6 мин.

Полезные травы

 В 2013 году сразу же по завершении традиционного июльского грунтового турнира в Штутгарте, организаторы провели флэшмоб для журналистов и общественности, «посеяв» рассаду, которая вскоре, к 2015 году должна взойти и «превратиться» в новое травяное покрытие, на котором и будут играть в Штутгарте впредь. 

 10 февраля этого года появился новый календарь на сезон 2015 года. И, похоже, тренд, намеченный несколько лет назад, продолжается.

  Во времена "четырёх мушкетёров" покрытие French Open мало отличлось от Уимблдона

Коротко о нововведениях:

Теперь вместо четырёх недель на траве будут играть целых пять недель. Между Ролан Гарросом и Уимблдоном появится зазор не в две недели, как это было многие годы, а в три. Все эти три недели будут заняты исключительно турнирами на травяных кортах Европы. Вместо пяти турниров + Уимблдона теперь будет 6 турниров. Шестым как раз станет турнир в Штутгарте, который перековывает грунт на траву. Но и это ещё не всё. Повысится статус сразу двух турниров. Если раньше мы привыкли к тому, что все эти турниры были серии «250», то со следующего года появятся сразу две «пятисотки» (которые, надо отдать должное не уведут статус у других «пятисоток», а значит общее количество турниров серии 500 увеличится на два). Такими турнирами станут турниры в Галле и в Лондоне. Помимо этого, вместо Истборна турнир будет играться в Ноттингеме , а количество участников основной сетки будет  равно 48. Продолжит своё существование и турнир в Ньюпорте, который также будет проходить уже на следующей неделе после Уимблдона. Однако существенное отличие турнира в Ньюпорте-2015 в том, что он станет безальтернативным ( то есть единственным на этой неделе), а значит имеет шансы собрать гораздо большее количество именитых игроков.

 

                Маррей один из явных кандидатов на июнские 500 очков

 Среди других изменений, выделим смещение раундов Кубка Дэвиса (хотя он и относится к ведению ITF,  но из календаря ATP очевидны те «пустые» недели, которые оставлены под командный турнир, и у ITF не будет иного выбора, как не поставить раунды Кубка Дэвиса именно в них) и возвращение турнира в Сербии, который не проводился в прошлом году и не планируется в текущем. Похоже, что весной будет проводиться только один раунд Кубка Дэвиса, не сразу после Australian Open, а накануне мастерсов в США. Именно за счёт этого сдвига и будет выиграна одна неделя в июне под травяные турниры «пятисотки». А вот полуфиналы  Кубка Дэвиса, по всей видимости, будут проходить на следующей недели после мастерса в Париже, и за неделю до чемпионата мира. Финальный бой за «Салатницу» традиционно пройдёт после чемпионата мира. Таким образом, сезон увеличится ровно на одну неделю. Хотя, очевидно, что полуфинал Кубка Дэвиса поставили так, что почти точно отметается возможность участия в нём теннисистов из первой восьмёрки, которые будут готовиться куда к более важному в плане очков , финансов и престижности, чемпионату мира. Турниры, которые состоятся впервые в этом, 2014 году, в китайском городе Шеньчжене и в Рио-Де-Жанейро, продолжат проводиться и в 2015 году.  

Скачать полную версию календаря можно по данной ссылке: http://www.atpworldtour.com/~/media/7F80051A067C482DB1FBF1021EDD3B59.ashx

 Спортивные и рейтинговые последствия «травяной реформы» заключатся в том, что ранее спортсмен мог набрать  на траве максимум 2750 очков, выиграв Уимблдон, два турнира между двумя мэйджорами и турнир в Ньюпорте. Теперь же количество возможно выигранных очков увеличится на 500 и составит 3250. На грунте максимум можно набрать 8250 очков, на харде в целом – 14600 (16100 для участников итогового чемпионата мира) Таким образом, хард, по-прежнему остаётся единственным покрытием, играя исключительно на нём одном, теннисист сможет стать первой ракеткой мира.

