8 мин.

«От одного ее взгляда мужья едва не бросали жен». Как Анна Курникова соблазнила мир

История первой российской теннисной суперзвезды, рассказанная CNN гуру Ником Боллетьери.

Первой мыслью прославленного теннисного тренера Ника Боллетьери при виде 10-летней Анны Курниковой было: «Разрази меня гром».

Четверть века спустя 84-летний Боллетьери прекрасно помнит, где и когда увидел ее впервые: 8:50 утра, корт №40.

«Маленькая девочка подбегает ко мне и запрыгивает в мою корзину с мячами: «Я пришла на урок!» – вспоминает тренер, воспитавший Андре Агасси, Джима Курье и Монику Селеш и известный свой вспыльчивостью.

«Я тогда подумал: «Это еще кто?!» – продолжает Боллетьери, в памяти которого явно оживает решительная белокурая малышка с косичками. – Я от неожиданности даже не накричал на нее – было невероятно видеть, как такая малютка может просто провозгласить: «Я тут. Я готова».

Была ли она готова стать одной из самых коммерчески успешных спортсменок в истории и справиться с сопутствующим вниманием – другой вопрос.

Чуть больше десяти лет спустя 22-летняя Курникова завершила карьеру из-за проблем со спиной. Она успела побывать восьмой ракеткой мира, выиграть два парных титула «Большого шлема» с Мартиной Хингис и еще в 16 лет – дойти до полуфинала одиночного «Уимблдона».

Самого главного, однако, она так и не успела – это выиграть одиночный титул.

В честь нее назвали покерную комбинацию «туз – король» (A-K) из-за того, что она «классно выглядит, но не выигрывает».

На шоу Дэвида Леттермана ее лучшим ударом называли фрагмент видео, где она пила воду из бутылки.

Секс-символ

Спортивные достижения Курниковой, отказавшейся от интервью, принято считать скромными, но нельзя отрицать, что ей принадлежат победы, которых теннис до нее не знал.

Ей достались миллионные рекламные контракты и интерес тех, кто и теннис-то никогда не смотрел. Она даже завоевала интернет, став лидером среди спортсменок по количеству поисковых запросов.

В то же время появился компьютерный вирус «Анна Курникова», заманивавший пользователей откровенным фото теннисистки, якобы прикрепленным к имэйлу. В 2001 году он распространился настолько, что его даже упомянули в «Друзьях».

Как подтвердит любой, кто тинейджером имел на стене постер с Курниковой, юная секс-бомба переступила границы спорта.

«Строители стали смотреть теннис, бизнесмены стали смотреть теннис. Теннисная аудитория больше не ограничивалась членами загородных клубов, – говорит Кен Мерритт, тренировавший Курникову в академии Боллетьери. – Благодаря Анне женский теннис стали показывать по телевизору. Ее влияние на спорт вышло далеко за пределы выигранных и проигранных матчей».

Всемирный спрос на Курникову был неиссякаем, а начавшаяся в 1990-е эпоха интернета его только подпитывала, тиражируя изображения красотки куда шире, чем это делали спортивные рубрики на последних полосах газет.

«Теннисисткам всегда уделялось такое внимание, которое в некотором смысле отодвигало их профессиональную деятельность на второй план. Но в случае с Курниковой эта объективация вышла на новый уровень, – говорит специалист по спортивному PR Дэвид Скиллинг. – И мне не кажется, что в этом ее вина. В таком ключе ее раскрутили медиа».

Организаторы турниров вскоре стали пользоваться популярностью Курниковой, ставя ее матчи на корты более крупные, чем подразумевал ее рейтинг, вспоминает Бен Ротенберг из New York Times:

«По-моему, многих теннисисток раздражала ее известность, и, пожалуй, у них были на то основания. Ей уделялось куда больше внимания, и ее контракты были куда дороже, чем у тех, кто играл лучше, чем она».

Кроме того, соперницам Курниковой приходилось постоянно терпеть и армию ее болельщиков, яростную поддержку которых, как намекает Боллетьери, она стимулировала:

«На крупных турнирах, если Курникова тренировалась, когда не было матчей топов, то все мужчины смотрели ее тренировку. И она умела доставлять. Устраивала шоу».

