7 мин.

Цены ему нет. Главная надежда сборной Англии

Денис Романцов рассказывает историю Джона Стоунза, будущего лидера сборной Англии.

Не купи «Анжи» Виллиана, последний день зимних трансферов 2013 года влип бы в историю как самый скучный – для всех, кроме Джона Стоунза. Приняв душ после утренней тренировки «Барнсли», он скромно простился с партнерами и побрел к парковке. Тренер Дэвид Флиткрофт хлопнул Стоунза по плечу, а нападающий Дэнни Роуз (другой – не тот, что в «Тоттенхэме») даже приобнял и для смеха провел ладонью под глазом – будто сейчас разревется. Стоунз всего пять месяцев бегал в основе «Барнсли», вот и не решался как-то особенно обставлять свой уход, зато с Роузом сдружиться успел крепко: до сих пор вместе в гольф играют.

Те пять месяцев – словно фрагмент роулинговских сказок барда Бидля, который, как и Стоунз, родился в Йоркшире. В августе 2012-го Джона воткнули в правый бок защиты «Барнсли» на матч Кубка Лиги в Рочдейле. За секунды до перерыва гости заработали штрафной на левом фланге. Джейкоб Меллис навесил на дальнюю штангу, а туда как раз летел Стоунз: кивок, отскок от земли и мяч в воротах за спиной вратаря «Рочдейла». На трибунах – отец Питер и мать Джанет, там от Барнсли ехать-то часа полтора: они не могли пропустить первый взрослый матч сына в стартовом составе родного клуба. Забив, Стоунз растопырил руки, а потом стал колотить себя по сердцу и тыкать пальцем на трибуны. Сказка.

Через несколько дней Стоунз уже в Шеффилде. Первый матч в сборной Англии U21, над которой тогда шефствовал Рой Ходжсон. В запасе Дайер, Кейн, Берахино, Баркли, а он, Стоунз, в основе, опять справа в защите. Стерлинг, Шелви и другие закидывали шотландцам гол за голом, заменялись, а он носился по бровке до конца. Соперники – так себе, но это и к лучшему – меньше давления, больше простора для забегов в атаку.

И вот так пять месяцев, а тут позвонили и сказали: «Стоунзи, мы договорились с «Уиганом». Выезжай к ним». Стоунз сел и поехал, но в дороге телефон опять забренчал: «Погоди, «Эвертон» предлагает больше. Подумай». Стоунз, как заведено в семье, позвонил родителям, посоветовался, хотя решение принял сам и сразу. Оно совпало с родительским: надо ехать к Мойесу. Он здорово раскручивает молодых игроков: «Эвертон» – это то, что нужно. Роберто Мартинес, тренер «Уигана», конечно, расстроился, узнав, что у него увели защитника молодежной сборной, но грустил он, как мы знаем, не больше полугода.

В куда большей ярости был тренер «Барнсли» Дэвид Флиткрофт. Он потом признался Sky Sports, что спросил у руководства клуба – заменят ли ему кем-нибудь Стоунза, и услышал: «Нет. Как можно заменить лучшего молодого защитника Англии?»

По сравнению с другими зажигательными звездами Англии Стоунз – тихоня и почти ботаник. В школе сочетал футбол с занятиями регби и бегом, что потом здорово пригодилось для заруб в АПЛ, с двенадцати лет встречается с одной девушкой, живущей по соседству, Милли Сэведж, отпуск проводит в родительском доме и за игрой в гольф с Дэнни Роузом.

Стоунз родился в Барнсли через пару недель после того, как защитник «МЮ» Стив Брюс на правах капитана вознес над головой Кубок Англии, сигнализировавший о четвертом золотом дубле в английской истории XX века. К тому моменту, как Джону исполнилось пять, Фергюсон сделал еще два таких дубля и выиграл тот самый финал Лиги чемпионов у «Баварии». Трудно представить, как английский ребенок рубежа веков мог не заболеть командой Фергюсона. Да никак. Еще труднее – что чувствовал Стоунз, когда Мойес через полторы недели после трансфера («Эвертон» заплатил «Барнсли» за 18-летнего защитника 3 миллиона фунтов) впервые включил его в заявку на матч АПЛ. Да, вы угадали, дело было на «Олд Траффорд», но сказка закончилась в Барнсли, а это жизнь – и Стоунз тогда так и отсидел все девяносто минут в кресле запасного, и до конца сезона уже не попадал в запас, выступая за U21.

То был трудный период для Стоунза. Он ехал развивать свои навыки, а его выслали в молодежку, где он выглядел неплохо («Эвертон» с ним ни разу не проиграл и мало пропускал, а сам Стоунз не получил ни одной карточки), но не больно-то прогрессировал. Может, 31 января стоило все-таки ехать к Мартинесу? Стоунз колебался недолго – уже летом Мартинес прибыл в Ливерпуль.

