6 мин.

Бред или не бред – вот в чем вопрос

 

Многие, я думаю, помнят, что около пяти лет назад тогда еще президент FIA Макс Мосли вел авторскую колонку в журнале F1 Racing. Преимущественно речь там, конечно, шла о том, как различные Луки и Флавы, не способные мыслить категориями глобального блага для всего автоспорта и по этой причине оказавшиеся на темной стороне силы, всячески стараются свести на нет великолепные начинания  Макса, который, по понятным причинам, регулярно оказывался на стороне светлой. Во всяком случае, тогда это выглядело именно так. Да и сейчас, надо признать, тоже. Однако есть одно маленькое «но», с которым, думаю, согласятся многие. За всем этим было действительно интересно наблюдать. Если, конечно, не обращать внимание лишь на предметную составляющую событий. Ведь есть и другая. Что может быть хуже грызни бульдогов? Только грызня бульдогов под ковром. Так вот, при Максе ковром пользовались достаточно редко. В то время как сейчас… С другой стороны, сейчас и бульдогов то почти не осталось.

Ну да хватит о Мосли, тем более что речь в данном случае пойдет совсем не о нем. Просто уже в тот период среди потоков президентского сознания обратила на себя внимание одна интересная идея, с которой предлагаю ознакомиться непосредственно из первых уст.

«…Я предлагаю совершенно иную схему проведения чемпионата. Для простоты представим, что у нас 12 команд и 18 этапов. Каждый гонщик по разу выступает на каждой из машин, то есть за 12 этапов все проедут по одной гонке за каждую из команд. После этого лидер называет 6 разных команд, за которые он выступит в последних шести гонках. Потом выбор делает тот, кто занимает второе место, и так далее. Порядок, в котором каждый гонщик будет выступать за каждую команду – и в первых 12 гонках, и в последних 6, - будет определять жребий. Очки и тем и другим начисляются по той же системе, что и сейчас….» (Макс Мосли, F1 Racing – июнь 2006 г.)

На первый взгляд (да и на второй тоже), идея может показаться бредом. Однако Большому цирку доводилось сталкиваться с куда большим бредом (одна идея Берни с медалями, которую обсуждали на полном серьезе, чего стоит), так что не все так очевидно. Для начала отметим, что данная мера позволит раз и навсегда положить конец разговорам о самовозности того или иного титула, что само по себе не плохо. Во-вторых, возрастет роль пилота, чего так хотят многие. Возрастет она не в привычном смысле этого слова, но на дистанции чемпионата все будет в руках каждого конкретного гонщика. Огромную роль будет играть и скорость адаптации каждого из пилотов к новым условиям. Нельзя не отметить и того факта, что новыми гранями заиграет Кубок конструкторов, до которого уже давно никому дела нет (кроме середняков и аутсайдеров, которым важно распределение призовых; лидерам оно тоже важно, но лишь до того момента, пока речь не заходит о чемпионате). Командная тактика, которую многие так не любят, также уйдет в прошлое. Ну и, наконец, со всей уверенностью можно утверждать, что чемпионаты, проводимые в подобном формате, скучными точно не будут.

Естественно, возникает масса вопросов технического и организационного характера. Но при ближайшем рассмотрении все они вполне разрешимы. К примеру, отбор 24 пилотов можно проводить по итогам прошлогоднего первенства, ежегодно обновляя пилотский состав на трех призеров первенства GP2. Вопрос о заработных платах пилотов также может решаться исходя из занятых в чемпионате мест, при этом самим гонщикам может быть предоставлена полная свобода в плане спонсорских соглашений. Возможность выбора по итогам 12 этапов для лидирующих в чемпионате пилотов также можно было бы разнообразить. Скажем, при наличии 20 этапов в сезоне, каждому из пилотов можно предоставить возможность на восьми финальных этапах выступать в составе той или иной команды дважды, определяя конкретные трассы не жеребьевкой, а пожеланием гонщика, поскольку даже абсолютная самовозка будет по-разному вести себя на столь различных трассах, как, к примеру, Монако и Спа – концовка сезона в этом случае станет более осмысленной. Во избежание игр с командной тактикой под финиш сезона можно ввести дополнительный командный бонус для команды, выступая в составе которой итоговый чемпион набрал наибольшее количество очков. В подобном ключе со временем можно было бы решить большинство спорных вопросов.

