12 мин.

Матч века. Как «Прекрасные мадьяры» открыли глаза англичанам

 

С самого дня основания Футбольной Ассоциации в 1863 году англичане были уверены, в том, что в футбол они играют лучше всех на планете. Подобный порядок вещей просуществовал почти сто лет, вплоть до 25 ноября 1953 года. Именно в этот день на «Уэмбли» был сыгран матч, ценность которого не передать словами – Англия – Венгрия.

Футбол. Кофейни. Англия и непобедимые мадьяры

Венгрия до 1918 была частью Австро-Венгерской империи. Но, несмотря на приобретенный 17 октября того года статус независимой страны, она еще долго находилась в тени соседней Австрии. Это утверждение применимо ко всем аспектам жизни Венгрии, в том числе и к футболу. Венгерский футбол, конечно, шел своим путем, но от влияния австрийского избавиться не мог. Нет, венгерская футбольная школа не была копией австрийской, просто она шла тем же путем, но на полшага позади – так исторически сложилось, что Хуго Майзль и его «Дунайский вихрь» появились именно в Австрии. Но ведь свой след идеи Хуго Майзля оставили не только в Австрии и Венгрии, но и далеко за их пределами.

В целом, надо сказать, что в первой половине прошлого века, Австрия и Венгрия стали одним из передовых центров футбольной мысли в Европе. Это стало следствием сложившегося на тот момент ряда причин. Первой, и, возможно главной, стало то, что футбол стал достоянием рабочего класса и интеллектуальной элиты, которые интуитивно начали искать в футболе причинно-следственный характер, то есть докапываться до самой сути игры. Второй причиной стало появление теорий игры, которые появлялись вследствие первой причины. Более того, эти теории были не просто досужими разговорами, а практически догмами. Постепенно в кофейнях Вены и Будапешта, где в большинстве своем собирались люди, футбол становился темой интеллектуальных разговоров. Так, одной из первых, на теории была разобрана игра сборных Аргентины и Уругвая.

Что же касается английского футбола, то кроме как гением Герберта Чепмена, ничем другим он похвастаться не мог. Своим футбольным величием англичане козыряли направо и налево, но чего-то большего, нежели собственная самовлюбленность, в этом хвастовстве не было.

О том, что футбол в Англии не такой уж безупречный и гениальный, некоторые поняли еще в 1945 году, когда на Туманный Альбион пожаловали игроки московского «Динамо». Но даже в этом случае, мало кто предполагал, что кто-то может превзойти англичан в индивидуальном мастерстве. На эту мысль жителей Соединенного Королевства наталкивал тот факт, что в немногих встречах с европейскими сборными их команда никогда не проигрывала. Случавшиеся осечки, например, поражения от США и Испании на Чемпионате мира 1950 года, списывали на нелепую случайность. Конечно, были поражения от Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии, но это ведь все части Великобритании. Поэтому первой невеликобританской сборной, победившей англичан дома, стала сборная соседней Ирландии, которая 21 сентября 1949 года на «Гудисон Парк» переиграла Англию со счетом 2:0.

Но для англичан все вышеназванные матчи, кроме как зрелищем, ничем другим ни разу не были. И вот в 1953 году в Англию приехала «золотая сборная» - команда, которая на Олимпийских играх в Хельсинки завоевала золото и вот уже как три года не знала поражений, победив в 25-ти из 32-х последних матчей. Английская пресса для красного словца сразу же окрестила этот матч игрой века, но в успехе своих соотечественников не сомневался никто. Еще бы, ведь от венгров, несмотря на их передовую манеру игры, в Англии ничего особенного никто не ждал.

