История главного фото «Ф-1»: Пике не хотел сниматься, Сенна специально опоздал, на кадр было лишь 30 секунд
От редакции: привет! Вы в блоге Трибуны «Энциклопедия автоспорта», и дебютировавший в апреле автор продолжает радовать качественными текстами. Не жалейте плюсов и подписывайтесь!
Айртон Сенна, Ален Прост, Найджел Мэнселл и Нельсон Пике. Гонщики, каждый из которых в одиночку мог стать олицетворением целой эпохи в «Формуле-1», выступали в одно время и отчаянно сражались друг с другом за победы в гонках и чемпионатах. Неудивительно, что их совместная фотография стала настоящей классикой автоспорта.
Величие и крутость главной фотографии «Ф-1» 80-х легко можно выразить в цифрах: 11 чемпионских титулов и 146 побед в Гран-при на четверых. В восьми сезонах, которые Сенна, Прост, Мэнселл и Пике, так называемая «Большая четверка» «Формулы-1», провели вместе, они выиграли 80 процентов всех гонок и 84 процента квалификаций.
Легендарная фотосессия состоялась в дни Гран-при Португалии, проходившего на трассе «Эшторил» с 19 по 21 сентября 1986 года. Португальский Большой Приз был 14-м по счету в календаре чемпионата мира, состоящего из 16 этапов.
86-й был пиком турбо-эры, как с технической точки зрения, так и с турнирной – сразу четыре лучших гонщика поколения сражались между собой за титул на самых мощных машинах в истории «Формулы-1».
Патрик Хэд, технический директор «Уильямс-Хонда»: «Инженеры «Хонды» не говорили, насколько мощный у нас двигатель, просто потому что они сами точно не знали. Их дино-стенд был рассчитан на 1000 л.с., которые мотор выдавал при 9300 об/мин. Мы же раскручивали его до 13500 об/мин или даже больше».
На тот момент Нельсон Пике был самым опытным в «Большой четверке». На счету бразильца уже было два чемпионских титула, которые он завоевал за команду «Брэбэм» в сезонах-1981 и 1983. За «Уильямс» Пике проводил первый сезон, получив контракт с рекордным на то время гонораром, и за три этапа до финиша уступал лишь партнеру по команде Найджелу Мэнселлу. Некая расслабленность закаленного в боях Нельсона чувствуется даже на фото.
В отличие от своего напарника, Мэнселл впервые боролся за чемпионский титул. Британец считался быстрым и перспективным с момента дебюта в «Формуле-1» в 1980 году, но подняться на верхнюю ступеньку подиума ему удалось лишь в конце прошлого сезона. Найджел сразу перешел на новый ментальный уровень, успешно включился в борьбу с пришедшим в команду Пике и даже опережал двукратного чемпиона на 5 очков перед решающими раундами.
Действующий чемпион мира Ален Прост из «Макларена» считался лучшим гонщиком после ухода из спорта Ники Лауды. Прост это доказывал на трассе – двигатель «ТАГ-Порше» на его «Макларене» заметно уступал в мощности моторам «Хонда» на «Уильямсах» Мэнселла и Пике, но француз лучше других извлекал максимум из каждой ситуации. К тому же на руку Просту играла система подсчета очков – в зачет шли 11 лучших результатов, поэтому 8 очков отставания Алена от Найджела вполне позволяли рассчитывать на второй титул.
Сегодня многие называют Айртона Сенну лучшим гонщиком «Формулы-1» всех времен, но в 1986-м главные успехи бразильца были еще впереди. В отличие от долго шедшего к успехам Мэнселла Сенна в первом же сезоне на недостаточно быстром «Тоулмене» дважды побывал на подиуме и едва не отобрал победу у Алена Проста в дождевом Гран-при Монако-1984, во второй гонке за куда более конкурентоспособный «Лотус» финишировал первым, а в своем третьем сезоне бразилец боролся за титул. Сенна был невероятно быстрым, что регулярно демонстрировал в квалификациях. Бразилец лидировал в первой половине чемпионата, но во второй слишком часто терял очки из-за ненадежного «Лотус-Рено». В Эшторил Айртон приехал, уступая 5 очков Просту, 8 – Пике и 13 – Мэнселлу.
