3 мин.

Дежавю

Негативные (на мой взгляд) явления, происходящие в современной Ф1, были темой предыдущей главы. К сожалению, некоторые вещи, вызывающие сегодня негодование болельщиков, вызывают также ощущение дежавю.

1981 год. Великий новатор Колин Чепмен сотоварищи выставляют на Гран-при Франции «Лотус-88», построенный по революционной технологии: машина имела два шасси. Второе шасси, встроенное в основное, было своеобразной «капсулой» для пилота, в то время как подвеска крепилась к основному монококу, что давало возможность настраивать её намного жёстче, чем у конкурентов. Как ни странно, подобная конструкция вполне укладывалась в действующий в то время регламент. Но ФИА признала это инженерное решение нелегальным после первого же этапа с участием новых болидов. Однако Чепмен не стал мириться с таковым решением и выставил машины с двойным шасси и на следующий Гран-при. В Сильверстоун. И фарс продолжился: дирекция гонки признала «Лотусы» абсолютно легальными, но перед квалификацией ФИА снова, и на этот раз окончательно и бесповоротно, наложило запрет на новаторскую концепцию Чепмена. Друзья, вам это ничего не напоминает?! Прошло 30 лет, и вот, как по иронии судьбы, снова в Сильверстоуне... Промолчу.

Другой случай, произошедший год спустя, напоминает ситуацию с участием пилотов «Макларена», возникшую на Гран-при Турции прошлого сезона. Итак, Гран-при Сан-Марино. Имола. По причине дисквалификации Кеке Росберга и Нельсона Пике на предыдущем Гран-при гонку в Италии бойкотировали команды-представители Ассоциации конструкторов, в результате на стартовой решётке было всего 14 болидов. Кстати, опять же, вам это ни о чём не напомнило? Но 14 участников гонки – всё же лучше, чем 6. Однако, речь всё же не об этом. Первые два ряда стартовой решётки заняли пилоты заводских «Рено» и «Феррари»: Арну, Прост, Вильнёв и Пирони. Перед стартом гонки они решили, что первая её половина будет спектаклем. За это время Прост выбыл из гонки по причине механических проблем, позже отказалась работать машина его партнёра по команде. В результате гонку возглавил дуэт Вильнёв – Пирони, третьим с огромным отставанием шёл Микеле Альборето, не представлявший серьёзной угрозы. Однако была вероятность того, что у «Феррари», лидировавших на глазах родной публики, топливо могло закончиться раньше времени. И оба пилота скудерии получили приказ из боксов сбавить темп. И когда Вильнёв последовал указанию с командного мостика, Пирони вероломно вышел на первую позицию. В тот момент канадец верил, что Дидье просто пытался сделать ставшую скучной гонку интереснее для зрителей, но когда новый лидер стал ускоряться, Вильнёву пришлось забыть о приказах. Он хотел доказать, что на одинаковых болидах ему нет равных. И это ему вполне удалось, так как вскоре он догнал Пирони, обошёл его и вновь сбросил темп, так как продолжал думать, что эта рокировка не была борьбой. Однако на последнем круге Пирони вновь просочился вперёд и одержал победу!

К сожалению, закончилось всё намного трагичнее, чем на прошлогоднем Гран-при Турции. Вильнёв поклялся, что больше никогда в жизни не будет говорить с Пирони. Эти слова оказались пророческими: на квалификации следующего Гран-при Вильнёв погиб. Через месяц Пирони выиграл поул на трассе имени Жиля Вильнёва, но не смог стартовать. Его болид стал причиной аварии, в которой погиб Риккардо Палетти, проводивший всего второй Гран-при в своей жизни. А ещё через несколько гонок Пирони сам стл участником серьёзной аварии, в которой получил травмы, не позволившие ему продолжить формульную карьеру.