8 мин.

McLaren MP4-18. Даже великие склонны ошибаться

Всем привет! С Вами Призраки Формулы-1, и сегодня мы рассмотрим историю болида, разработанного самим Эдрианом Ньюи, который так и не вышел на старт Гран-При.

В 2002 году команда МакЛарен переживала не самое лучшее начало сезона. Если Дэвид Култхард ещё как-то боролся за подиумы, и даже одержал победу на легендарной трассе Монте-Карло, то новичок команды, Кими Райкконен, страдал от низкой надёжности машины, и перед поездкой в Канаду имел всего четыре зачётных балла за третье место в Австралии.

Кими Райкконен на подиуме в Австралии

Это сподвигло руководство команды уже в мае переключиться на разработку болида для следующего сезона. В интервью Motorsport News Рон Деннис заявил следующее: "Мы продолжим дорабатывать машину, но основные силы сосредоточим на работе над новой машиной, над MP4/18, с которой мы начнем сезон 2003 года. В этом году мы не можем рассчитывать на победу и нам нужно совершить очень большой шаг вперед, чтобы быть конкурентоспособными в следующем. Мы определились с целями, сейчас главное - работа над новой машиной."

Эдриан Ньюи и Рон Деннис

И пока пилоты пытались добиться серьёзных результатов с MP4-17, Эдриан Ньюи вовсю разрабатывал MP4-18. На него возлогались большие ожидания, Феррари просто уничтожила все попытки противостоять им, и одержала 15 побед в 17 гонках, отдав лишь по одной гонке Вильямсам в Малайзии, где победил Ральф Шумахер, и МакЛарену в Монако.

Эдриан Ньюи за чертёжной доской

Не секрет, что Ньюи уже тогда старался компактно разместить все детали под кожухом двигателя, но в MP4-18 он использовал весьма плотную компоновку, настолько, что возникли неожиданные проблемы. Чтобы соединить двигатель и коробку передач, приходилось снимать значительную часть подвески!

Алекс Вурц за рулём MP4-18

Переднее крыло было весьма интересным по своей форме. Некоторым оно напоминало муравьеда, видимо уже тогда пошла мода сравнивать болиды с животными ("Морж" появился всего годом позже). Однако, боковые пононы приковали к себе большее внимание. Очень сложная система во взаимодействии с выхлопом позволяла улучшать сцепление задней оси. Но эта система была очень хрупкой.

Норберт Хауг и Мика Хаккинен

Чтобы иметь возможность устранить некоторые проблемы, команда решила начать сезон 2003 года с доработанной версией MP4-17. Норберт Хауг так прокоментировал решение команды, которое приняло в ноябре 2002 года: "Для того, чтобы бороться с Ferrari мы должны серьезно прибавить во всех компонентах, нужно работать над мотором, аэродинамикой, шасси и резиной. Именно поэтому мы начнем сезон с доработанной версии старой машины, а MP4-18 вряд ли появится на трассе до переезда чемпионата в Европу. Нельзя допустить повторения превосходства Ferrari, команда жаждет успеха и мы будем сопротивляться."

И пока Ньюи вместе с подкреплением в лице Майка Кохлена готовили MP4-18 к дебюту, Райкконен и Култхард удивили конкурентов победами в Австралии и Малайзии на прошлогодних, хоть и доработанных MP4-17D. Но полноценный дебют, который планировался на начало европейской части чемпионата пришлось перенести, так как не были пройдены положенные краш-тесты.

Алекс Вурц на трассе Поль-Рикар

Мартин Уитмарш, исполнительный директор команды на тот момент, перед гонкой в Сан-Марино заявил следующее: "Мы выведем новую машину в гонки только тогда, когда она будет быстрее и как минимум так же надежна, как ее предшественница. Назвать точную дату мы сегодня готовы. Видимо, это произойдет в следующем месяце."

И правда, впервые болид представили на тестах в Поль-Рикаре, 21 мая 2003 года. Несмотря на всю работу Ньюи над надёжностью, к ней остались большие вопросы по итогам тестов. В первые два дня Алекс Вурц проехал всего 27 кругов, столкнувшись с отказом гидравлики и другими механическими проблемами. Лишь в третий день Вурц смог проехать приличную дистанцию, по длинной конфигурации французской трассы. Он показал время в 1.33.56, более чем на шесть десятых опередив Педро де ла Росу, который тестировал в тот же день MP4-17D.