  Резюмирую идею ATP по поднятию престижности травы, хотелось бы отметить, что на самом деле новое – это хорошо забытое старое. Когда-то в теннис играли только на траве.  100 процентов всех турниров проходило именно на этом покрытии. Со временем  на смену гегемонии англо-саксонских и французских спортсменов  пришло первое сильное поколение испанцев, умеющих и любящих играть на грунте. Полное разделение на два мира произошло после известного высказывания Мануэля Сантаны – «трава для коров». Появилась новая теннисная школа грунтовиков, теннис сильно поменялся, так как на этих покрытиях совершенно разный отскок мяча и к играм на этих кортах применяются диаметрально противоположные  тактические подходы.

   Надаль ругает хард, но выигрывает на нём, Маноло ругал траву, но побеждал на Уимблдоне, но всё же прославил обоих испанцев грунт.

Чуть позже грунта популярность стали набирать  и  синтетические, хардовые корты,  а  в 90 годы были популярны, так называемы «карпеты», или, как их ещё называли русскоязычные специалисты, просто «ковры». Почти все закрытые (индор) соревнования проходили на этих самых коврах, пока хард не стали класть и в залах.  Хард дешевле в плане содержания, чем натуральное покрытие, а также менее требовательный и неприхотливый, чем та же трава. Построить хардовый корт можно очень быстро, а значит, он выгоден и в плане ведения бизнеса, так как начинает окупаться буквально в течение нескольких лет. Но есть у харда один существенный «минус» - большая травмоопасность.  Твёрдое покрытие влияет на опорно-двигательный аппарат спортсмена негативнее, чем игра на других видах покрытий. Из-за жёсткого верхнего слоя, похожего на асфальт, возникают высокие нагрузки, отсюда при неудачном движении теннисиста, из-за сильного трения обуви с покрытием велика вероятность травм. 

  В целом, хардовая «революция» стала ответом той самой англосаксонской школы на «революцию» грунтовую, которая не смогла приспособиться к грунту латинского теннисного мира. На сегодняшний момент на хардовом покрытии (в том числе и индор) проходит около 60-65 процентов всех турниров. Второе место по-прежнему занимает грунт, а трава почти что вымерла и превратилась в некую реликвию, на которой играют консервативный Уимблдон и ещё пять турниров серии «250». Но «лёд тронулся» и, похоже, серьёзно. Всё это уже не пустые слова.

 

                  Оказалось, что и грунт тоже может быть для коров.

 Не удивлюсь, если лет через десять на траве появится и «Мастерс». Однако я думаю, что, максимум, одним «мастерсом», мэйджором (Уимблдоном), двумя пятисотками» и 5-7 обычными  турнирами всё и ограничится, так как денег слишком уж много выкидывать на обслуживание кортов не захотят. Потенциально возможно возвращение к траве только в январе, во время австралийского турне. Из-за отказа от травы Австралия потеряла больше всех, ведь в Австралии исконно дети играли в теннис на траве, и именно оттуда пошли Лэйверы, Эмерсоны и Ньюкомбы.  В  феврале играются соревнования в Европе, которая не потянет траву из-за погодных условий. Март отдан под Мастерсы в США, которые не будут тратиться на травяные корты, да и американцы за последние годы уж очень привыкли к харду, и не секрет, что американские теннисисты выступают на харде даже успешнее, чем на траве травы  (если не брать Сампраса в 90 годы). Затем апрель и май, когда турниры проходят в Южной Европе, которая, конечно же, не уступит своего грунта. Вот в июне, а, возможно частично и в июле, в период до американского турне, вполне могут добавиться травяные турниры. Хотя в нынешнем виде в июне их и так максимум. Ну а далее всё понятно. Осень в Азии и на закрытых кортах. А осенью даже коровы вместо травы начинают питаться сеном.