5 мин.

Черчесов начинал в сборной матчем с Турцией на фоне сбитого самолета. Заканчивал подготовку к ЧМ-2018 тоже с турками

Теперь все по-другому.

Турция – один из главных соперников сборной России в эпоху Станислава Черчесова, сегодняшняя игра в Лиге наций – уже пятая с августа 2016-го. Sports.ru вспоминает первые две.

***

Сборная России Леонида Слуцкого провалилась на Евро-2016 под аккомпанемент «Мы говно» в номере тренера – логично, что после турнира тренера в команде уже не было. Вместо Слуцкого боссы русского футбола привели в сборную победителя чемпионата Польши – Станислава Черчесова.

Через три недели после назначения Черчесову предстояли первые матчи – с Турцией и Ганой. Первый состоялся в теплой августовской Анталии на фоне не самых приятных российско-турецких отношений – многие российские спортивные медиа вышли с заголовками о примирении через спорт.

В ноябре 2015-го турецкие ПВО сбили российский Су-24 во время обострения сирийского конфликта (Россия приняла серьезные ответные меры вроде запрета на ввоз помидоров). Отношения продолжали накаляться – туркам запрещали работать в России, отменяли полеты, а Дмитрий Тарасов в Стамбуле надевал футболку с Владимиром Путиным. Однако в июне 2016-го Реджеп Эрдоган извинился. 

«Россия всегда была нашим другом. Что бы ни случилось, футбол должен идти в стороне от всего остального, он должен объединять людей. Мы рады приветствовать наших русских друзей. Надеюсь, благодаря этому матчу наши отношения станут еще крепче, чем прежде, отношения между странами станут крепче», – говорил главный тренер турецкой сборной Фатих Терим.

Очевидно, с политической точки зрения простой товарищеский матч действительно рассматривался как возможный шаг к примирению, потому что всерьез сообщалось, что на игру могут прикатить как Эрдоган (военные готовились к усилению охраны), так и Путин. Никто не приехал.

Черчесов не обсуждал политику (тогда еще никто не знал про табу и персональный словарь тренера), зато после Слуцкого сделал радикальные изменения – как в психологическом, так и в игровом плане.

«Да, мы ощущаем, [что мы лучшие в мире]. Он нам постоянно говорит это и поддерживает нас. Это приятно, когда тренер говорит, что мы самые лучшие, во всяком случае – для него», – рассказывал Самедов.

Вот как выглядел старт той команды: Акинфеев, Кудряшов, Березуцкий, Новосельцев (по ходу игры перешел из «Ростова» в «Зенит» за 8 млн рублей), Жирков, Миранчук, Тарасов, Оздоев, Самедов, Шатов и Смолов. На замену во втором тайме выскочили Канунников, Зобнин, Газинский, Нойштедтер и Ерохин. Только пятеро из этих парней играли на закончившемся пару месяцев назад Евро. 15 человек из состава двухмесячной давности просто не получили вызова (чтобы вы понимали, как это было давно, тогда в заявке сборной был Дмитрий Торбинский).

Для Тарасова (вот уж совпадение) сбор закончился на этой же стадии – во втором тайме он порвал крестообразные связки. «Игра шла как обычно, ничто не предвещало беды, но в какой-то момент услышал характерный щелчок. Все сразу понял», – вспоминал игрок «Локо». С поля он ушел уверенно, но на самом деле он разорвал ту же связку, которая уже была прооперирована. Вернулся он на поле только в марте 2017-го, съездил на Кубок Конфедераций и больше в сборную Черчесова не вызывался.

Многие из невызванных Черчесовым больше за сборную так и не сыграли – кто-то закончил, кто-то пару раз приезжал, но не играл, кто-то вообще сползи вниз. Пожалуй, отличный пример – решение нового тренера не вызывать Юрия Лодыгина. Кипер «Зенита» в клубе попал под Луческу, много ошибался и в сборную больше не приезжал.

После нулей с Турцией (сама игра была довольно скучной) Черчесов назвал ничью закономерной: «Нам не хватило инстинкта убийцы. Мы чуть-чуть недоработали. На таком уровне по пять-десять моментов не бывает. Бывает один-два, которые надо использовать. Игра была контрольная, не товарищеская».

***

Турцией Черчесов закрывал и подготовительный цикл к ЧМ-2018 – в июне россияне сыграли с турками свой последний матч перед домашним турниром (и тоже, кстати, со словом «контрольный»).

Перед матчем стало окончательно понятно, что лидер обороны Черчесова Георгий Джикия, которого наигрывали до травмы крестов, не поедет на ЧМ (хотя понятно это было еще в январе, когда ему потребовалась операция). На трибунах «ЦСКА-Арены» появился баннер «В добрый путь» – в общем, казалось, что вокруг сборной перед главным турниром в истории был благостный фон заниженных ожиданий.

Но не для журналистов – перед турками была серия из шести матчей без побед, и это точно не могло не провоцировать бурные пресс-конференции Черчесова. С Турцией в итоге сыграли 1:1 (в первом тайме забил Самедов, во втором – вышедший на замену Юнус Малли). Тренер встречал все неудачные действия игроков бурно и передумал выпускать Дзюбу во втором тайме, хотя уже подозвал его и долго с ним разговаривал.

«А я должен был? Где прописано, что я обязан был его выпустить? Я не готовил его к замене. Объяснял ему нюансы, которые мы обсуждали раньше. Показал ему эти моменты в игре. Он сказал, что теперь понял», – недовольно отвечал Черчесов, которого радовал только перуанский журналист.

Уже после ЧМ Россия уверенно справилась с Турцией дважды в Лиге наций – но снова оказалась с ней в одной группе. И готова играть.

Фото: РИА Новости/Орхан Чичек, Алексей Филиппов, Виталий Тимкив