5 мин.

Начали за здравие

В Баку завершился первый турнир из серии Grand Prix ФИДЕ. Сказать, что завершился неожиданно, – не сказать ничего. Победителями стали Ван Юэ (Китай), Вугар Гашимов (Азербайджан) и Магнус Карлсен (Норвегия). И если Магнуса на вершине вроде бы ждали, то про первых двух многие любители шахмат и слыхом не слыхивали.

К сожалению, не удержался на вершине Александр Грищук. Почему это случилось – загадка. Ну не должен в решающих партиях гроссмейстер такого калибра разваливаться за 20 ходов. По-моему, ответ нужно искать не в простуде, в мотивации Саши. Российский «гросс» в интервью официальному сайту Grand Prix, не особо стесняясь, сказал, что участвует в этой серии, чтобы зарабатывать деньги, а такие глупости, как результат и титулы ему, грубо говоря, по барабану. Жестко, зато честно.

Всем известно, что Грищук очень любит блицевать и, возможно, является сильнейшим в мире в данной разновидности шахмат. Но то, что для него важны успехи исключительно в блице, по-моему, уже перебор. Невольно задумываешься, до каких вершин дошел бы этот один из сильнейших и талантливейших игроков мира, сконцентрируйся он на классических шахматах, а не на блице и покере. Но пока каким бы ни был контроль, Саша «засыпает» на всю партии, а начинает играть, похоже, когда на часах остаются привычные пять минут. В итоге Грищук в Баку, как и хотел, неплохо подзаработал, да и шансы на итоговый успех сохранил совсем не плохие. А манеру игры менять, видимо, уже поздно.

Победу Ван Юэ можно назвать одним словом – «началось». Итак, появляется никому не известный (я о любителях говорю) китайский гроссмейстер, ни разу до этого не выигрывавший серьезные турниры, и не просто не проигрывает ни одной партии, так в 12 поединках из 13 вообще не имеет проблем. Между делом он рассказывает, что в Китае он совершенно не звезда, а шахматистов с рейтингом ниже 2700 в Поднебесной считают чуть ли не за любителей, упражняющихся на парковых скамеечках.

И не надо искать никаких причин, почему это случилось здесь и сейчас. Просто когда-нибудь это должно было случиться. Ежедневная восьмичасовая пахота в пекинском шахматном руднике не может не сказаться. Я бы не стал говорить, мол, все, нет нам от Китая спасения: пока они добились всего одной крупной победы. Но масса ежедневной китайской совместной работы над шахматами копится, посмотрим, что будет на олимпиаде. Пока прогноз, мягко говоря, неутешительный.

Победа Вугара Гашимова называется по-другому: – «подвиг». Благодаря репортажам корреспондента российской шахматной федерации неподражаемого Ильи Одесского, любители шахмат узнали историю Вугара. Один из самых перспективных азербайджанских гроссмейстеров в 2002 году ушел из шахмат из-за тяжелой болезни. Затем, перенеся три операции, сумел вернуться и за один год взлететь до заветной рейтинговой отметки в 2700 пунктов (той, самой до которой в Китае людей за шахматистов не считают).

Тут-то и выяснилось, что в Азербайджане, оказывается, есть не только Раджабов и Мамедьяров, но и Гашимов. И еще очень большой вопрос, кто сильнее – «раскрученные» Шах и Тима или пока особо никому не известный, но не менее талантливый Вугар.

У Раджабова турнир не заладился. В своем интервью официальному сайту Grand Prix Тима разошелся. И контроль странный, и софийские правила зачем-то выдумали, – вбивал он гвоздь за гвоздем в детище ФИДЕ. На робкое предположение перепуганного журналиста, мол, может просто турнир не Ваш, Раджабов добил: «может серия не моя».

Шахрияр Мамедьяров показал искрометные шахматы и однозначно стал самым ярким шахматистом турнира. До вершины не хватило пол-очка. Однако в итоговый успех Мамедьярова мне поверить сложно и вот почему: он слишком хочет выиграть. По различным интервью Мамедьярова складывается впечатление, о чем бы его ни спрашивали, ответят всегда одинаково: «я очень хочу стать чемпионом мира». «Здравствуй, Шахрияр!» – «Здравствуйте. Я очень хочу стать чемпионом мира!». Но, сколько ни говори «халва», во рту слаще не станет.

А вот третий победитель бакинского турнира Магнус Карлсен о чемпионстве не твердит: юный викинг играет турнир за турниром и совершенно не думает о короне. Наверное, поэтому и выигрывает. В Баку Карлсен играл как обычно: сам не «бросался», но и другим особых шансов не давал. Побед могло и не хватить, но в последнем туре подвернулась встреча с Бакро, и Магнус также взошел на первую ступеньку.

В «полтиннике» (равное число побед и поражений) очутились Петр Свидлер и Майкл Адамс. От Адамса ожидать лучшего результата было изначально трудно, а вот Петр отнесся к своему выступлению по-философски: не в этот раз, так в следующий. Не знаю, по-моему, этого по-настоящему «следующего» раза болельщики Петра ждут уже пару лет.

Чуть ниже оказались Гата Камский, Теймур Раджабов и Сергей Карякин. Карякин, как бы это ни было обидно, похоже, сыграл в свою реальную силу. Главное, что ему по-прежнему не кажется, что Карлсен играет сильнее. Ну, дай Бог... А вот Камского я думаю, результат не слишком расстроил: обращать внимания на такие мелочи как Grand Prix ФИДЕ, когда впереди матч с Топаловым, совершенно не обязательно.

Наконец, в самом низу расположились Чепаринов, Навара, Бакро и Инаркиев. Чех Давид Навара на пресс-конференциях сам много раз обозначал загадочную причину неудачи: играет он слабо. Умение вынести себе такой неутешительный приговор, по-моему, стоит многого. Не знаю, выносил ли себе приговоры Бакро, но благодаря французу я, например, увидел то, чего в супертурнирах не видел вообще никогда. Он подставил ферзя Инаркиеву. Просто поставил на битое конем поле. Одним ходом. В почти равной позиции. Значит, не только я так умею.

Иван Чепаринов, проигравший на старте турнира четыре партии подряд, впоследствии останавливал часы всего однажды, чем посрамил автора блога, предрекавшего разгром Ивана и окончательно отправившего болгарина в «бухгалтерию», тьфу, в аналитики. Но все-таки в то, что Иван, хороший гроссмейстер, пусть даже и недобравший пару очков, может выиграть серию Grand Prix, наверное, могут верить только в одной стране мира.

Ну, а чтобы опять не нарваться на гнев болельщиков Эрнесто Инаркиева, скажу, что Эрнесто просто не повезло. Не повезло... шесть раз. Играет-то он блестяще, просто «времени не хватает, мандражирует». Бывает же так… Все судьба-злодейка! Главное, чтобы сам Инаркиев не воспринял эти слова всерьез, а собрался и показал в следующем турнире Grand Prix, на что он действительно способен.

Бакинский турнир получился очень интересным. Неожиданные результаты, интересные игры: что еще нужно? Выходит, что затея ФИДЕ удалась. Теперь будем ждать следующего этапа, который пройдет в России, в нашем новом олимпийском городе.