7 мин.

30 лет трагедии «Эйзеля»

29 мая 1985 года в Брюсселе «Ювентус» и «Ливерпуль» сыграли финал Кубка чемпионов. 39 человек так и не узнали, кто в нем победил.

Решение провести финал Кубка европейских чемпионов-1985 в Бельгии изначально многим не нравилось. Стадион «Эйзель» был старым и обветшалым, в его стенах и перекрытиях хватало дыр, а перемещения болельщиков толком никто не контролировал. У бельгийских властей и полицейских не было серьезного опыта организации матчей подобного масштаба, и к тому, что случилось в итоге, они оказались совершенно не готовы.

А случилось вот что. Сектор Z стадиона по соседству с секторами болельщиков «Ливерпуля» предполагался нейтральным, однако большинство мест на него выкупили итальянские болельщики. За час до начала матча наиболее отмороженные из английских фанатов, которые в те времена кошмарили футбольную Европу, сначала стали швырять в итальянцев камни, ракеты и другие штуковины, а потом сломали ограждение между секторами и пошли в атаку. С итальянскими фанатами у них были особые отношения после прошлогоднего римского финала с «Ромой».

Пытавшиеся спастись фаны «Ювентуса» уперлись в бетонную стену, бетонная стена рухнула, началась давка, в результате которой 39 человек погибло (32 итальянца, 4 бельгийца, 2 француза и 1 человек из Северной Ирландии) и около 600 было ранено.

Несмотря на все это, матч состоялся. Его участники потом признавались, что не представляли себе масштабов трагедии и количества погибших, а официально игру решили провести, чтобы избежать дальнейших беспорядков и столкновений.

«Ювентус» выиграл 1:0 благодаря голу Мишеля Платини с пенальти во втором тайме, а то, что случилось после этого, многие фаны «Ювентуса» своей команде так никогда и не простят. Игроки радовались, отмечали первую в истории клуба победу в Кубке чемпионов, фотографировались с Кубком, а в нескольких десятках метров от этого со стадиона все еще вывозили трупы.

После этих событий «Ливерпуль» со всеми остальными английскими клубами был на некоторое время исключен из еврокубков, бельгийское следствие через несколько лет предъявило 14 болельщикам «Ливерпуля» обвинение в убийстве, но серьезных сроков в итоге почти всем удалось избежать.

О случившемся предпочли как можно быстрее забыть почти все участники тех событий. У «Ливерпуля» через 4 года случился «Хиллсборо» (многие уверены, что если бы из «Эйзеля» вовремя сделали выводы, новой трагедии удалось бы избежать), а пострадавшие и родственники погибших больше всего обижены на «Ювентус». По утверждениям многих из них, клуб не счел нужным ни выплатить компенсации, ни построить большой мемориал, ни вообще каким-то достойным образом почтить память жертв.

Об «Эйзеле» снова вспомнили лишь весной 2005-го, когда «Ливерпуль» и «Ювентус» сошлись в четвертьфинале Лиги чемпионов – и встретились впервые после трагедии. Англичане тогда на «Энфилде» из букв выложили слова «Дружба», что у итальянцев вызвало противоречивую реакцию: кто-то похлопал, кто-то отвернулся, кто-то пришел в ярость.

В самом «Ювентусе» ситуация начала меняться в 2010 году, когда президентом «Ювентуса» стал Андреа Аньелли. В Турине на новом стадионе «Ювентуса» состоялась церемония памяти, была установлена памятная табличка с именами погибших.

Тогда же на 25-летие трагедии почтили память погибших и в Брюсселе. Давно перестроенный стадион с середины 90-х носит имя «Король Бодуэн».

А в прошлые выходные во время матча с «Наполи» целая трибуна «Ювентус Стэдиум» на 39-й минуте окрасилась вот в такие цвета:

На табличках – имена 39 погибших.

29 мая в 30-ю годовщину трагедии специальные церемонии прошли в Ливерпуле, Брюсселе и Турине.

Некоторые ошибки имеет смысл признать и 30 лет спустя.

Фото: Gettyimages.ru/David Cannon/Allsport (1,2,7); globallookpress.com/Imago/Kicker; Gettyimages.ru/Maja Moritz/Bongarts; globallookpress.com/Imago Sportfotodienst; Фото: EPA/Vostock Photo/Belga Photo Files; globallookpress.com/Imago/Kicker; Gettyimages.ru/Horstmüller/ullstein bild; EPA/Vostock Photo; Gettyimages.ru/Bob Thomas; REUTERS; Gettyimages.ru/Michael Steele (13,14), Shaun Botterill, Mike Hewitt, Claudio Villa (17.18); globallookpress.com/Andrea Staccioli/Insidefoto; REUTERS/Giorgio Perottino; globallookpress.com/Eric Herchaft/Reporters/Herchaft (21,22)