9 мин.

7. Пять из пяти: Монреаль Канадиенс, 1956-1960

Стоит вспомнить, что Ракета обладал не только прекрасными навыками нападающего, но и вспыльчивым нравом. За что часто хватал дисквалификации от НХЛ, председателем которой в то время был Кларенс Кэмпбелл. Это дело вылилось в открытое противостояние в 1955 году. Причиной, правда, стал не Ришар, а его одноклубник Берни Жеффрион, схлопотавший дискву на 8 матчей. Ришар, считавший, что "это потому что он черный француз", обвинил Кэмпбелла в дискриминации франкоканадских игроков. Морис написал статью в популярную тогда газету "Samedi-Dimanche", где и изложил свои обвинения, а так же субъективное мнение о том, какой Кэмпбелл человек. Ракету штрафанули на 1к долларов, а руководству Монреаля пришлось извиняться. Ришару даже пригрозили завершением карьеры, если он не удалит статью, так что пришлось смириться. Кстати, по этому поводу тогдашний тренер Хабов Дик Ирвин в фильме "Морис Ришар" сказал вот такую вот актуальную и в наши дни фразу: "Ты хоккеист - вот и играй в хоккей." Привожу отрывок из той статьи, дабы вы имели представление, в чем вообще дело:

"Что сделал Кэмпбелл, когда Жан Беливо был травмирован сначала Биллом Мосиенко, а затем и Джеком Эвансом из «Рейнджерс»? Ни наказания, ни штрафа! Наказал ли он Горди Хоу из «Детройта» за то, что он чуть было не лишил Доллара Сен Лорана глаза? Нет! Странно, что только Дик Ирвин и я имеем мужество рисковать своими карьерами, защищая наши права от этого диктатора… Неудивительно, что Хоу, Линдсей и Ребел среди самых результативных игроков лиги, хотя я и считаю Хоу и Линдсея отличными игроками. Пусть лучше Кэмпбелл следит за другими происшествиями в лиге, а не создает себе популярность за счет отличного парня Жеффриона, только потому, что он французский канадец. Это мое мнение и я наверняка буду наказан, ну и пусть. Я уйду из хоккея и думаю, что еще несколько игроков «Канадиенс», разделяющих мое мнение, сделают то же."

Ввиду наличия кучи знаменитых имен, надо сделать лирическое отступление и рассказать о том, кто вообще такие люди, носившие эти имена.

С Хоу и Линдсеем читатель уже знаком; Дик Ирвин, как сказано выше, был тренером Монреаля и тем человеком, который привел Мориса Ришара в команду. Кстати, сезон 1954-1955 станет для Ирвина последним - в следующем году команду возглавит один из бывших игроков "Ударного звена", Гектор Блейк.

"Отличный парень" Бернар Жеффрион, тот самый игрок, с которого и начался весь этот кипеж, играл на левом краю в первом звене Канадиенс. Берни стал вторым после Ришара игроком, который забил 50 голов за сезон, всего за карьеру набрав 759(371+ 388) очка. В какой-то степени можно сказать, что карьера Жеффриона прошла в тени Ракеты, однако было одно "но". В какой-то степени, Берни Жоффрион сделал для хоккея даже больше, чем Морис Ришар! Он изобрел новый вид броска - щелчок, при котором клюшка сначала скользит по льду, и только потом касается шайбы. За свое изобретение Берни получил прозвище "Бум-Бум", а за его применение - Колдер Трофи 1952 (на фото). Щелчок позволял Жоффриону после передачи посылать шайбу в одно касание, без обработки. А отдавал ему передачи еще один упомянутый в статье форвард - Жан Беливо.

Берни Жеффрион

Жан "Большой Бил (Le Gros Bill) " Беливо получил прозвище за свой не хоккейный по тем временам рост - 193 см (Хару еще не изобрели; Бугарда и Бишопа тоже). Центр Ришара и Жоффриона за карьеру сыграл 1125 матчей и набрал 1219 (507+712) очков, еще при жизни застолбив за собой место в Зале Славы. В свитере Монреаль Канадиенс Беливо провел 20 сезонов и выиграл 10 кубков Стэнли (один из них - на фото), а после прибавил к ним еще 7, работая в руководстве клуба.

