12 мин.

«Отсель грозить мы будем…финнам!»

Не только сборная России образца «Кубок мира-2016» может гордиться «сухой» победой над сборной Финляндии. Без малого 56 лет назад почти такого же успеха в поединке с командой Страны Суоми одержала скромная тогда команда первой группы чемпионата СССР «Автомобилист» (Свердловск), обыгравшая национальную сборную этой страны, да на чужой площадке, со счетом 2:0.

Впрочем, ныне екатеринбургский «Автомобилист» («Спартак») может гордиться и общей статистикой противостояния национальным сборным европейских стран. В 23 матчах, состоявшихся за период с 1960 по 1992 год, на счету уральской команды оказалось 20 побед при одной ничьей, всего двух поражениях и вполне чемпионской разности шайб 174:47. А ведь ее соперниками за эти три с лишним десятка лет, помимо упомянутой выше Финляндии, также являлись сборные Румынии, Швейцарии, Польши, ГДР, Болгарии, Чехословакии и Норвегии.

Дебют на европейской арене, причем очень неожиданный, у тогда еще свердловского «Спартака» случился в ноябре 1960 года. Спортивное руководство Финляндии, всерьез озаботившееся развитием в своей маленькой стране хоккея с шайбой, обратилось за помощью к соседям из Советского Союза: мол, пришлите к нам свою хорошую команду, умеющую играть на высоких скоростях.

Подумав, в Москве решили не рисковать и предложили финнам принять не какой-либо клуб из Москвы, а скромный уральский «Спартак», в классе чемпионате СССР 1960 года занявший всего лишь 11-е место в классе «А». Мотивировав это тем, что «Спартак», мол, является одной из самых быстрых и атакующих команд страны.

Иронизировать, к слову, в этом месте не стоит. Ведь по оценкам специалистов, команда, тренировал которую с момента рождения «пионер» свердловского хоккея, участник Великой Отечественной войны Георгий Фирсов,

https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/6/8d/20582fb9540809727258ec5118590.png

действительно играла очень быстро. Другое дело, что из-за отсутствия большого количества действительно классных и технически оснащенных игроков и регулярных потерь в составе, побед она добивалась крайне редко. В основном же, боролась за выживание в классе сильнейших.

Скажем, на старте сезона-1960/1961, когда и состоялось историческое турне по Финляндии, спартаковцы провели в Москве три кряду матча чемпионата страны — с «Крыльями Советов», столичными одноклубниками и «Динамо». И во всех ушли со льда побежденными, соответственно, 2:9, 4:6 и 0:7. А за весь первый этап, по итогам которого свердловчане заняли восьмое место из десяти, одержали только четыре победы в 18 играх.

И это, к слову, несмотря на возвращение в родной город из ЦДСА недавнего форварда сборной СССР, серебряного призера чемпионатов мира 1957 и 1958 годов Александра Черепанова (на снимке в темной форме).

https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/9/55/7b25c98dd44508dc3e3ae7e598c2a.jpeg

Тем неожиданней оказался итог двухматчевого противостояния скромной клубной команды и сборной Финляндии. В первой игре, состоявшейся в Хельсинки 15 ноября 1960 года, свердловчане не только сохранили свои ворота, защищал которые Валерий Михеев, в неприкосновенности, но и забросили две шайбы, победив 2:0.

Любопытно, что в феврале того же года финская сборная играла со сборной СССР на Олимпиаде в Скво-Вэлли и сумела забросить в ворота Николая Пучкова и Евгения Еркина четыре шайбы, проиграв 4:8.

17 ноября соперники встретились уже в Тампере. Полные желания взять реванш, хозяева площадки сразу же пошли на штурм ворот Михеева и даже открыли счет. Но в ответ вновь пропустили дважды, уступив, на сей раз, со счетом 1:2.

Потрясение финнов от игры незнакомых советских хоккеистов и, особенно, их побед, одержанных действительно на весьма приличных по тем временам скоростях, оказалось столь сильным, что они тут же связались с советским посольством и пригласили свердловчан продлить свое пребывание еще на пару дней. А заодно съездить в Лаппенранту и сыграть там не планировавшийся изначально матч с местной командой «Сайпа» (5:2).

Кстати, восемь лет спустя «Автомобилист» встречался с уже молодежной сборной Финляндии и разгромил северян уже крупнее — 11:2.

Второй по счету национальной командой, испытавшей на себе силу и скорость уральцев, стала сборная Румынии. Первый матч «Автомобилиста» с ней состоялся в начале 1969 года в рамках турне по стране.

