5 мин.

Хоккейный бренд: Jofa

От спецодежды и палаток до лучшей деревянной клюшки в мире. История детища Нисса-Оскара Юнсонна, а также обзор последнего, что осталось от прежде легендарной марки Jofa, сегодня в блоге HockeyScience...

  • Форвард "Анахайм Дакс" Теему Селянне остаётся последним игроком НХЛ, использующим шлем от Jofa. Он играет в модели Jofa 366.

Осенью 1926 Нисс-Оскар Юнсонн прогуливался по своей семейной ферме, находящейся в небольшом шведском городишке Малунге. В те времена, Малунг славился переработкой кожи. Отец Нисса-Оскара также занимался этим производством. Отходов производства оставалось довольно много. И тогда Юнссон-младший решил этим воспользоваться...

В Швеции в то время популяризировался спорт, а вот рынок спортивных товаров был ещё очень не развит. Тогда Нисса-Оскара посетила идея, которая и стала первым продуктом Jonssons Fabriker - лезвия коньков, крепящиеся к ботинкам ремешками из кожи. 

Однако компания вовсе не собиралась хоккейную экипировку. Нисс хотел заниматься переработкой кожи. В 1933 году он купил обанкротившуюся компанию, которая занималась кожевенным производством. Вскоре Jofa встала на ноги: компания начала производить перчатки, крепления для лыж и темляки для лыжных палок; также компания сотрудничала с тремя крупнейшими торговыми домами Стокгольма. Расцвет компании пришёлся на времена Второй мировой войны, когда Jofa, помимо прочего, стала производить палатки и униформу для шведской армии - всего в те годы компания производила около 800 различных видов и моделей товаров...

В 1960-х Jofa начала производить хоккейную экипировку. Первым продуктом хоккейной Jofa стал, произведённый в 1963 и впервые в мире запатентованный, хоккейный шлем (<< на фото). Компания всегда производила качественную и надёжную экипировку. В её разработке, вместе с сотрудниками Jofa, принимали участие ведущие дизайнеры и спортивные врачи Швеции. Потому, на протяжении многих лет, компания являлась одним из лидеров в производстве хоккейной экипировки. В защите от Jofa, в разное время, играли: Яромир Ягр, Уэйн Гретцки, Бёрье Сальминг, Марио Лемье, Петер Форсберг, Яри Курри, Петер Штястны, Жигмунд Палффи, Матс Сундин и Теему Селянне. К слову, форвард "Анахайм Дакс" Теему Селянне остаётся последним игроком НХЛ, использующим шлем от Jofa. Однако логотип этого великого бренда на его Jofa 366 закрашен, т.к. срок лицензионного соглашения между Jofa и НХЛ уже истёк...

Также интересна история одного из сотрудников компании Лейфа Скоттхайма, который работал в компании с 1969 года, и принимал участие в разработке абсолютно всех шлемов и большинства других продуктов Jofa с того момента. Помимо разработки экипировки, Скоттхайм принимал участие в разработке первого в мире испытательного оборудования для хоккейной экипировки.

"В то время, как наши коллеги производят лишь иммитацию защиту, мы производим настоящую броню!" - говорил Скоттхайм.

Также Лейф известен тем, что в 1973 году разработал и вручную изготовил шлем для Уэйна Гретцки. А в 1999 уже более поздняя его работа получила престижную шведскую премию в области дизайна "Svenska Form". Лейф Скоттхайм работал в компании вплоть до её окончательного закрытия в 2011 году...

 

В 1973 году Jofa разделилась на две части. Спортивная Jofa была продана концерну Volvo, при этом бренд JOFA был сохранён. Юнссон, в свою очередь, сохранил компанию по производству одежды и изделий из кожи. Компания, оставшаяся у Юнссона получила название Jofama (аббревиатура от Jonssons Fabriker Malung - прим.). Эта компания существует до сих пор и является одним из старейших производителем одежды из кожи и мотокурток в Швеции.

Хоккейная Jofa же стала одним из ведущих производителей хоккейной экипировки в мире. По статистике 90% игроков НХЛ, выступавших в ней в период с 1973 по 1998, когда-либо использовали экипировку от Jofa. Компания, в борьбе с извечным соперником - финской KOHO, наращивает качество своей продукции... Однако через некоторое время для обоих брендов наступают тяжелые времена. И в 1998 они вместе присоединяются к CCM, которая после этого получает приставку "The Hockey Company". Однако в 2004 американская Reebok выкупила CCM у владельцев. Reebok сохранила бренд ССМ, однако избавилась от логотипов KOHO и Jofa... Основатель компании до этого момента не дожил. Нисс-Оскар Юнссон скончался в 2002. Ему было 92 года.

Его детище - хоккейная Jofa - была окончательно расформирована в 2011 году, когда руководители хоккейного отдела Reebok закрыли свой шведский филиал, расположенный в Малунге, и уволили 50 его сотрудников, многие из которых были бывшими сотрудниками Jofa. Через некоторое время Reebok вновь открыла свой шведский филиал, однако перевела его в другой город и наняла других сотрудников... Так Jofa окончательно стала лишь частью большой хоккейной истории...

Reebok всё же оставила в серийном производстве один товар великого бренда - клюшку Jofa Titan 4020. "Красная Стрела", как прозвали эту клюшку болельщики, является поистине легендарным орудием хоккеиста, которое знают абсолютно все любители хоккея.

Крюк этого орудия состоит из пластика высокой прочности со вставкой из деревянной плашки вдоль крюка. Баланс ее очень приятен и отличается от многих других деревянных клюшек, не будучи полностью деревянной, а имея пластиковый крюк, баланс удалось сместить чуть дальше в сторону рукояти, что делает игру этой клюшкой более комфортной и требует меньше энергозатрат, несмотря на её не карбоновый вес. Jofa Titan подходит, как для игры на закрытых катках, так и для дворового хоккея. Клюшка подойдёт любому начинающему и уже более опытному любителю хоккея. На рынке очень хорошо представлена различными загибами крюка. Каждый сможет подобрать под себя свою собственную Jofa Titan. Как когда-то, например, сделал Уэйн Гретцки. Пожалуй, это самый великий игрок, в чьих руках побывала клюшка фирмы Jofa...

На этом всё. Выбирайте с умом, играйте с удовольствием! Если у Вас появились какие-либо вопросы о компании Jofa, оставляйте их в комментариях.