17 мин.

Леонидас-№1 в Бразилии. До Пеле

Леонидас да Силва родился 6 сентября 1913 в семье Мануэла Нуньеса Силвы и Марии да Силвы, проживавшей в одном из беднейших районов Рио-де-Жанейро - Сан-Кристовао.

Леонидас постигал футбольные азы с четырех лет - сделать первые шаги будущей звезде искренне помогал отец, который и сам любил самую популярную игру в мире. Что могло, собственно говоря, быть лучше, чем возможность поиграть с папой в футбол? В девять лет мальчик потеряет своего первого, но любимого учителя - неумолимая смерть заберет у семьи их кормильцы и покровителя. 

Лео еще больше погрузился в футбол, в котором постарается не только найти себя, но и забыть страшную трагедию. Поэтому, будучи маленьким мальчиком, как и большинство детей из бразильских бедных и неблагополучных семей, днем ​​бродил в поисках любой подработки, а вечером с товарищами гонял мяч, сделанный из носка, набитого тряпками и обмотанный веревкой. 

Мальчик еще с детства мечтал стать профессиональным футболистом, думая, что таким образом навсегда положит конец нищете и безденежью. Но для этого надо неустанно работать в поте лица и быть настоящим футбольным мастером, рассуждал Леонидас. Богатое детское воображение рисовало его, обычного бедняка, в футболке "Флуминенсе", так горячо поддерживаемого и обожаемого клуба. И оно не удивительно - почти все население Рио предпочитало Трехцветных-они регулярно становились чемпионами штата. По иронии судьбы, Леонидас так и не попадет в любимую команду, однако впоследствии воплотит самые сокровенные мечты в реальность.   

Окончив начальную и среднюю школы, тринадцатилетний юноша не будет продолжать грызть гранит науки, а твердо решит присоединиться к одноименному клубу-Сан-Кристовао. "Овны", к удивлению фанатов, как раз в 1926 году неожиданно взяли Лигу Кариока (первенство штата), чем привлекли на свою сторону многих желающих и радостно принимая в свои ряды молодежь.

Леонидас прогрессировал на глазах - за четыре года в Сан-Кристовао футболист вырос в футбольном плане и стал привлекать внимание. По всей Бразилии поползли слухи о появлении игрока с невиданной пластичностью и талантом. Как выяснится позже, через эти качества к футболисту приклеятся два прозвища - Резиновый (каучуковый) человек и Черный Бриллиант.

В 1931 году Лео примет условия среднего по бразильским меркам клуба "Бонсуэссо", который за трансфер рассчитается двумя парами обуви и двумя кофточками. Это вам не Неймар за 222 миллиона. Надо было же с чего-то начинать, и амбициозный форвард взялся покорять футбольный Олимп. За один сезон "Бриллиант" забил 55 голов в 51 встречах, чем привлек тренерский штаб главной команды страны. 

Так, через год под знамена национальной сборной Леонидаса пригласил Луис Аугусто Виняес, пораженный результативностью юного нападающего. 

Необходимо сказать, что дебют в сборной для девятнадцатилетнего паренька сложился едва ли не по голливудскому сценарию - бразильцы в розыгрыше Кубка Америки безнадежно уступали на выезде уругвайцам, когда Виняес, за десять минут до финального свистка, решил выпустить на поле да Силву. Надо заметить, что Селесте - на тот момент действующие чемпионы первого мундиаля в истории и триумфаторы Олимпийских игр 1928 года - представляли собой весьма грозную силу не только на континенте, но и в мире. Леонидаса это мало волновало - за скромные отведенные ему минуты он сумел не только сравнять счет, но и вывести команду вперед.  

Через несколько часов после завершения встречи счастливому Леонидасу предложит контракт самый титулованный клуб Уругвая - Пеньяроль. Но несмотря на блестящую статистику - 28 голов в 25 официальных матчах - да Силва задержится в команде Черно-золотых всего на один сезон, а потом возьмет курс на родину, где в итоге подпишет соглашение с"Васко да Гама". 

Отметившись несколькими важными голами и записав в свой актив более двух десятков точных ударов, Лео помог "адмиралам" выиграть Лигу Кариока и закрепить шаткие вследствие постоянных переездов позиции в сборной - Виняес включил Бриллианта в заявку и взял на итальянский Мундиаль.  

Наверное, если бы был такой шанс, то бразильцы бы с невыразимой радостью вычеркнули из своей истории страницы, касающиеся чемпионата мира 1934 года. Желто-зеленые, как и Аргентина, по ряду причин (Перу и Чили отказались организовывать матчи) квалифицировались на турнир без предварительного отбора, имея в запасе дополнительное время для подготовки.

По общему мнению, тренерский штаб Виняеса поступил не слишком разумно - коллектив прибыл на Апеннины практически перед самой игрой с испанцами. То есть, о какой эффективности можно говорить, если уставшая и нетренировавшаяся команда пересекла десять тысяч километров? На заполненном генуэзскому стадионе "Луиджи Феррарис" Фурия Роха без каких-либо существенных проблем победила 3: 1, помешав бразильцам преодолеть хотя бы первый раунд. Единственный гол в ворота испанцев забил Леонидас ...

Это был полный провал. Президент Бразильской конфедерации футбола Алваро Катан немедленно вызвал Виняеса на ковер и без зазрения совести указал наставнику на дверь. 

Между тем, у Леонидаса, к сожалению, не слишком хорошо обстояли дела в "Васко" - из-за того, что да Силва был темнокожим, ему было крайне нелегко зарекомендовать себя в глазах футбольной элиты. Дело в том, что в то время "цветное" население ограничивалось в правах. Например, на законодательном уровне в Конституции 1934 (повторно - в поправках 1938-м) бедным мигрантам запрещался въезд на территорию страны - бразильский конгресс неоднократно еще в 20-х годах ХХ века поднимал на повестку дня законопроекты о "передвижения человеческих существ черной расы ".

Поэтому Леонидасу, самому ставшему жертвой дискриминации и сегрегации, приходилось вдвое, а то и втрое больше работать, чтобы быть со всеми наравне. Хотя, это не слишком помогло - "Васко" закрыл глаза на хороший результат - 27 голов в 29 матчах - и отправил футболиста в направлении "Ботафого". 

Да и "Одинокая звезда", следуя общественным тенденциям и настроениям, откровенно смеялась и при случае поносила честь и достоинство игрока. В конце концов, клуб согласился продать Леонидаса, которого считал "ненужным и непригодным", во "Фламенго", который, несмотря на присущий аристократизм, терпимо относился к цвету кожи. Причем, переход состоялся за символическую и смехотворную цену, которая составляла пять реалов. 

Раздраженный Леонидас, полностью выкладываясь на поле, зарекся расставить все точки над "и" касаемо своего таланта- ему было неприятно, что его пинали и унижали как могли. И Бриллиант выдал мощную игру, показав, что он большой талант - как в плане техники, так и реализации голевых моментов. 

Но удивить требовательную бразильскую публику филигранной техникой или финтами на самом деле трудно - этот нюанс латиноамериканцы воспринимают как обычную вещь. Однако футболисту удалось, мягко говоря, произвести неизгладимое впечатление своей "изюминкой" - фирменными ударами через себя в падении-"бисиклетой". Как вы уже поняли, именно Леонидаса мы должны благодарить появлением "удар через себя в падении". По крайней мере, к этому склоняется преобладающая часть футбольных историков. 

В Буэнос-Айресе и сегодня живет знаменитая байка - мол, когда во время матча "Фламенго" и местного "Индепендьенте", Леонидас в такой манере поразил ворота соперника, шокированный голкипер не сдержался и начал праздновать гол вместе с бразильцем.

В 1936 году на тренерский мостик сборной был назначен Адемар Пимента, с радостью пожертвовавший сотрудничеством с футбольным клубом "Бангу". Еще бы - такая возможность! Но перед Адемаром поставили серьезную задачу - построить конкурентоспособную команду, готовую к борьбе против лучших коллективов мира. 

В тренировочный и подготовительный процесс к чемпионату мира вмешался даже президент страны Жетулио Варгас, лично следя за всеми событиями, которые касались сборной. Жетулио слов на ветер не бросил и помог Пименте с кадровой ситуацией - призвал футболистов Рио и Сан-Паулу прекратить соперничество и склоки и бросить все силы для завоевания медалей во Франции. 

Адемар, имея в распоряжении когорту высококлассных исполнителей, составил список тех, кто поедет к берегам Средиземного моря. Первым в нем стояло имя Леонидаса, как беспрекословного кандидата на участие и, в целом, лидера Селесао.

В течение двух недель, накануне матча-открытия ЧМ-1938, команда упорно тренировалась, а за пять дней до старта соревнований приспосабливалась к особенностям французского климата и условий. Словом, Варгас позаботился, чтобы на этот раз ведущие бразильские игроки чувствовали себя хорошо и подошли к реализации плана - выигрыш кубка - в лучших кондициях. 

В 1/8 Пимента и компания столкнулись с отчаянным сопротивлением поляков - оба коллектива устроили голевую перестрелку, зафиксировав счет, напоминающий больше хоккейный - 6-5 в пользу латиноамериканцев. 

Все внимание было приковано к двум действующих лиц, словно соревновались в мастерстве - Леонидаса и Виллимовского, нападающего хожувского "Руха". Виллимовский "выстрелил" покером, а Леонидас - хет-триком, введя присутствующую публику в неподдельное восхищение.

Самое удивительное, что неблагоприятные погодные условия - в Страсбурге весь день шел дождь и газон превратился в сплошную грязь - не помешали командам показать остроатакующий футбол. Конечно, ливень внес свои коррективы - например, один из голов Леонидас забил ногой, предварительно сняв размокшую бутсу, и такое, казалось бы, смехотворное выполнение удара вошло в историю под названием "гол от гетры". Вообще Леонидасу было очень неудобно, и он запомнился еще одной выходкой - умолял главного арбитра Ивана Эклинда разрешить продолжить игру босиком, но шведский судья упрекнул, мол, "это тебе не Копакабана, а чемпионат мира!".   

В четвертьфинале бразильцев ждали чехословаки, которые накануне не оставили камня на камне от голландцев, затолкав в экстра-тайме три "сухих" мяча. Оппонент оказался действительно «крепким орешком», лишний раз продемонстрировав, что не зря оказался на стадии 1/4 - Леонидасу пришлось изрядно попотеть, чтобы распечатать плотную оборону чехословаков. Так игра закончилась 1-1 - на гол Бриллианта ответил Олдржих Неедлы - венгерский арбитр Паль фон Хертцка, следуя регламенту, назначил повторный матч, который должен был состояться через два дня. 

Пимента предстал перед трудным выбором, понимая всю сложность обстоятельств - основа была физически и морально не готова, и ей бы не помешало отдохнуть, а резервисты не внушали стопроцентного доверия. На это, в свою очередь, рассчитывали чехословаки - особенно Йозефа Майсснера беспокоил да Силва. 

Адемар пошел ва-банк - в старте появилось девять новичков, неизменный голкипер Вальтер и, к великому разочарованию чехословаков, Леонидас ... Как следствие, Бразилия победит 2: 1 - по голу "запишут" Леонидас и Роберто. Путь к финалу вот-вот будет расчищен.

Так думал и Пимента - он ни секунды не сомневался в своих подопечных. Между прочим, надо отдать должное его хитростям - ровно через тридцать лет в похожем стиле Италия победит на Евро, одолев истощенную Югославию. 

В полуфинале Адемару противостояла мощная Скуадра Адзурра, в составе которой феерил легендарный Джузеппе Меацца. И тогда ослепленный собственным "величием" Пимента допустил роковую ошибку - оставил Леонидаса в запасе. Ослепленный настолько, что еще до матча заказал билеты на рейс самолета "Марсель - Париж", где планировалась развязка всего розыгрыша ...  

Французская пресса растерялась в версиях, искала мотивы, думая, что главный бразильский "козырь", не дай Бог, травмирован или измучен нагрузками. ..  На все коротко, но предельно четко ответил сам руководитель Селесао: "Пусть отдыхает, он должен украсить финал". Не глупо ли так пренебрегать своей движущей силой? Задумывался о своей самоуверенности Пимента, когда Италия уверенно диктовала ход матча, а Поццо из технической зоны будто дирижировал командой и напоминал кукловода, что в театре дергал марионеток за нужные веревочки и в нужный момент? Мы знаем, что Поццо отправится в финал, где менее виртуозно разберется с Венгрией - не без помощи арбитров, подстрекаемых режимом Муссолини - но разберется. И выиграет золото. 

Леонидас выйдет на матч со шведами, сделает дубль и станет бронзовым призером мундиаля.Станет лучшим бомбардиром с семью мячами и получит бешеную поддержку и любовь народа.

В Рио на известие о третьем месте отреагируют достаточно прохладно и снова - по уже вышколенной схеме - ковер и двери, правда, теперь для Пименты.

Леонидас проснется знаменитым и окруженным пристальным вниманием. Бразилия буквально ползала и ползала перед футболистом на колени - представьте, стоило Леонидасу что-то захотеть, как просьба мгновенно выполнялось. Жизнь как в сказке, Ну правда?

Его популярность поражала, что ему прощали абсолютно все - от мелочей до ... убийства.

И это не пустые слова - случилось так, что Леонидас в январе 1938-го, находясь за рулем шикарного Форда, сбил насмерть пешехода. Полицейские, наперегонки с присутствовавшей разъяренной толпой бросились к автомобилю, но, когда осознали, что водитель - кумир миллионов, просто потеряли дар речи. И как думаете, завершился инцидент? Правоохранители пришли к выводу, что жертва сама бросилась под колеса и покончила жизнь самоубийством.

Интересно, что теперь темный цвет кожи пошел Лео скорее на пользу - вместе с близким другом и журналистом Жозе Скассу он превратил свой "недостаток" в прибыльное дело. Скассу стал менеджером и агентом футболиста, и, отстаивая финансовые интересы, вскоре запустил в производство ряд товаров под названием "Черный бриллиант". Так появился соответствующий бренд и вскоре Леонидас рекламировал свою продукцию - от молочного шоколада до зубного порошка.

Он зарабатывал на всем, что касалось его имени - даже на автографах или забитых мячах, устраивая своеобразные аукционы прямо на поле. 

О нем говорили все-от "чистокровной", "белой" капризной элиты до темнокожих ободранных и измученных тяжелой жизнью нищих в фавелах, которые видели в нем свое спасение. Наверняка если бы Леонидас баллотировался в президенты, то непременно бы выиграл с невероятным отрывом - никто не мог посоревноваться со славой Лео. Да и вряд ли когда-нибудь, если бы не один, но очень важный нюанс - все изменило начало Второй мировой войны, по окончании которой бразильцы вознесли на небосвод новую звезду, некоего Эдсона Арантес ду Насименту и назвали Королем футбола. И хотя Пеле дебютирует в большом футболе через шестнадцать лет, Леонидас потерял несколько в популярности и признании СМИ, не раскрылся полностью европейским ценителям. В конечном итоге.  

Вторая мировая война, к счастью, не так ощутимо сказалась на Латинской Америке, как на европейском континенте. Впрочем бурные и страшные события коснулись и нашего героя - около восьми месяцев Лео провел за решеткой, поскольку был обвинен в фальсификации документов, в том числе так называемого "белого билета", который помогал игроку долгое время, как говорится, "косить" от армии. Тем не менее, говорят, что да Силва отсидел тюремный срок в довольно комфортных условиях - руководители тюрьмы снисходительно отнеслись к известному форварду. Понятное, дело не затрагивали Леонидаса и другие заключенные, видя в нем чуть ли не национальное достояние всего государства. 

После того, как Бриллиант наконец вышел на свободу, то не вернулся в столицу, а увлеченный тренером Висенте Феолой, перебрался в другой мегаполис - Сан-Паулу За 200 реалов.  Подписание игрока Триколором было самым дорогим за всю историю бразильского футбола на то время, и многие считали, что это огромная ложь или выдумка, потому что объявление о переходе было сделано 1 апреля.