Для разминки свердловчане, проводившие лучший сезон в своей истории, разгромили 29 января в Меркуря-Чук местный «Авантул» — 13:5. На следующий день в Бухаресте со счетом 13:1 была разбита и молодежная сборная Румынии. Наконец, в последний день января с точными бросками отличившегося в трех играх семь раз Валерия Голоухова (будущего тренера Павла Дацюка, на снимке) и его партнеров не справилась и национальная румынская команда, уступившая гостям 3:7.

https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/f/6c/9af30a46d40beb09079f8b6a016e8.jpeg

За «поруганную честь» румынского хоккея свердловчанам в какой-то мере «отомстил» ЦСКА, в свою очередь разгромивший уральцев в их первой после возвращения домой игре чемпионата СССР — 12:3.

Забегая вперед, отмечу, что всего «Автомобилист» и сборная Румынии встречались друг с другом 12 раз — это больше половины всех международных матчах екатеринбургского клуба. И все 12 закончились неизменными победами представителей уральского хоккея с общей разницей шайб 106:21. В плюс же себе румынская команда может записать, пожалуй, лишь результаты двух игр, в которых она уступила свердловчанам «всего» 3:4.

Произошло это в 1973 и 1974-м годах, соответственно, в Бухаресте и Киеве. В свою очередь, свердловчане при случае могут припомнить, как в 1986 и 1988-м громили румын 16:2 и 16:1.

В том же 1969-м, только уже в сентябре, свердловская команда с разницей в два дня «открыла» для себя еще две европейские страны — Швейцарию и Польшу. Сделала она это на международном турнире в Сосновце, посвященном 25-летию образования Польской Народной Республики. Впрочем, больших проблем пятой на тот момент клубной команде СССР ни швейцарцы, ни поляки не составили. Первые проиграли «Автомобилисту» со счетом 1:9, хозяева турнира — 2:7.

Со сборной Швейцарии, в те годы еще и не мечтавшей о медалях чемпионата мира, уральский клуб больше никогда не встретился, а вот со сборной Польши сыграл еще дважды — семь лет спустя. Вскоре после знаменитой победы команды советского тренера Анатолия Егорова (в биографии которого, кстати, есть небольшой отрезок не слишком удачной работы и в «Автомобилисте») со счетом 6:4 над сборной СССР на чемпионате мира-1976 в Катовицах.

Причем оба матча по иронии хоккейной судьбы прошли в феврале 77-го в том же самом городе, в котором нападающий польской сборной Веслав Иобчик забрасывал шайбы в ворота Владислава Третьяка и Александра Сидельникова.

Сегодня, по прошествии четырех десятков лет, мне сложно сказать, сколько именно участников исторического для Польши матча играло против «Автомобилиста» и был ли на льду пан форвард Иобчик. Зато отлично известно, что 19 февраля 1977 года, спустя всего десять месяцев после сенсационного триумфа на домашнем ЧМ, поляки проиграли свердловчанам с тем же самым счетом, с которым 8 апреля 76-го столь неожиданно обыграли советскую сборную — 6:4.

К слову, не преуспели хозяева льда и в состоявшейся на следующий день игре №2, сведя ее всего лишь вничью 2:2. А лично мне очень обидно, что канули в безвестность авторы всех восьми шайб, заброшенных свердловчанами, предположительно, лучшему вратарю Польши всех времен Анджею Ткачу.

Еще четыре страны на маршрутной карте «Автомобилиста» появились в 1980-е годы. В стартовый год десятилетия свердловчане в первый и последний раз сразились на льду с уникальной по всем меркам командой, собранной из игроков всего лишь двух клубов — сборной ГДР.

Впрочем, наличие в немецкой сборной представителей только двух «Динамо» — из Берлина и Вейсвассера — объяснялось довольно просто: других клубов в чемпионате Восточной Германии тогда и не существовало. Поэтому слабейший из «Динамо» заранее гарантировал себе серебряные медали чемпионата страны и солидное представительство в главной команде Германской Демократической Республики.

Что касается отчетного матча с национальной сборной ГДР, прошедшего 15 сентября 1981 года в Риге, то завершился он победой свердловчан — 6:4. А героем этой встречи стал 25-летний форвард уральцев Василий Татаринов, забросивший две решающие шайбы.

https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/a/30/aea3c13874ed4a89180f17532cd9c.png

Кстати, де-факто была и еще одна игра, в которой свердловчанам противостояла именно сборная ГДР. Но официально 26 сентября 1974 года в Киеве «Автомобилист» встречался не с ней, а со сборной все тех же двух клубов, которой и проиграл со счетом 3:8 (голы: Николай Крылов, Аркадий Рудаков, Александр Жуков).