Идея собрать четверых претендентов на титул на совместную фотосессию пришла в голову британскому фотографу Джону Данбару (именно его фото в начале текста), а реализацией занялся сам Берни Экклстоун, коммерческий руководитель «Формулы-1», тогда еще совмещавший должность с руководством командой «Брэбэм». Все было не так просто, как может показаться на первый взгляд.
«Гонщики «Ф-1» были теми еще примадоннами, если вы понимаете о чем я, – вспоминает Джон Данбар. – Сперва я обратился к Нельсону Пике, но он совсем не горел желанием это делать. Тогда я пошел к Берни Экклстоуну, и он согласился со мной, что собрать четырех претендентов – отличная идея. Он только сказал мне время, к которому надо было подойти к пит-уолл, остальное сделал сам. Было невероятно сложно сделать нечто подобное. Как-то я хотел сделать совместное фото Лауды и Пике, когда они сражались за чемпионство, но организация заняла бесконечность и еще один день! Пике хотел, чтобы Лауда пришел в его моторхоум и наоборот. Так что мне показалось, что лучший выход – это привлечь Берни».
Непосредственное участие Экклстоуна сохранено для истории на фото с бэкстейджа, где он пытается сделать то, что не удалось Фрэнку Уильямсу и Патрику Хеду на протяжении целого сезона – помирить Мэнселла и Пике. Или, например, где Берни сквозь толпу профессиональных фотографов, любителей и простых зевак высматривает Сенну, позже других заявившегося на фотосессию. Интересно, было ли это опоздание случайным, или же Айртон, имевший наименьшие шансы на титул в том сезоне, решил поиграть со своими соперниками в психологические игры?
По воспоминаниям Данбара, у фотографов было всего-навсего около 30 секунд: «Никто и слова не успел сказать». Стоит ли напоминать, что цифровая съемка, здорово облегчившая жизнь современным фотографам, тогда находилась лишь в стадии зарождения? Кстати, теплую компанию первым покинул все тот же Айртон Сенна, тем самым лишив возможности замешкавшихся поймать в свой объектив историческое мгновение.
Символично, что в гонке «Большая четверка» была классифицирована на первых четырех позициях. Сенна выиграл седьмую квалификацию в сезоне, но в первом же повороте пропустил вперед Мэнселла, стартовавшего со второго места. Захватив лидерство, Найджел безошибочно прошел по 70-круговой дистанции до заслуженной победы, пятой в сезоне.
Сенна большую часть гонки провел на второй позиции, обороняясь от атак Нельсона Пике, но на последнем круге топливный бак «Лотуса» опустел – регламент ограничивал его объем 195 литрами, а электронные системы контроля расхода топлива в те годы были далеки от идеала, поэтому такие ситуации были в порядке вещей. Это не только лишило Айртона возможности подняться на подиум, но и вычеркнуло из числа соискателей чемпионского звания.
На вторую строчку поднялся Прост. По ходу уик-энда француз пребывал в подавленном состоянии, так как накануне его брат проиграл борьбу с раком. Прост не очень хорошо стартовал с третьей позиции, а в гонке традиционно не рисковал. Сначала он дождался ошибки Пике, которого развернуло при попытке атаки Сенны, а затем и проблем у самого Сенны. Нельсон в итоге довольствовался третьим местом.
За два этапа до окончания чемпионата мира-1986 казалось, что упрочивший свое лидерство Мэнселл уже никому не отдаст желанный титул. Даже после того, как в Мексике Найджел после ошибки на старте оказался лишь пятым, он все равно оставался очевидным фаворитом чемпионата перед последней гонкой в Аделаиде, но чемпионом в тот год стал Ален Прост, выигравший титул в одной из самых невероятных гонок в истории.
P.S. Спустя годы предпринимались попытки сделать ремейк легендарного фото. Например, в 2000 году на пит-уолл трассы «Хунгароринг» вместе с Берни Экклстоуном фотографам позировали Михаэль Шумахер, Мика Хаккинен, Дэвид Култхард и Рубенс Баррикелло.
