14 мин.

Дмитрий Навоша: «Когда ты становишься основным сайтом для миллионов или сотен тысяч человек, люди ждут постоянного роста

Редизаин самого популярного спортивного ресурса страны - Sports.ru по масштабности события уже вполне может конкурировать с выпуском, например, новых серий операционных систем. Журнал "Football Tribune" встретился с генеральным директором, руководителем проекта Дмитрием Навошей и выяснил самые последние подробности радикальных обновлений на сайте. Почему возникла необходимость в изменениях? Какие главные преимущества получили пользователи? Что ждет проект в ближайшем будущем? Ответы на эти и другие актуальные вопросы - в эксклюзивном интервью.  

Давайте начнем с редизайна. Насколько сильно ощущалась потребность в обновлении сайта?

Очень сильно. Во-первых, интернет – слишком динамично развивающаяся среда, чтобы можно было позволить себе хотя бы год или два стоять на месте. Потребности людей постоянно растут. Уже почти невозможно поверить, что еще каких-то четыре года назад пользователям хватало относительно небольшого количества новостей и текстов по нескольким основным темам. И этого было достаточно, чтобы быть в числе популярнейших спортивных сайтов – в отсутствие обширной и обновляемой в режиме онлайн (а не наутро) статистики, в отсутствие значительных возможностей для общения, в отсутствие возможностей настраивать сайт под себя и т.д. Даже если на уровне мелочей обсуждать: то, что страница перегружалась при каждом просмотре фотографии или каждом добавлении комментария, еще недавно не вызывало ни у кого неприятия и было стандартом. А в последние год-два начало вызывать, стандарты начали меняться. Люди быстро привыкают к хорошему – в тех же соцсетях – и начинают этого требовать. Понятно, что у медийных ресурсов никогда не будет таких доходов, как у соцсетей, чтобы столько же тратить на разработку, но хотя бы в тот момент, когда технологии начинают дешеветь, медиа обязаны начинать их использовать.

Ну и работа над повышением устойчивости сайта к нагрузкам – это совершенно отдельная история. Одно дело – сайт для 1000 или даже 10 000 человек, такой можно даже в свободное время собрать на бесплатном фреймворке. И другое – сайт для огромного количества людей, которые могут одновременно (например, во время матча) активно комментировать, плюсовать-минусовать, делать замены в Fantasy или провоцировать сложные запросы к базе, копаясь в статистике. Меняться тут просто необходимо.

Если говорить о сути изменений, то они больше затронули внешнюю оболочку сайта или “движок”?

Внешнюю. За переписывание “движка”, баз данных и других устаревших частей сайта, которые мы создавали еще в 2007 и 2008 годах, нам только предстоит браться. Это огромный по времени и затратам проект, и нам придется растянуть его по времени, обновляя те или иные модули порционно.

Судя по отзывам, приличное число пользователей продолжают активно скучать по старой версии. Вас это не смущает?

Нет, это нормально. Я видел много редизайнов, как пользователь, и это уже третий, в котором я являюсь участником, и с ними всегда все одно и тоже. Любые, даже самые позитивные изменения на первом этапе всегда вызывают дискомфорт, особенно у тех, кто пользуется сайтом (да чем угодно: даже перестановка полок в вашем универсаме около дома вызовет у вас дискомфорт) интенсивно. Я не зря тогда выложил в своем блоге примеры, какими словами ругали предыдущую версию дизайна. Не говоря уже про то, что положительные отзывы вообще редко доминируют над отрицательными. Когда человеку все нравится, ну или в целом кажется ОК – какой смысл что-то писать? Ну или делать это больше одного раза. Когда человек чем-то недоволен – не важно, по делу или нет – он ведет себя куда более активно. Достаточно вспомнить парней и девушек, которые рассуждали про “белый фон, режущий глаза” и то, что “на сайте стало невозможно находиться более 5 минут” сутками напролет. Это интервью, кстати, на каком фоне выйдет, на белом? (улыбается)

Но кроме преимуществ наверняка ведь были и недостатки, правда?

Само собой. Такой недостаток, как замена чего-то привычного на непривычное, я больше не трогаю – он очень быстро проходит. Другой недостаток – временное отключение части сервисов, а также полное отключение ряда фич, которые редко использовались, требует отдельных пояснений. Сначала о последних: у любой фичи есть стоимость ее создания и стоимость ее поддержки. Если ее используют всего 70 человек, а стоимость поддержки хотя бы немного выше нуля, от нее в любом случае предстоит отказываться: за эти человеко-часы или человеко-дни можно сделать что-то полезное для куда большего количества людей. Все интернет-проекты так делают, даже самые успешные – хоть Гугл, хоть Яндекс. Что касается фич, замороженных на время – вроде той же внутренней почты, ­– то это тоже в наших условиях неизбежно. Мы всегда старались дать пользователям максимум функционала, количество сервисов и возможностей на Sports.ru во много раз опережает большинство медийных сайтов, даже самые популярные вроде Ленты.ру. По объему ресурсов и количеству свободных рук мы, наверное, пока не опережаем. Соответственно, некоторые изменения порой требуют временной заморозки ряда возможностей – иначе слишком трудно, долго и дорого их произвести.