Жан Беливо

Еще одним упомянутым в статье Ришара хоккеистом был защитник Доллар "Долли" Сен-Лоран. Звездами обороны Хабов в те годы были другие люди - дуэт Дага Харви и Тома Джонсона, ветеран Эмиль "Буч" Бушар. Игрок с красивой фамилией был одним из "незаметных героев" Монреаля, защитником-домоседом. Чуть позже мы поговорим про вратаря Жака Планта, а пока хочется сказать, что карьера легендарного голкипера не возможна без таких вот надежных работяг, рискующих здоровьем под бросками и в силовой борьбе. Всю карьеру Сен-Лорана мучили травмы, а в 1958 он был продан в "Чикаго" за участие в "Ассоциации игроков НХЛ".

Дабы не утомлять читателя, перейду к повествованию, которое, кстати, развивалось довольно стремительно. Статью убрали, Морис Ришар играл, но не долго. 13 марта 1955, в матче с мишками из Бостона, Ришар и защитник медведей Хэл Эйко обменялись парой серьезных таких рубящих ударов клюшкой по голове соперника. Причем все источники утверждают, что мишка "первым начал". Все это по обыкновению разрешилось махачем "стенка на стенку", в рамках которого Ракета залепил по морде пытавшемуся разнять игроков судье. Правда, режиссеры фильма "Морис Ришар" и тут предлагают свою версию: судья держал Мориса, пока игроки Бостона наносили по нему (Морису, а не судье) удары. Дело едва не закончилось вмешательством храбрых бостонских копов (в смысле настоящих полицейских). Кларенс Кэмпбелл (президент НХЛ, ну вы помните) дисквалифицировал буйного Ришара до конца года.

Бомбануло у всего Квебека. На следующем матче в "Монреаль-Форуме", куда по неосмотрительности пришел Кэмпбелл, фанаты закидали мистера президента овощами и яйцами (разумеется, тухлыми). Вокруг Форума собралась 20-тысячная толпа, громившая все, что под руку попадает, нанесенный ими ущерб был оценен в 100к зеленых. На следующий день Морис Ришар выступил с речью по радио, призвав народ спокойно кушать хлеб и смотреть зрелища: «Поддержите команду в плей-офф. А я приму своё наказание, а в следующем сезоне вернусь и помогу нашему клубу, нашим молодым игрокам выиграть Кубок Стэнли». Кстати, до дисквы Ришар лидировал в гонке бомбардиров на Арт Росс Трофи, однако в последней игре сезона его обошел Берни Жеффрион (с которого все и началось). Фанаты ВНЕЗАПНО освистали забившего гол "Бум-Бума". Вот так вот. Ты значит воюешь тут, за идею, за нацию, за светлое будущее, а с тобой во как. Финал-1955 Хабы слили Детройту.

Тоу "Старый Фанарщик" Блейк заступил на тренерский мостик, пришел "золотой век" Монреаля.  В финале 1956 был бит Детройт, затем дважды Бостон, и еще дважды - Торонто. Помимо троицы Ришар-Беливо-Жоффрион, в атаке зажигали Дикки Мур, Берт Олмстед, младший брат Мориса - Анри "Карманная Ракета" Ришар. Спойлер - по числу кубков Стэнли Анри переплюнет и старшего брата, и даже Беливо, став рекордсменом с одиннадцатью чашками (то чувство, когда чемпионских перстней больше, чем пальцев.) Пара слов про оборону - в промежутке 1955-1962 Даг Харви выиграет "Норрис Трофи" (приз лучшему защитнику, только ввели в 1954) 7 раз, лишь однажды пропустив вперед своего напарника Тома Джонсона. 