Весьма насыщенным на международные события для свердловчан оказался 1986 год. В нем свердловчане дважды привычно разгромили сборную Румынии — 5:1 в Бухаресте и 16:2 в Киеве, и со счетом 5:2 переиграли в украинской столице олимпийскую сборную Канады во главе со знаменитым ныне Дэйвом Кингом.

https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/d/3c/f47b360834c249725abdcfbd0ea9b.jpeg

А еще они впервые сыграли, в том же Бухаресте, с национальной сборной Болгарии, установив рекорд результативности в международных встречах — 17:3 (пять шайб забросил легендарный уральский форвард Виктор Кутергин). Повторно болгарскую команду свердловчане разгромили три года спустя. На сей раз, в Омске — 15:2.

Любопытно, что позднее за сборную Болгарии выступали сразу два игрока из Свердловской области, выступавшие в чемпионате страны за екатеринбургскую «Динамо-Энергию». Это защитник Роман Моргунов и ставший в Софии настоящей звездой болгарского хоккея нападающий Станислав Мухачев.

Также в 86-м с уральцами дважды сыграла и сборная Чехословакии. Но если матч в столице Румынии с юниорской сборной ЧССР (4:1) можно оставить без пристального внимания, то состоявшийся 28 августа в Ческе-Будеевице поединок с чемпионом мира-1975 национальной сборной Чехословакии, безусловно, относится к разряду «топовых».

Увы, но именно в Ческе-Будеевице — городе, где в годы Первой мировой войны маршировал знаменитый бравый солдат Швейк, «Автомобилист» и потерпел свое первое международное поражение, проиграв чехословакам 1:3. А автором единственной ответной шайбы гостей оказался миниатюрный нападающий Андрей Ягода.

https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/8/e7/3745d479e4ecfbaea603bf3a74c96.jpeg

Наконец, последней по счету страной, со сборной которой «Автомобилист» успел сыграть уже в российский период своей истории, стала Норвегия. Матч теперь уже екатеринбургской команды с норвежской сборной состоялся 5 августа 1992-го на турнире в шведском городе Хедеморо.

К сожалению, «Автомобилист» провел этот турнир хуже некуда, проиграв все три поединка, в том числе и сборной Норвегии (1:4), и заняв последнее место.

Все игры «Автомобилиста» («Спартака») против национальных сборных

1960

15 ноября. Хельсинки. Товарищеский матч: «Спартак» — Финляндия — 2:0. Шайбы: Валентин Бушуев, Виктор Власов.

17 ноября. Тампере. ТМ: «Спартак» — Финляндия — 2:1. Шайбы: Олег Кожурин, Геннадий Гурьевских.

1969

31 января. Бухарест. ТМ: «Автомобилист» — Румыния — 7:3. Шайбы: Валерий Голоухов-2, Виктор Наумов-2, Валерий Чекалкин, Александр Елистратов, Николай Крылов.

6 сентября. Сосновец (Польша). Международный турнир, посвященный 25-летию ПНР: «Автомобилист» — Румыния — 10:1. Авторы заброшенных шайб неизвестны.

7 сентября. Сосновец. МТ: «Автомобилист» — Швейцария — 9:1. Авторы заброшенных шайб неизвестны.

8 сентября. Сосновец. МТ: «Автомобилист» — Польша — 7:2. Шайбы: Юрий Коковин-3, Александр Елистратов-2, Валерий Голоухов, Анатолий Панфилов.

1973

14 марта. Бухарест. ТМ: «Автомобилист» — Румыния — 4:3. Шайбы: Виталий Краев, Аркадий Рудаков, Михаил Малько, Виктор Б. Кузнецов.

https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/c/2c/513b5cedf469a92e6713a1deb3b1c.jpeg

Стоит отметить, что звено свердловского «Автомобилиста» в составе Виталия Краева, Аркадия Рудакова и Михаила Малько (на снимке: слева направо) в 1970-х годах было грозой румынского хоккея.

17 марта. Бухарест. ТМ: «Автомобилист» — Румыния — 11:3. Шайбы: Аркадий Рудаков-2, Виктор Б. Кузнецов-2, Виталий Краев, Михаил Малько, Виктор Кутергин, Николай Крылов, Сергей Селиванов, Геннадий Лузгин, Анатолий Панфилов.

