3 мин.

Психика + физика или Что нужно знать об игровом интеллекте

1

Прогнозирование потенциала юных футболистов, как известно, дело скаутов и тренеров-селекционеров. Ни для кого не секрет, что в процессе отсева лишь небольшая часть спортсменов достигает высокого уровня мастерства в связи с тем, что требования современного футбола подразумевают наличие у них максимума физических и технических преимуществ. Но, если мы имеем дело с большим количеством одарённых ребят, то решающим критерием спортивного прогресса может стать высокий уровень психической готовности. Поэтому, наряду с детальным анализом спортивных составляющих, возникает необходимость изучить и психологические особенности рассматриваемых личностей. 

При всех прочих психологических факторах, характерных, как перспективным, так и неперспективным футболистам, первым более свойственны: сдержанность, самостоятельность, смелость, настойчивость, уверенность в себе, склонность к риску и высокий самоконтроль. Такие личности ответственны и аккуратны, общительны и готовы работать в коллективе. Однако главным фактором характеризующим потенциально сильного футболиста, является высокий уровень интеллекта, который подразумевает наличие широких мыслительных способностей для решения задач в сложных игровых ситуациях. Ведь решение таких задач основано не только на восприятии информации и быстром реагировании, но и на использовании нестандартного подхода к решению проблем, оперативной и качественной оценке большого числа вариантов развитя игры и умении выбирать наилучший из имеющихся. 

В условиях постоянного движения, бескомпромисной борьбы и скоротечности игровых ситуаций выбор тактических решений подчинён жёсткому лимиту времени, что вызывает напряжённость внутренних психических процессов, отвечающих за контроль игровых действий. Решение этой проблемы представляется возможным при наличии у спортсмена необходимых качеств игрового интеллекта. В свою очередь быстрота оперативного мышления требует улучшения качества выполняемых действий. Поиск путей выхода из сложных ситуций сводится к гибкости мыслительных процессов и скорости принятия решений. Скоростная работа требует от футболиста не только хорошо развитого локомоторного аппарата и правильного восприятия окружающих объектов, но и способности к быстрому реагированию: оценке ситуации и изменению принятой стратегии и тактики своего поведения. 

В настоящее время недостаточно данных о том, какие именно компоненты интеллектуального труда имеют прямое отношение к спортивной деятельности и уровню мастерства. Известно одно: чем выше у спортсмена уровень интеллекта и оперативного мышления, тем ниже уровень тревожности и напряжённости. Если же эти показатели прямо противоположны, появляется риск нарушения эффективности обучения, снижения уровня качественного мышления и, как результат, — замедление спортивного роста. Зависимость функционального состояния футболиста от психологической структуры говорит о том, что интеллектуальные процессы выполняют высшую регулятивную роль в освоении навыков и обретении мастерства, а физические (двигательные) функции являются конечным звеном спортивной деятельности. 

С повышением тактических требований, усложнением игровых задач и необходимостью адаптации к новым скоростям повышается значимость вариативности технических приёмов. Затруднения в их осуществлении могут быть результатом нарушения структуры двигательных навыков, связанным с переутомлением и перегрузкой мыслительных процессов. В такие моменты рождаются отрицательные эмоции. А повышенная эмоциональность и низкий самоконтроль, как известно, — главные причины, препятствующие спортивному росту. 

Существуют и другие мотивы повышенной психической напряжённости, возникающие по причине юношеской неуверенности и неспособности сосредоточиться к различным соревнованиям, что так же обусловлено психофизическими особенностями спортсмена. Поэтому процесс отбора будущих звёзд футбола должен включать не только оценку физических и технических возможностей, но и степени психической готовности и эмоциональной устойчивости. Это обусловлено большим спросом на футболистов с высоким уровнем игрового интеллекта, способных к быстрому профессиональному прогрессу. Больших высот в футболе, зачастую, достигают те, кто помимо базового тренировочного процесса совершенствуются на основе самостоятельного и творческого усвоения игрового опыта. 

Таким образом, данные о психологических особенностях юного спорстмена позволяют скауту выявить не только его ментальную сторону, но и интеллектуальную составляющую спортивной деятельности для определения текущего уровня мастерства и правильного прогноза перспектив футболиста в будущем.