А в 2010 году в Корее – Льюис Хэмилтон, Фернандо Алонсо, Марк Уэббер, Дженсон Баттон и Себастьян Феттель.
Это текст для конкурса Sports.ru.
Фото: globallookpress.com/ZUMAPRESS.com, Panoramic, imago sportfotodienst via www.im/www.imago-images.de; Gettyimages.ru; thepitcrewonline.net; twitter.com; ayrtonsenna.com.br; motorsport.com; motorsportmagazine.com; mark-gallagher.com
По поводу отрывов. Я считаю, что это демонстрация высокой конкуренции между пилотами, которые попадают в Ф-1. Гонщики всегда едут на пределе и сколько бы им прижимной силы не дали, они всегда будут искать этот предел.
"Небольшая ошибка в финале квалификации моментально отбросит даже самого быстрого пилота на 10-е место, а в 80-х даже для поула не всегда требовалось собрать идеальный круг."
Звучит очень скучно:( И лишь подтверждает, что роль пилота сократилась до того, чтобы сохранять концентрацию, пока машина едет к финишу. Человек больше не может победить технику - на трассе есть выраженный предел пилотажного вклада и дельта скилла меньше, нежели разница между болидами. Машины в руках даже слабого пилота или инвалида едут слишком близко к идеальным траекториям.
И я не могу представить 17-летнего Макса в Формуле девяностых. А ведь юные пилоты без опыта практически не ошибаются. Впрочем, в дождевой Германии, как только сцепление стало слабее, повылетала половина пилотов, как и должно быть при нормальном челлендже, и даже Кубица смог доплыть в очки
Если раньше гонщики чаще ошибались (в том числе из-за техники), то это не значит, что условный Алонсо не был бы конкурентоспособен в 80-х. Да, сейчас у пилотов в распоряжении машины с большей прижимной силой, с куда большим механическим сцеплением, с более эластичными силовыми агрегатами, естественно они намного меньше ошибаются, но и цена их ошибки возрастает. Небольшая ошибка в финале квалификации моментально отбросит даже самого быстрого пилота на 10-е место, а в 80-х даже для поула не всегда требовалось собрать идеальный круг.
Техника как у Рубенса была абсолютно обычной для пилотов машин с 3 педалями, как в начале 90-ых. А вот онбоарда с машины Кубицы хватает, чтобы сделать выводы. Он же ещё переключает разные настройки.
Я очень извиняюсь, но твои аргументы неубедительные
Конкурс какой нибудь провести бы
Насколько Кубице мешает травма руки известно одному лишь Кубице. Баррикелло, например, использовал только одну ногу, было ли это сильно заметно?
"Автомобиль в автоспорте всегда имел наиболее весомый вклад в успех, но решающую роль играет как раз таки гонщик."
Вклад пилота сейчас гораздо меньше, чем 20 лет назад и раньше. Отрывы между партнёрами минимальные - часто даже в пределах статистической погрешности. Фактор ветра, малейшие ошибки с переключением баланса тормозов или настройками - разница в сотые может быть от этого.
"Я считаю, что это демонстрация высокой конкуренции между пилотами, которые попадают в Ф-1."
Сенна регулярно привозил Просту в квалификации по 0,6. Разве не странно, что разрыв между 2 величайшими пилотами одного поколения больше, чем между Расселом и одноруким Кубицей или между Массой и Строллом, который просто не умел ездить в свой первый сезон?
О какой конкуренции речь, если Лоттерер садится впервые в жизни в Катерхем и без малейшего опыта и тестов привозит Кобаяши в квалификации секунду...
" Гонщики всегда едут на пределе и сколько бы им прижимной силы не дали, они всегда будут искать этот предел."
И этот предел всего лишь тысячные и сотые. Это просто маленькая роль пилотов в достижении конечного результата, по сравнению с абсолютно доминирующей ролью машины и инженеров.
В общем, Чандхок всё чётко сказал в недавней новости
На этом фото все чемпионы мира за последние 20 лет, с 2000 года по 2019-й