Новое против старого

Сборная Венгрии одной из первых в мире начала играть по схеме 4-2-4, точнее в ее предтечу - 3-5-2. Сегодня эта тактика знаменита благодаря игре сборной Бразилии на Чемпионате мира 1958 года, хотя, например, знаменитый журналист Лев Филатов в одной из своих книг писал, что на тот момент никто не заострил внимание на тактике бразильцев и ничего особенного в ней не увидел. Да и мы особо не станем, ведь это резко контрастирует с темой нашего рассказа. Правда, все же отмети, что англичане на тот момент вот уже сколько лет продолжали играть по схеме «дубль-вэ эм», а венгры предложили им передовую на тот момент 3-5-2.

Стоит также сказать, что в составе мадьяр Нандор Хидегкути играл под, так называемым, сдвоенным центром, то есть парой нападающих - Ференц Пушкаш и Шандор Кочиш. Но несмотря на это, и номер на футболке, Хидегкути не был оттянутым форвардом, а скорее атакующим полузащитником и имел очень важную роль в игровых построениях Густава Шебеша, которые были построены на взглядах англичанина Джимми Хогана. Все дело в том, что Нандор был «блуждающим игроков», связующим звеном между защитой и атакой.

В тактике же английской команды, огромную роль играл центральный форвард, девятка. В Британии роль девятки исполнял физически мощный и нацеленный на ворота игрок, который о тактике имел очень смутные понятия. Ему они вообще не были нужны. Такую роль в составе сборной Англии исполнял, например, Стэнли Мортенсен, которому создавал моменты другой Стэнли – Мэттьюз.

Через много лет Стэнли Мэттьюз напишет: «Венгры исповедовали сразу два стиля: британский вариант с большим количеством беготни, мощью, наращиваемым давлением, а также игру в короткий пас, которую в те времена очень любили в Южной Америке. Это была чудная смесь из строгого контроля мяча, стремительных передвижений и удивительного видения поля. Все это срослось воедино и образовало инновационный и эффективный стиль игры. Еще задолго до финального свистка слава нашего футбольного прошлого ушла на покой».

«Они прибыли до нас из Марса» на борьбу с идеологическим противником

Как это часто бывает, фавор в футболе давит и мешает. Куда хуже если сами игроки уверены в своей непобедимости. А ведь хозяева против венгров в тот день вышли именно с таким чувством. Более того, они пренебрежительно относились к своему сопернику. Во время выхода команд на поле Билли Райт обратил внимание Стэна Мортенсена на то, что у венгров бутсы срезаны за лодыжкой и сильно напоминают комнатные тапки – если у них даже обуви нормальной нет, то как они могут, что-то противопоставить самим англичанам? А какой взрыв эмоций у зрителей вызвал неправильно вброшенный Хидегкути аут на первой минуте?

Многие игроки сборной Англии позже признались, что в составе сборной Венгрии они не знали никого. Для них, это были игроки из другой планеты. По большому счету так оно и было. Ведь пока Великобритания приветствовала коронованную 2 июня Елизавету ІІ, Венгрия переживала страшные времена диктатуры Матьяша Ракоши, который называл себя истинным последователем Сталина, наверное, потому что благодаря ему и пришел к власти.

Придя к власти, Ракоши начал национализировать предприятия, банки, уменьшать количество партий. По примеру СССР футбол в стране перестал быть профессиональным и команды перешли в ведомство разных предприятий, министерств и организаций. Учуяв неладное, многие венгры, в том числе и футболисты, уехали из страны, но вскоре это было негласно запрещено – люди начали попросту убегать.

В 1947-м игрокам первой и второй лиги, выдав соответствующий закон, запретили переходы в клубы из других стран. Но все понимали, что делается со страной, поэтому при любой возможности старались покинуть Венгрию. Много футболистов сбежало после подавления антикоммунистического восстания в 1956 году, среди сбежавших, кстати, был и легендарный Ференц Пушкаш. Футболисты, как правило, через соседнюю Австрию и Чехословакию убегали в Италию, где ставали игроками второй и третьей лиг, а кому-то счастливилось даже попасть в команду из Серии А. 

