6 мин.

Закономерные сенсации

Главный наш сегодняшний тезис, вокруг которого было решено построить размышление в данном посте, сводится к констатации того, что в мужском турнире Us Open произошло оксюморонное явление, а именно закономерная сенсация. Почему финал Чилич с Нисикори стал сенсацией понятно, пожалуй, всем. Игроки, максимальными достижениями которых до сих пор на турнирах Большого Шлема были полуфинал у Чилича и четвертьфинал у Нисикори, явно не рассматривались даже самыми преданными болельщиками  априори в качестве финалистов. Несколько посложнее доказать, почему эти сенсации стали закономерными.

  В 90 годы, во всяком случае, в их второй половине была гегемония в основном двух игроков. Ими были американцы Пит Сампрас и Андре Агасси.  С 1996 по 2000 год они на двоих выиграли половину из всех турниров Большого Шлема. Были и интересные, довольно сенсационные победители, которые, правда,  не вмешались в гонку за первое место, как например, Крайчек и Корда,  или  те, которые занимали первую строчку только считанные недели. К ним отнесём Кафельникова, Карлоса Мойу и Густаво Куертена.  Также довольно специфически (собственно, как всегда) развивались события на «Ролан Гарросе», где царствовали, так называемые, грунтовые короли, которые за редким исключением претендовали только на роль первой ракетки на грунте.

     Эти  сегодня уже немолодые ребята господствовали во второй половине 90-х.

  Вся история мужского тенниса «нулевых» годов  делится на два этапа.  Первый этап – это, так называемая, после Сампрасо-Агассиевская эпоха с точки зрения теннисной историографии начала 21 века или «дофедерео-надалевская эпоха» с точки зрения новой, актуальный на данный момент  теннисной историографии. Первый этап был спровоцирован тем, что Агасси и Сампрас  в силу своего возраста стали сдавать свои позиции. В итоге  с 2001 по 2003 годы мы увидели целую галерею победителей турниров Большого Шлема. И в этот период на 15 мэйджорах  подряд было аж 10 победителей. Сегодня такого количества обладателей мэйджоров, например, нет вообще на всех просторах рейтинга atp. Затем настали времена пришествия мессии. Им оказались сразу двое. Сначала Федерер, затем Надаль. Чтобы не разбивать историю на более короткие этапы добавим сюда ещё и Новака Джоковича.

  Ни Хьюит, ни Роддик так и не стали доминирующей силой в теннисе.

  Сегодня мы становимся живыми свидетелями заката прошлой эпохи и начала нового периода. Это период некоторой феодальной раздробленности, период, в котором нет одного-единственного короля, или некоего дуумвирата,  которым  все остальные платят дань в виде постоянных поражений. Пока ещё неясно, сколько данный этап будет продолжаться, но уже можно говорить о том, когда он начался. На наш взгляд, он начался с победы Маррея на Us Open 2012, а окончательно наступил после триумфа Вавринки. Нынешний же финал Us Open уже просто стал доказательством реальности существования данных трендов. И на месте Чилича и Нисикори в этом финале вполне могли оказаться и, например, Димитров и Раонич. Скорее всего, это мы и увидим в следующем году. Конечно, Джокович окончательно не сдал своих позиций. Вполне возможно, что и Надаль ещё выиграет пару мэйджоров за пределами парижских кортов, да и тот же Федерер, если очень сильно напряжётся, вполне может вытащить свою последнюю золотую рыбку в виде Уимблдонского трофея. Но в целом, эпоха доминирования уже закончилась.

     Победа Вавринки в Австралии стала предвестником новой эпохи.

