7 мин.

Король инсайда НБА. Писать о баскетболе и зарабатывать 2 млн долларов в год

Роман Мун – о главном инсайдере НБА Эдриане Воджнаровски.

Посмотрите на этого парня, он получает 2 миллиона долларов в год за то, что пишет тексты и твиты про баскетбол. Его зовут Эдриан Воджнаровски, он главный по инсайдам в НБА.

Воджнаровски работает на Yahoo! – американскую технологическую компанию с оборотом 4.96 миллиардов долларов. Yahoo! принадлежит поисковая система, популярный почтовый сервис, Flickr, Tumblr, фэнтези-платформа и много чего еще. По условиям четырехлетнего контракта Воджнаровски развивает на Yahoo! баскетбольный сайт The Vertical, контент для которого производит он и команда набранных им журналистов. «Наша цель – каждый день давать людям что-то, что они не могут получить у других. В разных форматах: тексты, видео, подкаст, статистика, материалы на все темы: от драфта до сникер-индустрии», – говорит Воджнаровски.

В прошлом году переговоры о контракте Воджнаровски стали большой историей в мире американских медиа. Звездный репортер хотел запустить свой сайт и был готов уйти из Yahoo!. Sports Illustrated предложила Воджнаровски хорошую зарплату, но в ситуацию вмешалась лично Марисса Майер, глава Yahoo!, после чего Эдриан продлил контракт с компанией. Как пишет сайт The Big Lead, Майер пообещала выстроить вокруг него «франшизу НБА-типа».

Как Воджнаровски пришел к успеху

Он начинал с колонок для небольшой калифорнийской газеты Fresno Bee. В 1997-м он начал писать о нью-йоркском спорте для The Record. С 1999-го по 2002-й спортивный отдел Associated Press три раза подряд признал его колумнистом года. Параллельно Воджнаровски писал для ESPN.

В 2006-м он перешел в Yahoo! Тогда на yahoo.com почти не было спортивного контента. Считается, что именно Воджнаровски вывел Yahoo Sports на топ-уровень. Прорывом для него стал драфт НБА-2011, когда репортер заранее дал точный инсайд больше чем по половине пиков первого раунда. Сегодня у Воджнаровски 1,2 млн фолловеров, для его инсайдов даже есть специальный тег #WojBombs.

Воджнаровски работает быстро. Работает ранним утром, работает глубокой ночью. Его называют репортером на стероидах. Рассказывают истории о том, как Воджнаровски публиковал информацию о переходе баскетболиста еще до того, как представители клуба попрощались с представителями игрока. Рассказывают, что менеджеры клубов НБА настраивают приложение твиттера так, чтобы им приходили уведомления только о новых твитах Воджнаровски.

Воджнаровски – лучший по инсайдам в НБА. Это знают везде – от американского интернета до Sports.ru.

Репортер работает с источниками на условиях анонимности, в 99% случаев он не указывает, кто сообщил ему информацию. Воджнаровски объясняет, как налаживать отношения с источниками: «Ты не можешь звонить людям, только когда тебе что-то нужно, когда ты понимаешь: скоро обменяют игрока или уволят тренера. Ты связываешься с источником по 30 раз в месяц, просто чтобы поговорить по телефону, обменяться текстовыми сообщениями, договориться вместе поесть. Нужно строить настоящие отношения. Если люди думают, что тебе нужна только информация, они тебя оттолкнут».

Воджнаровски vs ЛеБрон

Главный конфликт в карьере Эдриана – против самого известного баскетболиста планеты. Воджнаровски написал десятки негативных текстов о ЛеБроне: о том, что «Десижн» – скотство, о том, что ЛеБрон бесполезен в клатче, о том, что ЛеБрон не лидер и не победитель. Он продолжил поджаривать ЛеБрона во время конфликта с Дэвидом Блаттом и после прихода в «Кавальерс» нового тренера: «Тайрон Лю попытается тренировать ЛеБрона. Не то, чего ЛеБрон хотел в последний сезон в «Майами» и в первые полтора года после возвращения в Кливленд».

