10 мин.

«Ты хорошенькая, ты останешься со мной». Похищение американской биатлонистки в лесу – дождалась помощи после выстрела в грудь

В 1984-м состоялся первый чемпионат мира по биатлону среди женщин.

Советские спортсменки забрали золото во всех трех видах, причем эстафета подарила сенсацию: третьими финишировали американки. Лидер команды, 22-летняя Кари Свенсон к тому же достойно выступила в личных гонках и мечтала о включении биатлона в олимпийскую программу.

Спустя несколько месяцев девушку похитили, и уже заложником она получила пулевое ранение в грудь – по словам самой Кари, выжить помогли биатлон и тренировки. По этой мощной истории даже сняли фильм.

Взяла медаль на первом ЧМ в истории, получив похвалу от советских биатлонисток

С женскими соревнованиями в биатлоне не торопились из-за предрассудков – считали, что девушки не справятся с оружием. Хотя многие (и Кари среди них) занимались как раз в надежде на продвижение спорта.

В сезоне-1983/84 в США впервые собрали женскую сборную по биатлону – команда пропустила весь сезон ради подготовки к ЧМ и прибыла во французский Шамони только к февралю. В первой же гонке – индвидуалке на 10 км с тремя рубежами – Кари финишировала пятой, показав лучшую стрельбу. «Четыре русские, а потом я!» – удивлялась американка. В спринте у нее 13-е время, а в эстафете американки во многом благодаря финишеру Кари добрались до бронзы, опередив финок.

«Мы не могли поверить, что выиграли медали, да и никто вокруг тоже не мог. Все спортсмены подходили, обнимали нас. Когда русские подошли и сказали «поздравляем», это было потрясающе, ведь они были такими сильными», – снова воспоминания Свенсон.

С ЧМ она вернулась домой, чтобы вскоре начать подготовку к новому сезону.

Весной окончила Университет Монтаны по специальности «микробиология» и планировала поступать в ветеринарную школу, летом устроилась официанткой на ранчо. Выбор был не случайным: кроме заработка ее привлекла возможность тренироваться – каждый день Кари выходила на пробежку рядом с лесом.

Свенсон похитили «горные люди» – отец и сын Николсы, они видели ее невестой для младшего

15 июля 1984-го Свенсон по обыкновению выбралась на пробежку. Владелец ранчо Боб Шаап накануне видел медведя и рассказал об этом Кари – она загорелась идеей понаблюдать за зверем в дикой природе, поэтому выбрала лесную тропу, по которой ходил Шаап.

Прилично отдалившись от ранчо, за деревьями Кари действительно кое-что увидела – не медведя, а два спальных мешка: будто это стоянка путешественников. Тут же на дорожке перед биатлонисткой возникли двое мужчин – небритые, неопрятные, с ружьями. Сначала Свенсон думала убежать, но их грозный вид и оружие заставили помедлить. Они схватили девушку и отвели в лагерь.

Мужчинами оказались отец и сын Николсы: 53-летний Дон и 19-летний Дэн. После развода Дон выбрал жизнь кочевника, и последние 12 лет до встречи с Кари они с сыном провели в горах Монтаны. Николсы питались тем, что давала природа, но этого не хватало, так что периодически они совершали набеги на фермеров.

Молодому Дэну постепенно наскучила дикая жизнь горца, и отец нашел решение проблемы – задался целью найти сыну невесту. Молодая и красивая Кари, по его мнению, прекрасно подходила на эту роль.

«По сравнению с этим убийцей Джек Потрошитель – любитель!» Необъяснимая расправа над девушкой, которая мечтала о второй Олимпиаде

Николсы ответил Свенсон вглубь горного массива, где располагался их основной лагерь, заставили девушку забраться в спальный мешок, застегнули его и приковали цепью к дереву.