1974

29 сентября. Киев. МТ на призы газеты «Советский спорт»: «Автомобилист» — Румыния — 4:3. Шайбы: Виктор Ардашев, Аркадий Рудаков, Анатолий Панфилов, Леонид Баулов.

1977

19 февраля. Катовице. ТМ: «Автомобилист» — Польша — 6:4. Авторы шайб неизвестны.

20 февраля. Катовице. ТМ: «Автомобилист» — Польша — 2:2. Авторы шайб неизвестны.

1981

10 февраля. Бухарест. МТ на Кубок Федерации хоккея Румынии: «Автомобилист» — Румыния — 5:0. Шайбы: Александр Галкин, Валерий Гиршфельд, Сергей Нелюбин, Василий Татаринов-2.

15 сентября. Рига. МТ на призы газеты «Советский спорт»: «Автомобилист» — ГДР — 6:4. Шайбы: Леонид Трухно, Владимир Щеглов, Андрей Мартемьянов, Олег Симаков, Василий Татаринов-2.

1986

21 февраля. Бухарест. МТ на Кубок Федерации хоккея Румынии: «Автомобилист» — Болгария — 17:3. Шайбы: Виктор Кутергин-5, Олег Старков-3, Сергей Осипов-2, Сергей Безукладников-2, Андрей Мартемьянов, Михаил Малько, Александр Балдин, Александр Каменский, Эдуард Бойко.

https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/e/cf/4e15a8a514831acd968161a91e140.jpeg

28 августа. Ческе-Будеевице. МТ «Золотой колос»: «Автомобилист» — Чехословакия — 1:3. Шайба: Андрей Ягода.

7 сентября. Киев. МТ на призы газеты «Советский спорт»: «Автомобилист» — Румыния — 16:2. Шайбы: Андрей Ягода-2, Сергей Качусов-2, Олег Старков-2, Олег Бойченко-2, Андрей Баландин-4, Виктор Кутергин, Александр Безроднов, Вячеслав Безукладников, Сергей Безукладников.

1987

15 сентября. Киев. МТ на призы газеты «Советский спорт»: «Автомобилист» — Румыния — 7:2. Шайбы: Олег Мартьянов-2, Александр Карцев, Виктор Кутергин, Олег Бойченко, Алексей Анисимов, Игорь Лукиянов.

1988

22 августа. Свердловск. МТ на призы газеты «Советский спорт»: «Автомобилист» — Румыния — 16:1. Шайбы: Вадим Ситников-2, Сергей Осипов-4, Олег Бойченко-3, Захар Гатаулин-2, Владимир Еремин-3, Олег Старков, Павел Велижанин.

27 августа. Нижний Тагил. МТ на призы газеты «Советский спорт»: «Автомобилист» — Румыния — 12:0. Шайбы: Олег Старков-3, Вадим Ситников, Александр Безроднов, Андрей Мартемьянов-2, Александр Каменский, Павел Велижанин, Илья Бякин, Владимир Еремин, Станислав Виноградов.

1989

20 января. Свердловск. ТМ: «Автомобилист» — Румыния — 7:1. Шайбы: Владимир Любкин, Илья Бякин, Дмитрий Попов, Захар Гатаулин, Игорь Лукиянов, Андрей Коршунов, Виктор Авдеев.

4 февраля. Свердловск. ТМ: «Автомобилист» — Румыния — 7:2. Шайбы: Дмитрий Попов, Андрей Коршунов, Александр Безроднов, Олег Бойченко, Игорь Лукиянов, Захар Гатаулин-2.

18 декабря. Омск. МТ на призы ВДФСО профсоюзов СССР: «Автомобилист» — Болгария — 15:2. Шайбы: Алексей Анисимов, Захар Гатаулин-2, Павел Велижанин-2, Вячеслав Мишенин, Алексей Динисин, Олег Бойченко, Андрей Ягода, Олег Поротников, Александр Безроднов-2, Вячеслав Безукладников-2, Евгений Мухин.

1992

5 августа. Хедеморо (Швеция). МТ на призы шведского отделения фирмы «Мицубиси»: «Автомобилист» — Норвегия — 1:4. Шайба: Александр Безроднов.

https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/a/8d/68514bf6d415d91c087417e1719ca.jpeg

Всего: 23 матча, 20 побед, 1 ничья, 2 поражения. Шайбы 174:47.

Лучшие бомбардиры (без учета матчей, авторы голов в которых остались неизвестными): Олег Старков — 9, Виктор Кутергин и Олег Бойченко — по 8 шайб, Захар Гатаулин — 7, Сергей Осипов и Александр Безроднов — по 6.