8 мин.

Самара Нефутбольная или Миф, которому пришёл конец

Как у фанатов любого другого провинциального клуба, тусующегося где-то в районе вылета чаще, чем в еврокубковой действительности, у зелено-бело-синих болельщиков за последние 25 лет было не так много поводов для радости. Бронза Чемпионата России, взятая вместе с серебром Кубка в далёком 2004-ом, звание самого популярного стадиона Восточной Европы, заработанное заводскими мужиками всё тогда же, и прекрасное осознание уникального - твой клуб последний и единственный в стране коллектив, не покидавший элиту – вот вся короткая аллея из 4 дубов, где буква «Г» начинает слово «гордость», а не то, что все не успели подумать. Для каждого фаната найлётся ещё своя, отдельная минута славы любимого клуба, но коллективным разумом вспомнить что-то иное будет потенциально проблематично.

Воздушные титулы, придуманные самими поклонниками для кумиров, обречены на вымирание, и по прошествии времени поклонникам куда приятнее оборачиваться назад, чем смотреть в будущее: за 12 лет «Крылья» не выиграли ничего, кроме второго по значимости дивизиона, упустив даже свой Copa del Sol в обличии Кубка ФНЛ. Достижением возвращение в Премьер-Лигу никто не считает, замечая, что парни просто вернулись туда, где должны быть. Всё бы ничего, вот только посещаемость игр, зависящая только от фанатов, падает, подобно рубль в 2014-ом. Пока светлого будущего «Крыльям» приходится ждать в опустошающем одиночестве, наблюдая за самым печальным зрелищем в спорте с первых рядом.

Некогда самый популярный стадион страны перестал слышать рядом с собой слово «аншлаг» ещё в 2010-ом, тогда на 30-тысячнике против «Динамо» сгрудилось 28 с копейками, а посещаемость второй сезон подряд оставляла желать лучшего. Последние шумные гастроли удались ЦСКА и «Спартаку» в начале прошлого сезона (23300 и 26300 зрителей, соответственно), но даже это не спасло общую статистику. Казалось бы, ситуация достигла стагнации, и худе уже быть не может, но субботний матч с «Анжи» сдвинул дело с мёртвой точки. Средняя посещаемость у «Металлурга» до нынешнего сезона была выше аналогичного параметра по всей стране, но если рассмотреть вопрос более предметно, углубляясь в математику, то Самару можно не увидеть вовсе.

Цифры за 2001 год и ранее на сайте РФПЛ найти не удалось.

Для сравнения «так любящего футбол города» с другими мегаполисами нашей необъятной не футбольной страны взята заполняемость стадионов в городах Премьер-Лиги и доля фанатов, посещающих стадион от количества городского населения. Коротко объясню, почему второе вообще рассматривается как факт. Процент футбольных болельщиков – неотъемлемая часть данного текста во многом по тому, что в маленьких городах, вроде Тулы и Томска, банально сложно насобирать больше «шести червей» и потерявшегося пенсионера на матч за 13-14 строчку турнирной таблицы. Безусловно, вы можете быть больны футболом, не посещая игры РФПЛ по любой из возможных причин, но какой тогда от вас толк для местного футбольного клуба, если даже люди с ограниченными возможностями присутствуют на стадионе чаще? Нельзя опустит тот факт, что Москва и Санкт-Петербург за счёт своей гипертрофированной растянутости упадут на дно рейтинга и не поднимутся никогда, поэтому, как минимум из уважения к обитателям забитых «Петровского» и «Спартак»-Арены, рядом будет сравнение заполняемости стадионов за прошлый сезон.

«Но при чём здесь агломерация и с чем её едят?» - спросите вы. При том, что я свято верю в сказки вроде частично прозревающих арбитров, сносных газонов в октябре-декабре и людей с дальних рубежей, которым не лень подтянуться за 30-40 км в город на большой футбол ради матчей, чьи вывески больше напоминают маршруты рейсовых автобусов. Идиот же. Места, занятые городами в графике, рассчитаны из среднего арифметического между двумя результатами и могут не совпадать с вашей точкой зрения. Понятно, что любовь к футболу – штука неизмеримая, как и вся любовь в принципе, а каждый график по-своему необъективен вследствие различных факторов, тот или иной процент окружающих (где-то условия для похода на футбол лучше из-за климата, где-то стадион удобнее, а где-то команда - мечта), но не заметить Самару, вот уже 7 лет плетущуюся в конце графика, катастрофически сложно даже Иванову С.С.

