по пол-очка каждому из полов.) Да и сегодня подъём мужского биатлона в Германии, как видите, идёт медленно и мучительно. Впрочем, и женщины у немцев вечно пребывали в зигзагах.

Норвегия

Норвежцы когда-то начинали с бронзы Улава Юрдета на Олимпиаде в Инсбруке. «Вымирание» старой гвардии в середине 1970-х (в пользу нового поколения финнов), а также отсутствие полноценной биатлонной «школы» регулярно приводило к кризисам мужской половины и в 1980-е, и в 1990-е годы, несмотря на все старания «бегунка» Айрика Кволфусса и снайпера Юна-Оге Тюллума, выигравших на двоих три БХГ.

Расцвет норвежского биатлона начался только в конце 1990-х. Это у мужчин. А у женщин глубокие зигзаги продолжаются и поныне. И всё же, начиная с Лахти-1981, где норвежская команда упустила на последней стойке эстафетную бронзу, полных провалов не было. Умудрялись вот как-то избегать их даже в середине 1990-х. Подать сюда Бьорндалена! Подать сюда Кволфусса!

СССР

Впрочем, зачем? У нас ведь полных провалов тоже не было с того момента, как в Хохфильцене-1978 произошёл переход на малый калибр. СССР – так СССР: если Германия до момента объединения – это и ФРГ, и ГДР (обычно ведь считают именно так), то и Россия не обязана действовать в одиночку. Подать сюда Зубрилову! Подать сюда Домрачеву! А в Холменколлене-2016 и Сергей Семёнов не помешает. Или что? Не устраивают чужие люди в доме? Надоело в коммуналке жить? Ну, тогда вот вам отдельная квартира.

Россия

Со времён Хохфильцена-1978 прошло 38 лет, а чиновники, как я погляжу, кругом всё те же. Ну да ладно. Нам надо отвечать на первоначальный, извечный и животрепещущий вопрос: «Что делать?»

Ответ простой: ДАТЬ ЛИДЕРА! Настоящего, агрессивного, эгоистичного! Только не крикуна вроде Александра Тихонова, а реального деятеля. Ульрих, Кволфусс, Пуаре, Бьорндален, Нойнер, Фуркад – только через них и шло вылезание из кризисов. Будет один эгоист – за ним потянутся и другие. Такие же эгоисты. За деньгами ли, за медалями ли – неважно. Потянутся!

А пока Антон Шипулин будет оставаться хорошим (но не отличным) спортсменом и одновременно хорошим человеком – увы, ничего не выйдет. Ольга Зайцева тоже была хорошей. И что же? Выжженная земля после неё. Правда, Фошберг, Зубрилова, Мякяряйнен, Домрачева также «наследства» после себя не оставили. Наверное, тоже хорошими женщинами были.

Ну, и напоследок – позитивчик: