10 мин.

Путь в неизвестность. Куда Сильвио Берлускони ведет «Милан»

Алексей Логинов разбирается в финансовых делах и перспективах одного из главных клубов Италии.

Он не любит надолго оставаться в тени. А порой немного напоминает избалованную девочку, которую родители привели на чужой день рождения, и она не понимает, почему внимание и подарки достаются совсем не ей. Чем же еще объяснить то, что новость о предстоящей продаже акций «Милана» просочилась в прессу аккурат накануне финала Лиги чемпионов? В субботу утром несколько миллионов читателей открыли газеты и рядом с информацией о матче года увидели фотографию улыбающегося Берлускони. «Кажется, я наконец-то нашел для клуба нового инвестора», – цитировали Дона Сильвио ведущие итальянские издания.

Но слова Il Cavaliere часто расходятся с делом. Политик, практически угробивший в стране правую идеологию, привык говорить лишь то, что ему выгодно. Например, два месяца назад он сказал: «Продажа 75% акций «Милана» – дело решенное». Тогда же сообщалось, что сумма сделки варьируется от 1 до 1.5 млрд евро. Разумеется, все детали держались в строжайшей тайне, но журналисты откуда-то узнали некоторые подробности. Вроде бы президент настаивал, чтобы его дочь Барбара сохранила должность в руководстве. Однако по неизвестным причинам все сорвалось. Сейчас же стороны заявляют, что практически обо всем договорились.  

В ближайшие шесть недель итальянская компания Fininvest и таиландская Taechaubol согласуют юридические моменты. Ожидается, что азиаты раскошелятся на 480 миллионов евро. Говорят, что после апрельского фиаско бизнесмен Би Тэчаубол сделал все возможное – заранее не объявлял в социальных сетях о своем приезде в Италию, на всякий случай остановился в другом отеле и вообще не делал громких заявлений. И правильно – деньги любят тишину.

Сторонники Берлускони тут же поспешили объявить о его триумфе. Дескать, тот продемонстрировал исключительную ловкость – заполучил огромную сумму, сохранив контроль над клубом, и привлек стратегического инвестора, который теперь будет развивать бренд «россонери» в Азии. Не то что Массимо Моратти, продавший Эрику Тохиру 70% «Интера», а впоследствии  в частных беседах не раз сожалевший о содеянном. Возникла даже безумная идея (а разве может быть другая – у «нерадзурри»-то?), которую продвигал Эрнесто Пеллегрини – скинуться и выкупить «Интер» назад. Дон Сильвио же нашел лоха или, как любит говорить один из его лучших друзей, партнера. Управлять всем будут его доверенные лица, а азиаты – лишь давать деньги. И если в ближайшее время «Милан» добьется успехов, то их наверняка будут связывать с семьей Берлускони. Именно об этом и мечтает Il Cavaliere – он хочет уйти победителем.

Предполагается, что в ближайшие 18 месяцев в оперативном руководстве «Милана» не произойдет существенных перестановок. Как и прежде, власть будет поделена между Адриано Галлиани и Барбарой Берлускони. Первый будет отвечать за спортивную составляющую, вторая – за коммерческую.

Важной частью проекта остается строительство собственного стадиона, которому могут присвоить имя самого успешного президента в истории «россонери». С помощью азиатских друзей и новой арены «Милан» планирует увеличить доходную часть бюджета, сократив разрыв от европейских грандов. На бумаге все это выглядит весьма красиво и многообещающе. Но только для тех, кто не хочет вникать в детали.

На приобретение 48% акций «Милана» Fininvest дал Мистеру Би восемь недель. Таким образом, пока тот не потратил ни одного евро. Поэтому заголовки в прессе вроде «Берлускони продал почти половину клуба» некорректны. Стороны вполне еще могут и не договориться, как это случилось в апреле. Да и для чего нужно столько времени? Исходя из практики продажи итальянских клубов, факт переговоров держится в секрете до самого конца. Общественность же узнает обо всем последней. Вот почему многие считают, что два месяца нужны для урегулирования дополнительных пунктов, согласно которым Берлускони обязуется продать оставшуюся долю клуба. Вероятно, Би Тэчаубол получит опцион, по которому впоследствии и выкупит контрольный пакет акций. Называют и срок действия опциона – не более года. Но зачем же тогда понадобилось дробить сделку на части?

Осенью из печати выходит широко анонсированная книга My Way, в которой бывший премьер-министр Италии рассказывает журналисту Алану Фридману о своей жизни: о многочисленных процессах, будущем «Милана», отношениях с женщинами, а также мировыми лидерами – от Джорджа Буша и Михаила Горбачева до Барака Обамы и Ангелы Меркель. Нет нужды напоминать, насколько для Берлускони важен собственный статус. Согласитесь, бывший президент и владелец «Милана» звучит не очень. А вот действующий – совсем другое дело.

Вопреки распространенному мнению, в настоящий момент на счета «Милана» никакие 150 млн евро – на трансферы – не поступили. Если в ближайшие дни «россонери» и приобретут какую-нибудь звезду, то лишь на заемные средства, предоставленные банками или же Doyen Sports – фондом, который дает деньги на подобные нужды. Если же сделка с Мистером Би сорвется, придется разбираться с новыми долгами. И Fininvest сильно рискует. Определенный оптимизм внушает лишь репутация Doyen, который вряд ли бы начал сотрудничество без серьезных гарантий.

Между тем сумма в 480 млн евро сильно завышена. Об этом в Италии говорят не только конкуренты вроде Андреа Аньелли, но и более-менее разбирающиеся в финансах люди. Если меньше половины акций клуба столько стоят, то весь пакет должен тянуть на миллиард. Абсурдно даже для периода расцвета «россонери». Для сравнения – «Ювентус» оценивается Forbes приблизительно в 740 млн евро. Согласно той же оценке, «Милан» стоит 680 миллионов. Не самый большой разрыв, учитывая, что у туринцев есть собственный стадион. Поэтому итальянское издание Il Sole 24 ORE, специализирующееся на экономике и финансах, привело более скромную цифру – от 400 до 500 млн евро за 100% акций «Милана». И без калькулятора видно, что Мистер Би переплачивает в полтора-два раза.   

Справедливости ради напомню, что когда речь заходит о «Милане», пресса склонна завышать суммы сделок. Особенно этим грешит La Gazzetta dello Sport – в ведомстве Андреа Монти до сих пор обожают броские цифровые заголовки. Так было с продажами Шевченко и Кака, за которых впоследствии заплатили на 40% меньше, чем анонсировалось ранее. Используя эту формулу, можно прикинуть сумму, с которой в действительности готов расстаться тайский бизнесмен.

Если же верить всему, что пишут, то новый партнер Берлускони занимается исключительно благотворительностью. Только представьте себе: человек платит цену намного выше рыночной и даже не удосуживается взять на себя управление активом. На это возражают: мол, Би Тэчаубол надеется покрыть расходы после IPO в Гонконге. Но и эта версия не выдерживает критики.

Для того чтобы пройти процедуру, понадобится не один год. Необходимо навести порядок в бухгалтерской отчетности – нужна максимальная прозрачность. И никто не гарантирует, что гонконгская фондовая биржа высоко оценит компанию, нуждающуюся в постоянном финансировании. Да и стоимость бренда «Милана» в Азии не так высока, как принято считать. На его развитие и монетизацию уйдет время даже при грамотном управлении. У «Манчестер Юнайтед» намного больше поклонников в этом регионе, но и ему пришлось отказаться от листинга в Гонконге, сделав выбор в пользу более консервативной Wall Street. А у «МЮ», в отличие от «Милана», есть собственный стадион, он ежегодно приносит прибыль и регулярно участвует в Лиге чемпионов. Станет неприятным сюрпризом, если стоимость акций «Милана» упадет сразу после размещения. Но пути назад уже не будет.

Вызывает интерес и личность самого Би Тэчаубола. В Италии о нем говорят уже полгода. Причем до «Милана» он якобы интересовался покупкой «Наполи». В то время в прессе мелькала информация о неком тайском бизнесмене, который желает купить какой-нибудь итальянский клуб, но не имеет достаточно средств. Однако стоило на горизонте возникнуть Берлускони, как газеты сразу же раструбили о том, что семейное состояние Мистера Би оценивается в 1.2 миллиарда евро. Теперь же говорят, что Тэчаубол представляет некий консорциум инвесторов, среди которых называют фирмы Abu Dhabi и Ads Securities, основной бизнес которой – валютные спекуляции, а также китайский банк Citic.

Скорее всего, этот банк как раз и кредитует Тэчаубола для покупки акций «Милана». Или же за ним скрывается крупный игрок, желающий сохранить инкогнито и использующий так называемый экранированный капитал. Ничего хорошего в обоих случаях. Брать в партнеры человека, который явно переплачивает да еще привлекает заемные средства в надежде на IPO? Все равно что выйти замуж за клерка, который залез в овердрафт по кредитной карте, дабы купить билет в Колумбию в надежде выиграть в казино, а на обратном пути протащить мимо таможенников несколько килограммов кокаина.

Последствия же сделок, когда «солидный инвестор» скрывается за подставными лицами, мы недавно наблюдали в Парме. Бедняга Джампьетро Маненти также твердил о покупателях, чье имя он не имеет права называть. Как обычно, все закончилось банкротством и внешними управляющими. А ведь когда говорят о развитии бренда, то, прежде всего, надеются на лояльность болельщиков, которые хотят знать истинных владельцев. Мутные схемы же идут только во вред. К тому же в случае с «Миланом» теневым инвестором может оказаться структура, аффилированная с китайским правительством. Не хватало только связаться с коммунистами на старости лет! И это после того, как в 1987 году Дон Сильвио отверг кандидатуру Освальдо Баньоли на пост тренера только потому, что подозревал того в симпатиях к левым.

Сделка также может попасть в поле зрения Федерации и Лиги, которые после случая с «Пармой» грозились утвердить новые правила по смене собственников у клубов. Ведь не лучшая идея в эпоху финансового Fair Play – не знать истинного происхождения нескольких сот миллионов евро, которые поступят в Италию. Тут могут возникнуть вопросы не только у аудиторов УЕФА, но и у правоохранительных органов.

Что же на самом деле задумал Берлускони? Неужели правы его враги, которые говорят, что Il Cavaliere решил напоследок громко хлопнуть дверью? И ему уже все равно, какой пиар – черный или белый, лишь бы попасть на страницы газет? Ведь если Би Тэчаубол действительно заплатит 480 миллионов, эти деньги пойдут прямиком в Fininvest, а потом посредством дивидендов – в семью Берлускони. И неизвестно, сколько из них достанется «Милану». Но есть и другая версия – более приятная для тифози, согласно которой Дон Сильвио таким необычным способом хочет расшевелить своих наследников. Ведь после того, как Fininvest намертво увязнет в кредитах, IPO и во всем прочем, им уже не удастся остаться в стороне.

Сильвио Берлускони принадлежит к тому вымирающему в Италии типу бизнесменов, которые в свое время создали то, что мы называем Il Grande calcio. Джанни Аньелли, Дино Виола, Паоло Мантовани, Калисто Танци, Раньери Понтелло, Серджо Краньотти, Франко Сенси… Иных уж нет, а те далече. Они так похожи на правителей эпохи Чинквеченто, которые в погоне за славой были готовы платить любую цену. Но даже самые могущественные и мудрые из них не смогли победить время. Сына Лоренцо Великолепного, Пьеро Медичи по прозвищу Глупый, жители Флоренции с позором изгнали из города. Впоследствии он утонул в реке. Как вы думаете, если бы Адвокат был жив, допустил бы он, чтобы «Ювентус» очутился в серии B? Но на его месте были безликие Элканны. Поэтому Берлускони и хочет ввязаться в последнее сражение – пока еще есть силы. Пусть даже исход его и неясен. Уж лучше с улыбкой шагать в неизвестность, чем жить воспоминаниями о былом величии.  

Всем, кто любит Италию, мы говорим GRAZIE!

Последние материалы блога: 

Несъедобно. Почему Италия проиграла Португалии

Битва за первую корзину. Как Италия будет играть с Португалией

Со знаком свастики. Как Италия сыграла вничью с Хорватией

Фото: REUTERS/Remo Casilli; Gettyimages.ru/Marco Luzzani; REUTERS/Chaiwat Subprasom/Files, Max Rossi