Считается, что главный инсайдер НБА так и не смог наладить контакты с лагерем главной звезды НБА. Его опередили, когда ЛеБрон переходил в «Хит». Его опередили, когда ЛеБрон возвращался в «Кливленд». Те, кто не любит Воджнаровски, уверены: он пишет гадости про Джеймса, чтобы отомстить. Поклонники Воджнаровски считают, что отсутствие контактов с Джеймсом дает ему свободу, которой нет у репортеров, связанных с лагерем Джеймса и нуждающихся в том, чтобы сохранять с ними хорошие отношения.

Сам репортер настаивает на том, что всегда сохранял объективность, освещая карьеру ЛеБрона. «Мы не пытаемся его рекламировать, мы не хотим с ним дружить, мы просто о нем пишем», – говорит Эдриан.

Воджнаровски vs коллеги

В предвзятости Воджнаровски обвиняют не только фанаты ЛеБрона. У него лучшие источники в НБА, это бесспорно. Вопрос критиков Эдриана: как он добился их расположения?

В декабре 2014 года в The New Republic вышел большой профайл Воджнаровски. Автор Кевин Дрэйпер заявил: Водж получает свои инсайды благодаря тому, что хорошо пишет в колонках о тех, кто дает ему информацию. Он обвинил Воджнаровски в том, что звездный репортер путает читателя, мешая ему отличать новости от личного мнения. Он раскритиковал Воджа за то, что в 99% случаев его источники анонимны, и всю внутреннюю культуру американской спортивной журналистики за то, что она считает это нормальным. «В личных разговорах репортеры постоянно жалуются на методы Воджнаровски. Несомненно, в каких-то случаях это профессиональная зависть, но если подробно присмотреться к его материалам, то их обвинения не лишены смысла», – считает Дрэйпер. Он отметил, что с 2008-го по 2012-й Воджнаровски получал самые важные инсайды по «Детройт Пистонс», но при этом не написал ни одного плохого слова про команду или ее президента по баскетбольным операциям Джо Думарса, хотя «Детройт» съехал на дно лиги, а Думарс получил репутацию человека, который ее развалил. Источники Дрэйпера рассказали, что в 2010-м Думарс был оштрафован лигой на полмиллиона долларов за сливы информации Воджнаровски.

Воджнаровски на все это отвечает, что у него много дел и сказать ему нечего.

Вообще у Эдриана репутация человека, у которого сложно выиграть словесную дуэль. Когда автор ESPN Джон Холлинджер, разработавший показатель PER, стал вице-президентом «Гризлис», его работу хвалили все, кроме Воджнаровски. Однажды Холлинджер подъехал к Воджнаровски и его коллегам по Yahoo! и сказал: «Я мог бы прикрыть всю вашу лавочку».

«Да мы и с того света надерем тебе задницу», – крикнул ему Водж. Он вообще не любит ESPN. Говорят, дело в том, что для него дело принципа обставить компанию, где 25 человек делают то, что делает он один.

Но в целом у Воджнаровски отличная репутация. Даже хейтеры признают, что он король инсайда.

Что теперь

«Я хочу конкурировать с лучшими. Я хочу, чтобы чтобы Vertical и Yahoo тоже конкурировали с лучшими», – говорит Эдриан. Миссию The Vertical он формулирует так: использовать свои связи и связи коллег, чтобы рассказать людям, что происходит за кулисами НБА. Он переманил журналистов из Washington Post и Sports Illustrated. Кроме колонок Воджнаровски и текстов других журналистов The Vertical публикует много видеоконтента. Еще у Воджнаровски есть свой подкаст, еще один подкаст на The Vertical запустил игрок «Клипперс» ДжейДжей Редик.

Недавно Воджнаровски приходил в подкаст к другой американской медиазвезде Кэйти Нолан.

Она спросила, чувствует ли Эдриан стресс от количества работы. «Мне повезло, что у меня такая работа, – говорит репортер. – Мой отец работал в General Motors. Моя жена работает в хосписе. Иногда задумываешься, что такое тяжелый день у меня и что такое тяжелый день у нее. Тогда понимаешь: мне просто надо заткнуться».

Фото: sports.yahoo.com; thescore.com; Gettyimages.ru/Andy Lyons