Алекс Вурц за рулём MP4-18

Это породило слухи о том, что команда готовится выставитьсвою новинку на этапе в Нюрбургринге, Более того, Мартин Уитмарш заявил следующее: "Пока мы планируем выставить в чемпионат новую машину в Нюрбургринге, на Гран при Европы 29 июня. Вполне может получиться так, что MP4-18 дебютирует чуть раньше, но мы будем рассчитывать степень допустимого риска. Если больших проблем с надежностью не будет, то сроки могут быть сокращены. Мы хотим на равных бороться с Ferrari, по крайней мере в последней трети сезона, сделав задел на следующий чемпионат."

Кими Райкконен за рулём MP4-18

Однако, перед Гран-При Европы следовади две сессии тестов, на испанских трассах Херес и Барселона. В Барселоне впервые опробовал новинку Кими Райкконен, который активно боролся за титул с Михаэлем Шумахером. О скорости и надёжности сложно что-то сказать, потому что команда не стала делиться этими данными, ограничившись сухими строками пресс-релиза. Однако, стало известно что Кими в один из дней разбил машину. А в Хересе должны были работать в паре Райкконен и Вурц. В первую половину дня Райкконен задал темп, и показал время в 1.19.66, которое осталось лучшим, лишь Марк Жене смог улчшить это время в финальный день. А вот Алексу не повезло. 

Алекс Вурц за рулём MP4-18

Он разбил болид в повороте Sito Pons столь сильно, что тот загорелся, но маршалы смогли быстро потушить его. Однако, у Алекса после аварии обнаружили ожог шеи и небольшие ушибы. После этого второй, и последний оставшийся прототип, тестировали Райкконен и, впервые его опробовавший, Дэвид Култхард, но оба столкнулись с механическими проблемами. Более того, в руках Дэвида машина ломалась дважды подряд, из-за чего он показал худшее время на тестах в тот день. В последний день за руль вернулся Вурц, который проехал 63 круга, показав неплохую надёжность. После этого болид отправили на краш-тесты.

Кими Райкконен за рулём MP4-18

Они то и стали камнем преткновения. Машина не прошла краш-тесты, что и подтвердил представитель команды: "Машина действительно не прошла крэш-тест, но мы делаем все, чтобы удовлетворить требованиям федерации. Работа над машиной продолжается с учетом сделанных замечаний."Вторым краш-тестам предшествовали коллективные тесты в Барселоне, в которых только Минарди не приняли участие. В первый день работали де ла Роса и Вурц, и если испанец мог проехать 41 круг, правда без особых результатов, то Алекс не завершил ни одного своего быстрого круга, постоянно возвращаясь в боксы.

MP4-18 на трассе

Стоит отметить, что команда продолжала возлагать большие надежды на новинку, потому что на трассе в следующие дни работали сразу два "восемнадцатых" МакЛарена. Но оба тест-пилота команды замкнули протоколы во второй день, проехав немногим более 70 кругов на двоих, в то время как Райкконен за рулём MP4-17D проехал большую дистанцию и показал время, на секунду лучше чем у обоих пилотов. В третий день де ла Росу сменил Култхард, но это не помогло MP4-18. Райкконен проехал больше ста кругов, в сравнении, у Култхарда было 45 кругов, а у Вурца всего семь! Только в последний день Вурц смог выжать из болида отличный результат, возглавив протокол, но стоит отметить, что Райкконен и Култхард готовили болиды к гонке на Нюрбургринге.

Кими Райкконен за рулём MP4-18

По окончаниям тестов Норберт Хауг прокоментировал шансы MP4-18 на дебют: "McLaren MP4-18 вряд ли выступит в этом чемпионате. Из-за предстоящего запрета на тесты мы не сможем выставить новую машину на три ближайших гонки, а перспективы ее участия в Гран при Италии, США и Японии кажутся мне маловероятными. Построить новую машину очень непросто, нам нужны тесты, чтобы окончательно решить все проблемы. MP4-18 - отличный базис для разработки машины, которая стартует в чемпионате 2004 года, так что нельзя говорить о том, что мы работали впустую. Наш проект рассчитан на будущее."

MP4-18

Опасения подтвердили и провал вторых краш-тестов. "Мы не прошли тест на боковые воздействия. На каждой стороне машины есть четыре элемента сотовой структуры, которые должны поглощать энергию удара не более, чем на 35%, в нашем случае один из элементов поглотил 35.1% энергии.", так прокоментировал ситуацию Мартин Уитмарш.

Алекс Вурц за рулём MP4-18

И несмотря на все заверения Рона Денниса, что у MP4-18 будет теоретический шанс дебютировать в финальной стадии чемпионата, судьба прототипа была предрешена, и Ньюи переключился на создание MP4-19, которая хоть и взяла некоторые идеи из предшественника, но не смогла повторить успехи MP4-17D в сезоне 2003 года, и одержала всего одну победу на этапе в Бельгии. До ухода Ньюи в Ред Булл оставалось два года...

С Вами был Никита Голосов, до новых встреч!