Были, конечно, и неудачные попытки к бегству. Один из таких произошел в 1949 году. В один прекрасный момент целая команда, которая называлась «Матеос», решила сбежать. Участником того побега был легендарный Дьюла Грошич, который также играл в матче 1953-го на «Уэмбли». Когда Дьюла пришел в назначенное время и место, то обнаружил, что там его никто не ждет. Простояв там около часа, он вернулся домой, где его уже ждали из органов государственной безопасности, которые, как оказалось, знали о побеге. В итоге, команды не стало, а Грошич отделался легким испугом – годом дисквалификации.

Подготовка к «матчу столетия»

В свете политической ситуации, для правительства Венгрии этот матч становился игрой капиталистического империализма против коммунизма. Решение быть матчу или нет, принимал лично Матьяш Ракоши. После разговора с тренером сборной Шебешем, он дал утвердительный ответ на предложение Футбольной Ассоциации Англии, так как инициатива исходила от нее. 

Шебеш прекрасно понимал, что его команда может обыграть англичан, но без подготовки, к которой он всегда подходил с особой ответственностью, не обойтись. Шебеш даже побывал на матче в честь 90-летия английского футбола, где в составе одной из команды играл Ладислао Кубала. В свое время он убежал из Венгрии, за что федерация футбола страны требовала от ФИФА подтвердить решение ВФФ о его пожизненной дисквалификации от футбола и насильного возвращения на родину. Надо сказать, что ФИФА это сделало, но в итоге Кубала был вне футбола около года, и это спасло ему жизнь. Кубала мог оказаться в «Торино», но из-за дисквалификации этого не произошло. А ведь это было буквально накануне ужасной авиакатастрофы, в которой погибли все игроки туринской команды…

Борис Талиновский в одной из своих статей несколько лет назад рассказывал об любопытных фактах в подготовке венгров к матчу на «Уэмбли». Перед началом подготовки, Шебеш отправился со своим помощником в Лондон и дотошно измерял параметры «Уэмбли»: ширину, длину и даже высоту травяного покрова. В столице Лондона Густав купил еще и несколько мячей, которыми тогда играли в Англии – дорогие и более дешевые. Если дорогие вели себя абсолютно нормально, то дешевые вели себя так, словно не подчинялись законам физики. Была у них еще одна особенность: они вбирали в себя слишком много влаги, а соответственно во время дождя становились более тяжелыми и не весили 410-450 граммов, что в 1937 году было принято в качестве эталонного веса сухого мяча. После такой тщательной подготовки практически никаких неожиданностей для венгров быть не могло.

Перед тем, как приземлиться в Лондоне, венгры сыграли еще два контрольных матча. Первый состоялся на открытом в августе того года стадионе «Непштадион», который сегодня носит имя Ференца Пушкаша, против шведов. А вторая игра состоялась в Париже, где их соперниками были рабочие завода «Рено». К слову, на нем в свое время работал сам Густав Шебеш и играл за команду завода «Олимпик».

90 минут, которые изменили представление о футболе

В день матча оказалось, что раскрученный прессой ажиотаж передался жителям Лондона – на «Уэмбли» яблоку не было где упасть, по разным данным на стадионе было от 100 до 120 тысяч зрителей. На намеченное организаторами время, матч не начался – стартовый свисток был дан на 15 минут позже. Но не прошло и минуты, как по «Уэмбли» пронесся недовольный гул – это Хидегкути, с которого только что смеялись, вывел гостей вперед.

Первый гол венгров в том матче можно смело считать показательным. Поскольку в Англии номера служили определителем позиции игрока на поле, то венгры, номера которых не попадали под логику хозяев, совершенно запутали игроков противника. Особенно не сладко было Гарри Джонстону, который должен был отвечать за нападающего и Хидегкути. Для защитника это была непосильная задача, закончившаяся тремя голами Хидегкути.