К вечеру Шаап забил тревогу – испугался, что Кари и правда встретила медведя или заблудилась в лесу: ее родители, узнав тревожные новости от Шаапа, организовали поисковый отряд. Прикованная к дереву Свенсон слышала, что рядом с лагерем Николсов кто-то проходил – это как раз были поисковики. Но позвать на помощь не решилась: мужчины пригрозили, что убьют ее, если она крикнет – то же самое грозило любому, кто придет на помощь.

Утром Николсы собирались продолжить скитания, прихватив и Кари. Узнав это, она дождалась, пока Дон отвлечется, и попыталась вразумить его сына. Младший Николс внимательно выслушал ее, но с улыбкой отрезал: «Нет. Ты хорошенькая. Ты останешься со мной».

Кари выстрелили в грудь – от смерти спасли навыки биатлонистки

На рассвете поиски Кари возобновились – и лагерь Николсов случайно заметил Джим Швальбе

«Я спускался по ручью, когда услышал выстрел, – рассказывал он, – Затем послышались женский крик и два мужских голоса, нервно что-то обсуждавших. «Меня подстрелили», – кричала девушка. Я подумал, что это другой поисковый отряд, испугавшись медведя, выстрелил и попал в нее. Потом я увидел мужчин и их ружья. Они не были похожи на поисковиков. Я предложил первую помощь – и старик тут же спросил, есть ли у меня пистолет. Я ответил, что нет. И понял, что проблема была совсем не в медведе. Проблема была в людях».

Это Дэн подстрелил Свенсон – и кажется, ненамеренно: он услышал приближающиеся шаги и запаниковал. «О боже, я не хотел стрелять в нее», – почти плача вспоминал младший Николс.

Кадр из фильма «Похищение Кари Свенсон»

Пока Швальбе искал в аптечке необходимое, к лагерю спустился его напарник Алан Гольдштейн, приятель Свенсон (поэтому он и отправился на поиски). Швальбе сказал ему запросить помощь по рации – Гольдштейн полез рюкзак и вместе с рацией достал пистолет: «Бросайте ружья, вас окружают 200 человек», – услышали от него Николсы.

Дон не отбросил ружье, наоборот – выстрелил в Гольдштейна и попал ему в глаз. Алан скончался на месте, а шокированный Швальбе бросился в чащу.

Николсы не догоняли и не стреляли вслед, их интересовало другое: в спешке они отцепили от дерева истекающую кровью Свенсон, забрали цепь, поскидывали вещи и ушли, оставив девушку умирать. Пока Швальбе искал помощь, Кари боролась за жизнь.

Пуля попала в грудь и прошла навылет, задев легкое. Как только пульс учащался, кровь сильным напором вытекала из раны, заставляя Свенсон захлебываться. Девушка поняла, что важно успокоить сердцебиение – и тут на помощь пришли биатлонные тренировки: Кари вспомнила, как подходила к огневому рубежу, и благодаря контролю над дыханием опустила пульс.

Пробирал озноб – замерзнув, Свенсон доползала до рюкзака Гольдштейна, достала спальный мешок и завернулась в него, выпила воды и попыталась съесть немного шоколада – но это вызвало лишь тошноту.

«У меня были коллапс легкого, сильное внутреннее кровотечение, боль и онемение во всем правом боку. Кровотечение могло привести к повреждению печени. У меня все еще не восстановились нервы и мышцы спины, из-за этого иногда возникают проблемы», – делилась Кари спустя два года.

Спасатели пришли через 4 часа. Все это время Свенсон не теряла сознание – лишь к концу ожидания зрение затуманилось из-за потери крови. Вертолет доставил ее до дороги, а там машина отвезла в госпиталь, находившейся в 43 милях. Все это время состояние Кари было стабильным.

«Если бы она не была спортсменкой, сомневаюсь, что справилась бы», – говорила мать Свенсон, которая работала медсестрой.