  Вполне вероятно, что нынешние победители мэйджоров ( и их финалисты) – тот же Вавринка, Чилич и Нисикори, не смогут господствовать слишком долго. Велика вероятность, что они остановятся на одном мэйджоре. Тем более, возраст Вавринки уже не такой нежный. Вспомним, что Хьюит и Роддик, а также россиянин Марат Сафин, о которых столько говорили в тот период, когда они завоёвывали свои первые и, к сожалению,  последние ( в случае с Хьюитом и Сафйиным титулов было два) титулы на мэйджорах, не стали доминаторами. Пришли другие. Сработал, так называемый железный закон олигархии.  Железный закон олигархии — принцип теории элит, впервые сформулированный Робертом Михельсом в 1911 году. Он состоит в том, что любая форма социальной организации, вне зависимости от её первоначальной демократичности, неизбежно вырождается во власть немногих избранных — олигархию. Данный закон ( не без доли юмора)  вполне можно применить и к теннису (к спорту в целом). И те же Чилич и Вавринка так и останутся переходными фигурами в период роста великих чемпионов. Возможно, что будущие гегемоны уже сейчас начали себя проявлять. Например, Ник Киргиоз и Борна Чорич или Доминик Тиим. Может быть, они ещё только делают свои первые шаги в юношеском разряде.

 Возвращаясь к тезису о предсказуемой сенсации, вспомним, каковы диспозиции были накануне турнира у лидеров. Рафаэль Надаль вообще не принял участия в турнире.  Новак Джококвич очень бледно  сырал на американских мастерсах, тем более, что сейчас у него важные семейные перемены, о возможном влиянии которых на свою результативность, серб ьвердит постоянно. Роджер  Федерер, конечно, играл здорово, но ему уже давно с трудом даются решающие матчи. Энди Маррей до сих пор не смог вернуть свою былую форму, которая позволила ему в течение года выиграть Us Open, Уимблдон и Олимпийское «золото».

  А что же наши герои? Никто не возразит, что оба игрока, вышедших в финал, уже давно ходят в качестве заместителей фаворитов. По нынешним меркам у них довольно дееспособный возраст. Нисикори хоть и с трудом, но всё же вообще пока воспринимается в качестве довольно молодого игрока. Помимо этого у японца прекрасный баланс личных взаимоотношений со многими игроками первой десятки. Он обыгрывал и Федерера, и Джоковича, и Бердыха,  и Раонича, и Феррера.. А в соперничестве некоторых из них и вовсе имел положительный баланс. Мало кто помнит, но после своей потрясающей грунтововой весны, Кеи вообще воспринимался как один из фаворитов «Ролан Гарроса». Но помешали травмы. И только сейчас, в конце августа он смог продолжить свой победный спурт. Много нположительному японцу принесло и сотрудничество с Майклом Чангом.

              Сложно переоценить руку Горана в успехах Чилича.

 

 Важным обстоятельством в карьере Чилича стало пришествие в стан его тренеров Горана Иванишевича. Горан смог наладить тактическую игру отменно подающего Чилича, помог ему получать большую эффективность от последующих за мощной подачей действий. Марин раскрылся как игрок очень многогранной, не зацикливающийся только на одном оружии, подаче, как это делают другие игроки, подающие по 20 и более эйсов за игру.  У Марина уже был прекрасный отрезок в этом году, в феврале. Тогда он выиграл два турнира и ещё сыграл в финале Роттердама.

  Таким образом, оба игрока в этом сезоне уже были на очень высокой точке физической и игровой формы.  И как итог, в финале сошлись лучшие игроки февраля и марта. Им также помогло то, что до сих пор окончательно не сформировались  ни Милош Раонич, Ни Григор Димитров, ещё одни новички первой десятки. Как итог, данная совокупность факторов не делают сенсацию Us Open такой уж совсем непредсказуемой. Ещё раз, теперь уже буквально списком перечислим эти факторы:

1. Неготовность лидеров к турниру. Конец их гегемонии

2. Известные тренеры, которые смогли изменить в лучшую сторону игру своих подопечных.

3. Длительный период нахождения обоих на пороге первой десятки

4. Имевший место у обоих прекрасный игровой этап в этом году

5. Умение играть Чилича и особенно Нисикори с авторитетными игроками.