Переступая сухость цифр и стараясь забыть субботний позор, окунёмся в атмосферу. Реальность здешней болельщицкой жизни такова, что от её осознания становится ещё более грустно. Хочется взять билеты куда-нибудь в Лондон и смотреть оттуда по ночам матчи мадридского «Атлетико». Приехавший в Самару с проектом «Лиги Ставок» Евгений Савин, вот уже год делающий для имиджа города и «Крыльев» больше, чем Боб Дилан для фолк-музыки, жёг в кафе-баре «Тыква» ярким пламенем, раздавал подарки, аки фея-крёстная, и вообще остался самым приятным футбольным впечатлением сентября. Заводя болельщиков хоть как-то поддержать команду, «самарская красава» искренне признался всем в любви, возводя уровень позитива до потолка, а пришедшие посмотреть матч под савинский комментарий только к 68 минуте игры вспомнили третью универсальную кричалку, где «Мы приехали, чтобы победить», пару раз повторив две самые простые и популярные, плюс заряд в адрес Корниленко, который тогда ещё не вышел на поле. Савин сделал вечер ярче и в 8, после финального свистка, извиняясь, умчал в карете в аэропорт, спорт-бар «Тыква» превратилась в просто «Тыкву», а туфли сняли разве что уставшие официантки.

Собравшиеся расходились в восторге, но сразу после осталось едкое впечатление, что люди пришли вовсе не поболеть за «часть нашей семьи», а посмотреть вживую на медиа-звезду. Тогда ещё Евгений не знал, что в субботу вернётся комментировать матч, который никто не увидит.

Если верить заветам Сида Спирина, то «тишина – это смерть», а если его дополнять, то «Металлург» - её последнее пристанище. Основная часть болельщиков, всё-таки дошедших поддерживать клуб, привыкла молчать чуть чаще, чем всегда. Здесь люди не сидят в тишине постоянно, но в какие-то моменты понимаешь, что основной шум секторов создаёт хруст семечек, шуршание газет и треск раций сотрудников службы безопасности, мешающий слушать шуршание газет. Визуально старая громадина из прошлого века не выглядит домом для большого клуба. В Самаре не принято ходить на футбол с баннерами, не принято самим создавать праздник на трибунах, если этим не занят клуб. Кто-нибудь, пожалуйста, бросьте в меня ссылкой с какого-либо запоминающегося не футбольного момента на с трибун «Металлурга». Все эти эпичные гифки и видео – не про нас. Разве только кто подерётся... Одинокий плакат с новичками и дополняющая его простенькая растяжка на восточной трибуне перед матчем с ЦСКА – грустное исключение из привычного хода вещей.

Единственное подобие шума творят самарские ультрас с восьмого сектора. Парни, которых надо бояться и уважать в одинаковых пропорциях, ведут себя дерзко и вызывающе. Они шизят и раздеваются по пояс в промозглые +9, бьют в барабаны и пытаются подражать невероятным исландцам, но если матч проходит не в субботу, на следующий день им всем надо идти в десятый класс. Больше двух лет назад, когда конфликты раздирали «Крылья» на лоскуты, между собой поссорились и самые активные болельщики. Что именно произошло и почему фанатский сектор покинула вся сознательная часть местных фирм, для меня остаётся загадкой. Ушедшие ультрас просочились, в основном, на пролетарскую восточную трибуну, и теперь там заводят не один сектор, а три-четыре.

Фан-сектор хозяев в матче с ЦСКА.

Ну вы поняли.

Оставшаяся молодежь пытается топить весь матч, но миссия двигать футболистов вперёд все 90 минут в 4 ряда и без оперуполномоченного Итана Ханта, мягко говоря, невыполнима. Они проигрывают по заметности и по звуковому сопровождению любому равнозначному десанту гостей, а матчи с превосходящими силами отдают без боя. Их заряды скучны, однообразны и лишены какого-либо смысла. Чего стоит только любимая у краеведов фраза «Самара – русская земля», и поведение, как на матче с «Анжи», похоже на бесплатный зоопарк. Пускай они два раза в год бывают интереснее, чем организованная оборона Франка, никто не воспринимает хулиганов всерьёз. Для большинства западной трибуны гул с севера – не более, чем просто ветер, восточная же не слышит его совсем. На стадионе «восьмёрке» разрешено делать то, за что в школе каждого бы поставили в угол.

Для полуторамиллионного города, в котором «футбол всегда был больше, чем футбол», некогда аксиомное утверждение перешло в разряд спорных, а теперь на всех парах теряет актуальность, оставаясь лишь слоганом одной классной региональной передачи. Миф про то, что в Самаре любят футбол, давно трещал по швам, окончательно рухнув в прошедший уикенд. Может быть Самара и любила когда-то футбол, но сейчас они уже 7 лет как в разводе.

 Фото: оф. сайт "Крыльев" (1).