Кто-то может сказать, что все написанное выше является одним большим бредом. Вполне возможно, что через некоторое время то же самое скажу и я. Однако в каждом бреде…

Завершая тему Макса, нельзя не вспомнить одно известное изречение о том, что власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно. Примерно это и произошло с Мосли, который в какой-то момент в погоне за скальпами неугодных потерял ощущение реальности. У него хватило сил переиграть Денниса и Бриаторе, но в результате этих Пирровых побед неотвратимым стало и падение самого Макса. Что было закономерным итогом всей истории, тем более что первым равновесие силы нарушил ни кто иной как сам Мосли, но в итоге мы лишились эры харизматиков, не получив взамен должной компенсации.

Ну а теперь перейдем к нашим бразильским баранам, жестоко разочаровавших нас отсутствием столь ожидаемого и обещанного по ходу всего уик-энда дождя. Оценок, как всегда, две – авторская (Terra-Incognita)  и неавторская (dmsstar).

Марк Уэббер – 8,0; 8,0.

Марка действительно жаль. Можно долго спорить на тему того, были ли проблемы Себа реальными или вымышленными, но в любом случае команда сделала все, чтобы все были уверены в том, что это подарок – так или иначе.

Себастьян Феттель – 8,5; 8,5.

Думаю, ни у кого не осталось сомнений (Быки сделали для этого все), что при отсутствии проблем / наличии желания (нужное подчеркнуть) немец выиграл бы эту гонку. Вопрос лишь в том, были ли проблемы. Этого мы, скорее всего, не узнаем, но я бы поостерегся относить Red Bull к числу команд, которым имеет смысл верить на слово. Не зря гоночному инженеру двукратного чемпиона в районе сорок пятого круга пришлось напомнить своему подопечному о том, что у него «серьезные проблемы», поскольку тот уже начал об этом забывать.

Кристиан Хорнер – 10,0.

Великолепная работа Кристиана. С одной стороны, Марк таки получил победу и теперь должен чувствовать себя хоть отчасти удовлетворенным, а с другой даже эту ситуацию в Ред Булле умудрились повернуть на пользу своей примы, который, не мудрствуя лукаво, посчитал возможным сравнить себя с Сенной. Плохой знак, если вспомнить, что в пелетоне уже есть как минимум один любитель проводить параллели между собой и Айртоном, при этом своими результатами на трассе доказывающий прямо обратное.

Дженсон Баттон, Фернандо Алонсо – 8,5; 8,5.

Эта пара чемпионов в очередной раз порадовала своих болельщиков действительно чемпионским пилотажем, к чему мы уже привыкли. Испанец может занести себе в актив великолепный обгон британца на 11 круге, ну а британец удивил элегантным исполнением тактики двух отрезков на медиуме.

Фелипе Масса – 8,0; 8,0.

Пожалуй, одна из лучших гонок Фелипе в сезоне. Стабильный темп на не самой простой тактике и 25 кругов на медиуме – все это достойно уважения. Ну а за небольшое представление перед родными трибунами бразильцу отдельное спасибо.

Льюис Хэмилтон – 6,5; 7,5.

В ключевые моменты уик-энда стабильно позади Баттона, и если к отставаниям в воскресенье мы уже начали привыкать, то квалификационное поражение пока еще в новинку.  С другой стороны, британец обещал исправиться в следующем сезоне, так что ждем.

Адриан Сутиль – 9,5; 8,5.

Пожалуй, главный герой прошедшей гонки. Однако все идет к тому, что продления контракта с Мальей не будет. Пожалуй, оно и к лучшему. Бывают ситуации, когда продолжение сотрудничества просто не имеет смысла. И дело не в том, что пилот или команда не соответствуют уровню друг друга. Просто это уже ни к чему не приведет. Сейчас для Адриана настал тот момент, когда ему необходимо либо сделать шаг вперед, либо уступить дорогу молодым.

Ну и в заключение хотелось бы позаимствовать у пользователя  de_mixx один из его комментариев и поздравить всех болельщиков Формулы 1 «с окончанием этого издевательства». Действительно, сезон получился настолько отвратным, что его окончание – это лучшее, что могло с ним произойти. Ну а нам остается лишь надеяться на то, что…