Теперь же спустимся с небес в Нью-Йорк. "Он был прекрасным человеком. Если бы свои лучшие годы он провел в канадской команде, то приобрел бы просто легендарный статус" - ноунейм из Рейнджерс сказал эти слова не про Горди Хоу или Бобби Халла. Если и был в истории НХЛ "недооцененный гений", то таковым был центрфорвард Энди Батгейт. Впрочем, даже болельщики ментов не всегда его вспоминают, уделяя внимание Личу, Мессье, Гретцки, Ягру, Рихтеру... Они играли за клуб в девяностые и нулевые, когда богатые копы скупали звезд. А в 50-х все было плачевно. 

Энди Батгейт

"Тогда до нас мало кому было дело. Можно сказать, мы были многого лишены, я провел в Нью-Йорке 12 лет и ни разу за это время не тренировался на льду "Гарден". Ни разу! Для занятий нам выделили маленькую коробку на четвертом этаже. Ее борта были сделаны из алюминия. Там мы и готовились к матчам. Раздевалка тоже не отличалась просторностью. Я уже не говорю о каких-то удобствах. Если кто-то получал травму, то ему приходилось ложиться в центре комнаты. Конечно, ни о каком специальном медицинском кабинете и речи не было. Сейчас в это сложно поверить, но было именно так" - цитата Энди заимствована из прекрасной статьи блога "Хоккейный уголок". Рекомендую к прочтению.

Что тут еще сказать. У Горди Хоу был Алекс Дельвеккио, у Мориса Ришара - Жан Беливо и Берни Жоффрион. А Харт Трофи-1959 достался другому "девятому номеру". Этим девятым номером был Альберт Эйнштейн Энди Батгейт. За карьеру в НХЛ он сыграет 1069 матчей, набрав 973 (349+   624) очка.

В рамках ставшей уже традиционной, "истории одного хоккейного фото", расскажу про голкипера хабов. Названный в честь легенды Монреаля приз лучшему вратарю НХЛ Жак Плант выиграет семь раз (1956-1960, 1962, 1969) - лучший результат в истории. Однако знаменит он не столько этим, сколько своей маской. Плант тестировал различные прототипы, пока не выдумал то, что на рисунке ниже. Поначалу, напарники над ним лишь смеялись, а тренер Блейк и вовсе разрешал носить маску лишь на тренировках. 1 ноября 1959, в игре с ментами, Плант в очередной раз получил шайбой в лицо. Игру пришлось остановить (бэкапов еще не придумали), а Жаку наскоро наложили швы. После перерыва, Плант ступил на лед, надев на лицо какой-то дурацкий кусок... маску, в общем. И с тех пор не выходил на матч без нее. Люди смеялись, пресса обзывала трусом, Блейк пребывал в ярости. А вратари других команд прониклись новой фишкой, и к концу 60-х лица почти всех вратарей закрылись масками. Исключением оставался уже знакомый нам Терри Савчук.

Жак Плант

В какой-то степени можно сказать, что пять трофеев подряд стали возможны только благодаря слабости других команд: в Детройте как раз началась вакханалия имени Джейка Адамса; перестройка в Торонто не думала кончаться;  Чикагцы сидели на глубоком дне и копили силы (собирали то, что оставалось от династий, Линдсея например); Нью-Йорк просто сидел на глубоком дне; Бостон, по ходу, продолжал ловить золотую середину. Да,  здесь хочется сделать одну заметку - в лиге, где всего 6 команд, а в плей-офф играет 4, под profitом понимается только завоевание титула; ну максимум выход в финал, хотя это скорее из рубрики "к успеху шел - не дошел". А уже если не вышел в плей-офф... Ну и лох же ты, чего сказать.

В 1960 году Кларенс Кэмпбелл в восьмой, последний раз вручил Кубок Стэнли в руки своему заклятому врагу, капитану Монреаль Канадиенс Морису "Ракете" Ришару. Этим же летом 38-летний Ришар завершил карьеру, за которую забил 544 шайбы, сделал 421 передачу и стал "легендой мирового хоккея, одним из лучших снайперов в истории НХЛ, капитаном первой команды-династии Монреаля,  иконой Квебека, борцом за права франко-канадцев и просто хорошим человеком" (с).