Николсов поймали, но оба снова оказались на свободе

Через 8 дней Кари выписали из больницы – правда, легкие тренировки возобновились спустя 3 месяца. При глубоком вдохе в груди появлялась боль – Свенсон сомневалась, что вернется в спорт

Когда выпал снег, она вышла на тренировку и поняла, что не может вытерпеть и 45 минут, хотя раньше проводила на лыжне по два часа. Но с каждым днем продолжительность тренировок увеличивалась – и у Кари появилась надежда.

Пока она проходила реабилитацию, поиски Николсов продолжались. Отец с сыном скрылись – газеты прозвали их «горными людьми», и все больше людей романтизировали их вольный образ жизни. Дон и Дэн даже не покинули штат, хотя искали их повсюду. В середине декабря владелец одного ранчо увидел в горах дым от костра – оказалось, это и был лагерь Николсов. Через пару дней их выследили и поймали.

Мужчинам предъявили обвинения в убийстве Гольдштейна, похищении людей и нападении, поместив в изолятор Бозмана. Кажется, Николсы были не против тюрьмы – устав от кочевой жизни, они почти с радостью помылись, сбрили бороды и попросили принести журналы.

Авиакатастрофа регбистов в Андах: 72 дня на морозе, 16 выживших. Чтобы спастись – они стали людоедами

Дона приговорили к 85 годам тюрьмы, Дэна – к 20 (по другим сведениям – к 10).

Младший Николс вышел на свободу досрочно в 1991-м, а в 2011-м его снова посадили – на этот раз из-за наркотиков. Дона досрочно освободили в 2017-м, когда ему было 86 лет. Он провел в тюрьме 32 года, несколько раз просил об освобождении, но семья Свенсон выступала против. Когда его наконец отпустили, Кари напомнила, что красивая история о «горных людях», которую так полюбили люди, всего лишь миф:

«Николсы поселились в горах, но не были способны там выжить. По крайней мере, без браконьерства, взлома домов, воровства. В конце концов их поймали без сопротивления, потому что они замерзли, оголодали и устали от такой жизни. Никакие это не горные люди».

Выдала лучшее выступление после трагедии, а по ее истории сняли фильм

По удивительному совпадению задержание Николсов совпало с возвращением Свенсон к соревнованиям.

Она прошла отбор в команду и поехала на Кубок Европы, а потом выступила на двух ЧМ – в 1985-м в Эгг-ам-Этцеле и в 1986-м в Фалуне (везде занимала места в третьем десятке).

«В Фалуне был король! Давайте поговорим о стрессе. Как мне выступать перед такими людьми и показывать что-то достойное? А я была невероятно рада, что показала такой результат. На церемонии награждения спортсменка, которая стала третьей, пригласила меня на пьедестал, чтобы разделить радость. Это была моя последняя и лучшая гонка в карьере», – вспоминала Кари.

Ей не удалось выступить на Олимпиаде: женские соревнования вошли в программу лишь в 1992-м – а Кари ушла из спорта за 6 лет до этого. Правда, на Играх она все-таки побывала – в 1988-м работала комментатором телеканала ABC в Калгари.

В 1987-м режиссер Стивен Джилленхол (отец знаменитых актеров Мэгги и Джейка Джилленхол) снял фильм «Похищение Кари Свенсон», где главную роль сыграла Трэйси Поллан. Кари консультировала съемочную группу, встречалась с Поллан – ей хотелось, чтобы фильм рассказывал, как страшно быть жертвой, а не превозносил ее похитителей.

После карьеры в спорте Кари получила ветеринарное образование, вернулась в Бозман и работает с животными.

Но про биатлон не забывает: «Моя винтовка по-прежнему со мной. Люди смеются и спрашивают, зачем она мне. А я отвечаю: «Это же мой ребенок! Я не могу без него». У меня остались мои старые лыжи со всеми маркировками с международных стартов, остались все медали. Так что биатлон все еще часть моей жизни».

Фото: East News/AP Photo, IFA Film; ESPN; bdvsmt.com; Jefferson county sheriff’s office; Montana corrections department