Предсезонный матч с «Ювентусом» докатился до серии пенальти. При счете 4:4 к мячу подошел Стоунз. Повернулся к Мартинесу: тот улыбался, он знал, что задумал Джон, видел, как он выпиливает этот фокус после тренировок: думал, дурачится, а он вон что исполнил.

После игры вратарь «Юве» Марко Сторари подошел к Стоунзу и на том английском, на котором обычно говорят римские таксисты, объяснил юниору, куда ему сейчас стоит пойти вместо раздевалки.

Буффонаду Стоунза Мартинес оценил высоко, но начался сезон, и справа в обороне стал выходить Коулмэн, а в центре – Дистен и Джагелка. Стоунз тешился редкими выходами на замену, пока под Новый год не травмировал подколенное сухожилие Фил Джагелка. Стоунз круто выступил в паре с Дистеном и остался в центре защиты до конца сезона – в мае Ходжсон, когда Фил Джонс повредил плечо, вызвал Стоунза для подготовки к Кубку мира в  Бразилии. Опять сказка.

«Стоунз выходит на уровень, которого я не ожидал от него в таком возрасте, – говорил Мартинес, – он справился и с Энди Кэрролом, и с Вилфридом Бони, и с мобильной атакой «Арсенала». Да, иногда он ошибается, но каждая ошибка делает его более мудрым и закаленным». «У него фантастическое самообладание, он вообще не волнуется», – говорил в интервью SkySports вокалист «Эвертона» Лейтон Бэйнс.

Самообладание подводит Стоунза крайне редко – последний случай был в феврале. Джон полез в обводку на своей половине поля в напрочь выигранном матче (счет уже был 4:1) с «Янг Бойз», и доигрался до красной карточки и пенальти, который Ховард, кстати, потащил.

Прошлой осенью Стоунз почти три месяца лечил лодыжку, а, когда вернулся, более уверенного и рассудительного центрального защитника в АПЛ было особо и не найти. Хорошо, почти не найти: по точности передач его – среди защитников – обошли только Терри со Шкртелом. Тренер Стоунза в академии «Барнсли» Марк Бертон рассказывал: «Прошли те дни, когда защитник выносил мяч абы куда. Мы учили Стоунза уверенно контролировать мяч и смело идти с ним вперед. Отсюда и его манера». Джон подтвердил в интервью Guardian, что никогда не любил бездумные длинные пасы, и ему с детства привили вкус к комбинационной игре: «Нас называли «Барнселона» за наш стиль с множеством передач». Год назад Стоунз выиграл тренировочный конкурс на предсезонном сборе «Эвертона» и в качестве приза получил не дорогие часы, как до этого – Гарет Барри, а поездку на «Камп Ноу» на матч «Барселоны».

Джон Стоунз с Коннором Манро-Лафлином и его одноклассниками

Пока заживала лодыжка, Стоунз каждый день находил себе занятие в Ливерпуле – общался с молодыми мерсисайдскими правонарушителями в рамках проекта «Надежные руки» (Джон говорил, что среди его собеседников хватало болельщиков «Ливерпуля», но после разговора каждый из них желал ему удачи и обещал больше не бедокурить), тренировал команду детей с особенностями развития, а в начале декабря устроил сюрприз восьмилетнему болельщику «Эвертона» Коннору Манро-Лафлину (четыре года назад он потерял брата, а теперь вместе с мамой собирает деньги для детского госпиталя Alder Hey): Джон пришел в школу к Коннору с полным мешком подарков, среди которых были и билеты на «Гудисон Парк».

Вернувшись в игровой режим, Стоунз проводил свободное время так же, как и во время лечения: привозил пасхальные яйца пациентам госпиталя Уайстон и регулярно вел футбольные тренировки для детей и взрослых с ограниченными возможностями. Стоунз стал одним из первых английских футболистов, который сам вызвался проводить такие занятия – без просьб клубного руководства. А еще сотрудники «Эвертона» рассказывали, что, когда у кого-то из игроков «Эвертона» меняются планы и он не может поучаствовать в благотворительной акции, на замену сразу вызывается Стоунз.

Прошлым летом «Челси» давал за Стоунза 12 миллионов фунтов, а в августе готов был заплатить в три раза больше, но «Эвертон» отверг все запросы о переходе – в том числе и от самого Стоунза. Джон находился под давлением трансферных столбов все лето, и это не отразилось на его форме в пяти стартовых турах. Но отшумят еще восемнадцать туров и наступит 31 января. И в этот раз скучно не будет.

Фото: Gettyimages.ru/Tim Keeton, ex Livesey; liverpoolecho.co.uk (3,5); Gettyimages.ru/Kirill Kudryavtsev/EuroFootball, Clive Brunskill