Но когда Джеки Сьюэлл с подачи Мортенсона восстановил паритет в матче, казалось что не все так плохо. Вот только мог ли кто-то из англичан предположить, что гол самого дорого игрока (в марте 1951-го Сьюэлл перешел из «Ноттс Каунти» в «Шеффилд Уэнсдей» за 34,5 тысяч фунтов) станет лишь доказательством того, что венгры не обладают монолитностью. К 27-й минуте счет уже стал угрожающим – 1:3. Особенно красивым вышел третий гол в матче забитый Пушкашем. Увы, ох и ах, но во втором тайме для англичан ничего не изменилось – это была игра скакунов, против ломовых лошадей.

«Эта одна игра изменила весь наш менталитет, - говорил позже сэр Бобби Робсон. - Раньше мы думали, что на «Уэмбли» мы непобедимы, но это было не так».

Понять поражение

Поражение для Англии со счетом 3:6 у себя дома стало для английского футбола отправной точкой. Поняв, что на континенте уже непросто находятся наравне, а может даже и превосходят английский футбол - игра на Туманном Альбионе начала развиваться. Наверное, одним из первых англичан, который начал активно впитывать и применять прогрессивные методы в футболе стал Мэтт Басби. Буквально через десять лет его команда сумела стать лучшей в Европе, а если бы не трагедия в Мюнхене, то кто знает, возможно, это произошло бы и еще раньше.

Как бы там ни было, но ровно через полгода сборная Венгрии еще раз деклассировала англичан, на этот раз уже у себя дома и с еще более неприличным счетом - 7:1. Это была еще одна победа в огромной 50-матчевой серии, которая насчитывала 42 победы, 7 ничьих и одно поражение, вот только случилось оно в финале Чемпионата мира 1954 года.

Многие игроки той «Золотой команды» променяли бы все победы на то одно поражение против ФРГ. В январе 1986 года - когда сборная Венгрии в крайний раз играла на Чемпионате мира - проведать тяжелобольного Шебеша пришел игрок «Золотой сборной» Дьердь Сепеши. Шебеш на тот момент уже был не в себе, но иногда проблески сознания у него были. В одном из таких случаев Шебеш спросил у Сепеши: «Скажи мне, ну почему мы проиграли?»...

Англия – Венгрия

3:6

14:30, Лондон, «Уэмбли», 100 000

Судья: Лев Горн (Нидерланды)

Голы: Джон Сьюэл (13); Стэнли Мортенсен (38); Альфред Рамсей (57) - Нандор Хидегкути (1, 20, 53); Ференц Пушкаш (24, 27); Йожеф Божик (50)

Англия (2-3-5): Гил Меррик («Бирмингем Сити»), Альф Рамсей («Тоттенхэм»), Билл Экерслей («Блэкберн Роверс»), Билли Райт («Вулверхэмптон Уондерерс»), Гарри Джонстон («Блэкпул»), Джимми Дикинсон («Портсмут»), Стэнли Мэтьюз («Блэкпул»), Эрни Тэйлор («Блэкпул»), Стэн Мортенсен («Блэкпул»), Джеки Сьюэлл («Шеффилд Уэнсдей»), Джордж Робб («Тоттенхэм»).

Тренер: Уолтер Уинтерботтом

Венгрия (4-2-4): Дьюла Грошич («Гонвед»); Дьюла Лорант («Гонвед»), Ене Бузански («Дорог»), Йожеф Закариас (МТК), Михай Лантос (МТК); Йожеф Божик («Гонвед»), Нандор Хидегкути ( МТК); Ласло Будай («Гонвед»), Шандор Кочиш («Гонвед»), Ференц Пушкаш («Гонвед»), Золтан Цибор («Гонвед»).

Тренер: Густав Шебеш

Автор: Сергей Леваднюк (блог автора)  

Материал из декабрьского номера журнала "Football Tribune"

 

downloadft