Маркетинговый монстр

Как бы ни был прибылен этот медийный интерес, Скиллинг считает, что он мог-таки отвлечь юную теннисистку от карьерных задач и сыграть свою роль в том, что она никогда так и не завоевала ни одного одиночного титула. Он говорит, что, будь она сейчас его клиентом, он бы ограничил доступ прессы к ней, не стал бы так педалировать статус секс-символа и оставил ей больше времени на работу над игрой.

«Ее успех обернулся маркетинговым монстром, который в результате сам себя поглотил. На мой взгляд, ситуацию выпустили из-под контроля, и она слишком быстро раскрутилась и прогорела. У профессионального спортсмена очень маленькое временнóе окно, в которое он должен показывать свои лучшие результаты. И если в этот промежуток отвлекаться на неспортивные проекты, это пагубно повлияет на спортивные. Это неизбежно».

Боллетьери подчеркивает, что лучшие менеджеры – это те, кто может распределить время своего игрока между работой со спонсорами, работой с командой, а также физическим и психологическим развитием: «Если не работать на общую картину, потом придется за это платить».

Но рассуждать обо всем этом просто, когда тебя не манят золотые горы многомиллионных контрактов, – искушение, которому даже чаще поддаются родители, чем их дети-звезды.

«Некоторые родители, когда их ребенку предлагают три, четыре, пять миллионов, сразу говорят: «Берем». А когда ребенок хорош собой, предложений больше. А Анна Курникова была оооочень хороша. От одного ее взгляда мужья едва не бросали жен», – говорит Боллетьери, за малым не присвистывая.

Несбывшаяся спортивная слава

Сейчас, когда Курникова не играет уже больше десяти лет, можно ли сказать, что ее главные достижения коммерческие, а не спортивные?

Выиграй она хотя бы один одиночный турнир, к ее спортивной карьере ни у кого не было бы вопросов, считает Ротенберг:

«Может, на определенном этапе ей стоило поиграть более мелкие турниры. Но она не выстраивала свой календарь в соответствии с тем, где у нее было больше шансов победить. Она играла крупнейшие турниры против самых сильных соперниц, и подозреваю, получала за приезды неплохие подъемные».

Боллетьери практически сходу хвалит Курникову за ее умение играть по всему корту, но признает, что, будь у него второй шанс, он бы поставил ей один удар – форхенд.

«У Андре, Джима, Серены, Шараповой – да почти у всех есть пробивной форхенд. Анне мы такой не сделали, и отсутствие такого оружия, возможно, и стоило ей одиночных «Шлемов».

Кто смеется последним

Сейчас Курникову чаще увидишь ведущей реалити-шоу The Biggest Loser или на папарацци-снимках с ужинов с ее бойфрендом Энрике Иглесиасом, чем на теннисных турнирах. Хотя на благотворительных матчах она еще появляется.

При всех глумливых покерных ассоциациях, о карьере, как у Курниковой, все равно мечтает большинство игроков: она предвосхитила целое поколение российских звезд, включая Марию Шарапову.

«Чтобы быть коммерчески успешной, одной внешности недостаточно. Чтобы бренды захотели вкладывать в тебя деньги, нужен определенный уровень мастерства», – объясняет Скиллинг.

Если же оценивать карьеру сугубо по коммерческому потенциалу, то Курникова, по Ротенбергу, срывала банк играючи. Но вместе с тем, она понимала, чтó делает.

За свою короткую карьеру Курникова заработала 3 500 000 долларов призовых, в то время как рекламные контракты с adidas, Omega и Berlei приносили ей, как говорят, по 10 000 000 долларов в год.

Сейчас почти жутко читать слова Боллетьери о 10-летней Курниковой: «Задача не в том, чтобы сделать из нее чемпионку. Задача – сдержать ее до тех пор, пока не наступит ее время», – сказал тренер в интервью New York Times в 1992-м.

25 лет спустя Боллетьери и весь теннисный мир продолжают ощущать эффекты феномена Курниковой. Какой совет Боллетьери дал бы нынешним восходящим звездам?

«Соберите вокруг себя команду из людей, которые понимают, что успех не приходит в одночасье, – его нужно строить.

И не надо торопиться. Ей-богу, не надо торопиться».

15 лет славы Анны Курниковой

Источник: CNN; фото: Gettyimages.ru/Simon Bruty/Allsport, Clive Brunskill, Darren England, Nigel Marple, instagram.com/annakournikova.