2 мин.

Про усталость и мексиканские кактусы

По информации Юрия Васильева, корреспондента сайта chesspro.ru, Вишванатан Ананд уже жаловался на усталость, а Крамник – на малое количество выходных дней. Четвёртый тур очень точно подтвердил обоснованность этих жалоб. Три партии этого тура завершились крайне нелогично, зато единственная оставшаяся – просто образец логики, напоминающий известную присказку «Мыши плакали и кололись, но продолжали жевать кактус».

Крамник отчаянно давил Грищука. Причём сначала психологически, создавая себе часовую фору по времени, а потом позиционно, методично расшатывая оборону Александра, которому пришлось смириться, что на любой следующий ход у соперника заготовлен сильнейший, проверенный компьютером ответ. Грищук боролся. Получил плохую позицию, но до позиции типа «проиграно как угодно» дело не дошло. А потом соперники и вовсе поменялись ролями: уже Владимир подолгу «засыпал» над доской, а Александр молниеносно отвечал (не от хорошей, понятно, жизни). В итоге, толи умение Грищука играть в быстрые шахматы, толи усталость Владимира привели эту напряжённую партию к ничьей.

Если в партии двух россиян ничья стала наградой за тяжкие труды в защите, то Ананд вряд ли понимает, чем он так провинился перед судьбой. Морозевич разыграл длиннющий вариант Рейнгольда Славянской защиты, проверил память Виши и автоматом получил хуже. Повторюсь, это совершенно обязательно происходит с теми, кто проверяет память Виши. Совершенно обязательно. Александр защищался ярко, но, к сожалению, не всегда точно, что привело к безнадёжной позиции. Но вот потом на доске начался аттракцион невиданной щедрости. По мнению Сергея Шипова, комментатора сайта crestbook.com, Морозевича простили добрый десяток раз. Такого количества упущенных Виши выигрышей без проблем хватит на пару проваленных им турниров. Ну, а Моро везёт. Но с такой игрой везёт уж точно не «как первому призёру».

Существуют такие позиции, в которых, как однажды выразился Морозевич, «кто-то должен психануть». Сложно просто стоять на месте, ничего не предпринимая. В партии Ароняна с Леко «психанул» армянский гроссмейстер. Только вот Леко не смог отреагировать спокойно, предпринял отчаянную жертву фигуры и быстро получил «ящик». Казалось, это был конец. Оказалось, не казалось… Кому на этом турнире везёт больше, чем Морозевичу, так это Левону. Только что не получил мат от Грищука, а тут Леко жертвует фигуру, что он, по-моему, обычно делает раз в год, да и то в сеансах с детьми…

И, наконец, ничего не хочется рассказывать о партии Свидлера с Гельфандом. Русская партия. Кактусов в Мексике много (см. первый абзац) – на много туров хватит. А если серьёзно, то, как бы ты ни привык ходить е4, если играешь с соперником, в дебютный арсенал которого входит Русская партия, и хочешь стать чемпионом мира, ходи d4, квалификации-то хватит.

В пятом туре между собой встретятся два участника предпоследнего матча за мировую корону Леко и Крамник. Верится в победу венгра с трудом, но как бы она закрутила интригу на чемпионате мира…