5 мин.

Инстинкт победы

Здравствуйте! Долго я сюда не писал. Темы как-то не было. Все было непривычно спокойно и положительно. А кому это сейчас интересно? Вот и приходится собирать заметки по крупицам. Надеюсь, что вы подскажите мне новые идеи. О чем бы вы хотели услышать?

О ТРЕТЬЕМ ГОЛЕ «МОСКВЫ»

Я увидел, что судья компенсировал три минуты. Нам дали штрафной. Бросил взгляд на скамейку, и Гордеев сказал: «Иди!». Раньше я в чужую штрафную бегал, может, один или два раза за всю карьеру. Не мое это дело. Предпочитаю защищать ворота и не пропускать. Но раз уж сам тренер дал отмашку, какие у меня могут быть варианты?

Первая подача до меня не дошла. Поставили угловой. Естественно, возвращаться в такой ситуации было бессмысленным предприятием. Я пошел на ближнюю штангу. Если честно, думал: «Вдруг мяч в меня попадет! Как-нибудь отскочит». А в этот раз мяч через меня, напротив, перелетел. Что было дальше – вы видели.

Я, кстати, после игры подошел к Самедову. Предъявил ему, если так можно сказать, претензии. Шуточные, конечно. Как же мог он, спросил, по пустым воротам бить. Некрасиво же это. Принято хотя бы защитнику позволить встать на ленточку. Ну он рассмеялся, сказал, что ситуация была у него безвыходная. Нужно было забить – и все. В пустые или полные, значения не имело. Мы вместе над этим посмеялись.

Да, третьему голу я не расстроился. Хоть он и стал для меня что ли «дебютным». Поскольку не бегал я в атаку за несколько секунд до конца, то и не забивали мне в таком стиле. Проиграть, конечно, было обидно. И счет стал менее благоприятным. Однако мы сделали все правильно в этом эпизоде. Поражение – и на Ямайке поражение. А очко, взятое у «Москвы», могло нам существенно помочь в дальнейшей борьбе в чемпионате.

Признаюсь, грустно, что не смог сам забить. Я уж неоднократно заявлял, что есть у меня мечта футбольная. Забить с игры. Мы поэтому регулярно отрабатываем на тренировках ситуации, похожие на ту, что была с «Москвой». Я пенальти учусь бить. Серьезно отношусь к этому. Звонил мне Саша Макаров после матча. Укорял, как я, дескать, так могу подводить. Меня тренируют, чтобы забивал, а я, наоборот, пропускаю. В каждой шутке есть доля правды. А забить-то очень хочется.

Я в Чехии, к слову, забивал с игры. Правда, было это в товарищеском матче на сборе. Меня тренер поставил нападающим. Дважды отличился. В официальном матче в России мне, ясное дело, подобный подарок никто не сделает. Вот и приходится искать ходы, рыть тоннели для гола…

Думаю, стоит отметить и первый гол Мартина Якубко. Это его фирменный мяч. Когда Кубе дают стопроцентный шанс, он не может попасть. Зато не ждешь от него – созидает чудо. Это рок, бич, судьба! Как вам больше нравится. Встретились мы с ним после игры, сходили вместе в ресторан. Я отметил, что он забил, как Марко ван Бастен сборной России на чемпионате Европы 1988 года. Обещал, что с этих пор буду называть его не Куба, а ван Бастен.

О ПРОГРЕССЕ КОМАНДЫ

Чуть выше я говорил, что очко в матче с «Москвой» могло дать нам хорошую позицию в дальнейшей борьбе. Я не шучу. Мы не собираемся останавливаться на достигнутом.

Разумеется, я очень и очень рад, что мы выбрались из ямы. Когда игра у нас не шла, результата не было, я сильно переживал. Было по-настоящему плохо. Футбол, который мы показывали, был в тягость. Не приносил удовольствия. Жуткое психологическое напряжение. Матчей оставалось все меньше и меньше, а победы становились с каждой неделей все нужнее.

Посему счастье мое наступило. Написанное мною исполнилось. Я говорил, что Гордеев – хороший тренер. Что он поможет добыть результат. И он это сделал. Раньше мы думали, как уйти со дна. Теперь глядим вверх, в облака. Ищем шанс побороться за высокие места.

Нужно быть реалистами: призовые места нам не светят даже в радужных мечтах. Есть команды, которые значительно лучше нас. Но, если отталкиваться от уровня нашей игры, нам по силам достичь пятого-шестого места и задержать на нем до конца. Так что важность очка с «Москвой» трудно переоценить. Смотрите: очко заберем у «горожан», три у «Терека» – и просим любоваться благоприятным плацдармом для наступления. Нам важно сейчас сделать запас, потому что концовка первенства обещает много потраченных нервов и сил.

Тем не менее я продолжаю придерживаться своего принципа: думать лишь о каждой следующей игре, не загадывать.

Это одна из причин, почему я не разделяю мнение, будто феномен Гордеева заключается, так сказать, в беззадачности. Мы выполнили цель – не вылететь. Дальше играем в свое удовольствие, не обращая внимания на сопутствующие факторы. А Гордеев, мол, ничего не сделал. Ни в коем случае.

Выходя на поле, ты не думаешь о том, какая задача стоит у тебя на сезон. Что ты там должен сделать за тридцать матчей. Любой игрок держит в голове, что нужно победить, нужно не опозорить себя, свое имя, не подвести тех, кто на тебя надеется. Ты стремишься показать наработанное за неделю. Ни один человек, наверное, играя, не думает о задаче. Это инстинкт.

Футбольный инстинкт, если хотите. Инстинкт победы.

Только когда игра закончилась. Ты пошел в душ, помылся, переоделся, расслабился. Дал интервью. Только тогда ты начинаешь рассуждать о задаче, о деньгах, о призах. Но не на поле.

Другое дело, в «черные» периоды общий психологический фон иной. На тебя давит необходимость. Но опять же – давит за пределами поля. На газоне у тебя одна задача – быть лучше соперника.

А коли говорить о феномене Гордеева, надо заметить: он прекрасный психолог. Он нашел общий язык с ребятами. Нашел общий путь, по которому команда может с успехом двигаться, развиваясь. Есть два типа тренеров. Первый – он не обращает внимания на подбор исполнителей, на их способности и стиль игры. У него своя модель, под которую он всех пытается подстроить. Второй предпочитает отталкиваться от того, кем он располагает. Он ищет способы наиболее эффективного использования имеющихся в наличии футболистов. Гордеев относится ко второму типу.

Два года у него были прекрасные результаты с дублем. Сейчас он показывает их закономерность. И дай Бог, чтобы так оно продолжалось как можно дольше.

P.S. На днях повстречался со Станиславом Черчесовым. Честное пионерское, встреча была случайной. Поговорили о вратарских делах. О всяких отвлеченных вещах. Но и затронули одну интересную для меня тему. Я говорил, что поиграю в России в лучшем случае этот и следующий сезоны. А потом уеду завершать карьеру. Очень хочу закончить ее в Австрии, которую просто-напросто обожаю. Поиграть там годик-другой и уйти на покой. Черчесов в ближайшее время как раз собирается слетать туда…