4 мин.

Похищение Европы

На прошедшей неделе выпал снег, и обе сборные России (мужская и женская) стали чемпионами Европы по шахматам. При этом отрыв женской команды от ближайшего конкурента составил два очка, а мужская сборная победила еще за тур до финиша. Самое интересное, что это сейчас такое выступление кажется триумфом, а еще относительно недавно шахматную общественность будоражил бы вопрос: «Почему мужчины стали чемпионами за тур до конца, а не за два?»

Вообще, вопрос «Как мы сделали это?» в корне неправилен. «Как мы умудрялись не делать этого столько лет раньше?» – вот чем должны задаваться восхищенные нынешним успехом граждане. Вроде спортсмены те же были, и число клеток на доске почти не изменилось… Но если приглядеться повнимательнее, то найти отличия от предыдущих турниров все-таки можно.

Что касается самой прекрасной из всех половин человечества, то успех россиянок является наглядной иллюстрацией поговорки «не мытьем, так катаньем». Уже несколько раз с таким составом мы должны были буквально выкашивать подобные командные мероприятия, но все время нам «не везло». Победа уходила буквально на последних минутах матча, в добавленное арбитром время. Дело было уже не в умении играть, а в психологии, которая является почти девятой фигурой на доске в женских партиях. Душа женщины – потемки, поэтому вызов на подмогу сразу 3 (трех!) тренеров, чья роль в женских шахматах на 90 процентов состоит как раз из умения настроить подопечных психологически, представляется исключительно верным шагом. При этом, конечно, все валить на психологию будет неправильно: Россию представляли сильнейшие игроки, ведомые прекрасной Александрой Костенюк, недавно ставшей мамой. Наша сборная не проиграла ни одного поединка, и все соперницы понимали, что победить можно, только если в очередной раз «обломится». Не «обломилось», слава Богу (или слава теории вероятности).

Как ни странно, но у мужчин роль психологии тоже оказалась крайне велика. Строго говоря, искать причины былых неудач в качестве игры просто абсурдно: когда в заявке команды на третьей доске сидит Александр Грищук (рейтинг 2715), то смотреть, кто занимает первые доски, уже по-человечески страшно. Остается опять ворошить сферу бессознательного. И вот что сразу можно подметить, взглянув на нынешний состав нашей команды: она на удивление дружна. Над коллективом витает пресловутый командный дух, про который обычно вспоминают комментаторы, не обладающие достаточным словарным запасом.

Смотрите сами: Петр Свидлер является просто образцом вежливости и порядочности. Он никогда не станет ставить свои интересы и амбиции выше командных. Мне сразу вспоминается, как на одном турнире пару лет назад я, прикидываясь журналистом, задал Петру невероятно идиотский вопрос, типа «Что Вы думаете о Вашей игре?». Петр в ответ долго и обстоятельно отвечал, даже стал рассказывать про свою жизнь в Санкт-Петербурге. Мне, совершенно незнакомому для него человеку, было очень приятно. Что уж говорить о друзьях и товарищах по команде Свидлера.

Надежда наших шахмат Дмитрий Яковенко очень похож в этом плане на Петра. Только он еще очень рассудительный, все делает с чувством, с толком, с расстановкой. И можно было совершенно не волноваться, что Дима стушуется в такой звездной компании. Почему Дмитрия не брали в сборную раньше, недурно бы спросить у бывшего наставника сборной Сергея Долматова, только вот вопрос этот риторический.

Кстати, на том же турнире, где я беседовал со Свидлером, у меня состоялся и другой разговор. Приведу его полностью.

Дело было в январе 2005 года.

–Александр, какие у Вас турнирные планы на 2006 год?

–На 2006-й? Это который через год, что ли?

–Ой, простите, конечно, на 2005-й!

–Аааа. А я подумал, Вы про 2006-й. (спокойно разворачивается и уходит)

Собеседник угадывается с одного раза. Такое милое впечатление может оставлять о себе только Морозевич. Но при всем этом он всегда был одним из лучших командных игроков России. Александр всегда призывал отменить подсчет личного коэффициента в командных соревнованиях, чтобы можно было спокойно играть на ничью в интересах общего дела, не заботясь о своем рейтинге. Почему ФИДЕ не вняла – один из тысячи бесполезных вопросов к данной организации.

Наконец, Александр Грищук и Евгений Алексеев тоже никогда не были замечены в каких-либо скандалах. Правда, многие припоминают Грищуку его нашумевший отказ от участия в Суперфинале чемпионата России из-за маленького призового фонда. Только мало кто знает, что Саша отказывался играть не из-за маленького первого приза, а из-за ничтожных призовых за места последние. И думал о проигравших шахматистах, которым едва удается окупить поездку.

Под стать игрокам у нас и тренер: Александр Мотылев удивительным образом создал самую благоприятную атмосферу, которая стала благодатной почвой для сильной игры наших фаворитов. Помимо высочайшей шахматной квалификации, Мотылева, играющего гроссмейстера, кстати, связывает дружба со всеми игроками сборной. На фоне безупречного джентльмена Мотылева сразу вспоминаются безобразные дрязги бывшего тренера Долматова с шахматистом Бареевым (рейтинг на сотню(!) меньше, чем у лидеров сборной – 2653), после которых наша команда-фаворит без шансов проиграла на шахматной олимпиаде. И Сергей Долматов, и Евгений Бареев – исключительно симпатичные в жизни люди, но тогда их разборка создала совершенно потрясающий микроклимат в нашей дружине.

Главный вывод прошедшего европейского первенства очень приятен: в командных соревнованиях мы однозначно сильнейшие в мире. Если сборная России не будет сама себе создавать проблем на ровном месте, то на горизонте конкурентов пока не видно. Только вот будет ли это тогда сборная России?