Две иконы военного и послевоенного бразильского футбола-Леонидас и Элено де Фрейтас (о его трагической судьбе я уже писал в блоге).

Через 9 дней после объявления о переходе Леонидас прибыл на Северную станцию ​​(современная станция Брас) в Сан-Паулу, где его встречали десять тысяч поклонников, а это - на минуточку - и сегодня солидная цифра. Вы можете лишний раз представить, что значил этот футболист и каким он был. Легендарное фото.

Дебют Леонидаса да Силвы в "Сан-Паулу" состоялся 24 мая 1942 года на "Пакаэмбу", в классико против "Коринтианса". Энтузиазм публики увидеть звезду был настолько велик, что стадион собрал в этот день самую большую аудиторию в своей истории: 71280 человек. Матч завершился вничью 3: 3, но Леонидас не забил.

А фанаты Триколора надеялись и верили, что Леонидас поведет команду к новым победам. И Резиновый человек не подвел и оправдал ожидания - в 1943, 1945, 1946 (не проиграв ни разу), 1948 и 1949 годах "Сан-Паулу" без труда побеждал в Паулисте. . Для Леонидаса, Руи, Бауэра, Нороньи, Састре, Ремуса, Тейшейриньи, Мауро, Фриасы это было золотое десятилетие. 

В ноябре 1948 года Лео сделал самую известную "бисиклету" в своей карьере в матче с «Жувентусом» на "Пакаэмбу", когда фотограф Альберто Сартини запечатлел в кадре момент, символизирующий игрока и ставший синонимом гола в его исполнении.

211 матчей и 144 гола - согласитесь, убедительная статистика для уже немолодого форварда. Леонидас играл до 37 и всегда держал себя в хорошей форме.  

В 1951 году Леонидас да Силва, хотя и решился повесить бутсы на гвоздь, окончательно не забросил спортивную деятельность,поработал тренером, потом занимал должность в секретариате штата Сан-Паулу и отлично реализовал себя на телевидении,став комментатором. Надо признать, что здесь у Леонидаса был талант, не меньший, чем в качестве футболиста - не каждому, согласитесь, удастся собрать коллекцию самых престижных журналистских наград "Рокет Пинто", а их в руки экс-нападающего попало целых семь.  

Пятнадцать лет назад Леонидаса не стало. 24 января 2004 года медики лишь констатировали -диагностированная в 1974 году неизлечимая болезнь Альцгеймера доконала великого и несчастного бразильца в доме для престарелых. Ему было 90 лет. 

Лео оставил после себя огромное наследие, фундаментальную веху бразильского и мирового футбола. Если бы не ряд обстоятельств, то он бы был, пожалуй, лучше Пеле. Хотя - разве плохо быть Первым?

Клубы : Сан Кристовао (1929), Бонсуэссо (1931-1932), Пеньяроль (1933), Васко да Гама ( 1934), Ботафого (1935-1936), Фламенго (1936-1941) и Сан-Паулу (1942-1950).

Титулы в клубах :

1 чемпионат Кариока (1934) с Васко.

1 чемпионат Кариока (1935) с Ботафого.

1 чемпионат Кариока (1939) с Фламенго .

5 чемпионатов Паулиста (1943, 1945, 1946, 1948 и 1949) с Сан-Паулу 

Индивидуальные награды и достижения:

Лучший бомбардир (7 голов) и участник символической сборной ЧМ-1938

149 игр и 153 гола за Фламенго

211 игр и 144 гола за Сан-Паулу

37 игр и 37 голов за сборную Бразилии

28-ое место в списке лучших игроков ХХ века по версии журнала Плакар (1999)

61-ое место в списке лучших игроков в истории Кубка мира по версии Плакар (2006)

25-ое место в списке лучших игроков Южной Америки ХХ века по версии IFFHS

Лучший бомбардир чемпионата Кариока 1940 года -30 голов

Пост создан на основе материалов сайта football.ua и зарубежной прессы.