Третий тип “недостатков” – это про “мне нравятся скругленные уголки, а не обычные” или “синий цвет, а не красный”. С этим ничего нельзя поделать, это нормальная человеческая вкусовщина. Мы много работаем над тем, чтобы с точки зрения содержания люди могли удовлетворять любые свои интересы и предпочтения – персонализация, блоги по самым разным темам и т.д. А вот делать миллион совершенно разных дизайнов для миллиона разных людей – это пока все-таки сложновато.

Ну и четвертое, самое важное. Это реальные баги и недоработки, которых было много, а также то, что далеко не все старые проблемы залечены – как я говорил, поменялась пока только внешняя оболочка, устаревшие части “движка” осовременивать нам только еще предстоит. Тут тоже, конечно, есть элемент завышенных ожиданий части пользователей. Как, например, написал один из любимых моих блоггеров “Трибуны” – «Куда смотрит QA-отдел?» Люди ведь реально не в курсе, что у нас на этот момент не было не то, что отдела, но даже отдельно взятого QA-специалиста – сайту еще только предстоит на них заработать. Но с другой стороны, люди в своем праве. Когда ты делаешь маленький симпатичный проектик, у тебя небольшая, понимающая и потому лояльная к любым косякам аудитория. Когда для миллионов или хотя бы сотен тысяч людей ты становишься одним из основных источников информации, они начинают ждать постоянного роста выбора и тупо требуют качества. В общем, думаю, правильно делают, и теперь необходимо стараться куда больше зарабатывать, чтобы привлечь больше специалистов разного уровня.

Нынешняя версия – окончательный вариант?

Конечно, нет. И в краткосрочном измерении – что-то предстоит “допиливать”, а потом еще переделывать серверную часть, как я уже говорил. И в долгосрочном: интернет еще несколько лет будет довольно быстро развиваться, открывая новые возможности и формируя новые ожидания аудитории.

Одна из претензий к обновлениям состоит в том, что сайт все больше движется к максимальной социализации, а не к производству спортивного контента. Что можете возразить?

Почему это “не к производству контента”? Интересно, как можно произвести столько интересного про НБА, сколько возникает на “Трибуне”, если не создавать возможности для участия пользователей? Как можно регулярно рассказывать о хоккейном клубе “Ермак” из Ангарска, если не позволить подключиться к этому тем, кому не все равно? Как можно всесторонне рассказать о “Барселоне” или испанском футболе в целом усилиями лишь одного занимающегося темой репортера? А если можно, то почему никто ни в России, ни в Штатах на такое не способен? Каким бы большим ни было конкретное медиа – количество журналистов и тем, которые эти журналисты способны охватить, ограничено. И только социальные возможности позволяют эту границу по-настоящему двигать. Вот за сколько можно было бы создать на всех языках Википедию в отсутствие вовлеченных в ее обновление пользователей? Ну, допустим, за пять миллиардов долларов. Но это один раз. А благодаря каким-то 10 миллионам долларов в год – вроде бы столько они тратят на поддержание и железо – можно ее не только создать, но и обновлять чуть ли не в ту же минуту, когда происходят какие-то новые события. Благодаря открытию для пользователей.

Ну и вторая вещь. Спорт – очень эмоциональная среда, и многим необходимо этими эмоциями делиться. Дать возможность просто писать комментарии под новостями – мало: туда ведь пишут вообще все, а значит неизбежно уровень обсуждения мало кого будет устраивать. Возможность обсуждать спорт с интересными именно тебе людьми, самому задавать рамки этого обсуждения, напрашивается сама собой. Вот выше мы говорили про внутреннюю почту, которой кому-то не хватает. А ведь те же 4 года назад и в голову не приходило, что на тематических, а не сервисных сайтах, она может кому-то понадобиться. И когда мы ее ввели, тоже сколько крику было – аааа, превращают сайт в какую-то соцсеть.

На что будут нацелены дальнейшие изменения?

Ну, про необходимость переписывать устаревшие части движка и базы данных я говорил, хотя это будут не всегда заметные со стороны изменения. Впрочем, тоже заметные. Те же проблемы с нагрузкой в пиковые моменты только до какой-то степени решались покупкой все большего количества серверов: на каком-то масштабе это уже перестает работать, нужно “расшивать” базы данных, делать разные проекты менее зависимыми друг от друга или полностью менять их архитектуру. Та же скорость загрузки страниц: после редизайна многие заметили, что она стала намного выше. А дальнейшие внутренние изменения могут дать еще больший выигрыш.

Второе направление – развитие уже успешных и востребованных, но еще не доведенных до ума проектов, включая те же статистику/онлайны или “Трибуну”, а также персонализацию. Во всем этом тоже есть большой потенциал.

Третье направление – мобильное присутствие. Хотя мы и обновили осенью мобильную версию, реализовав там почти все проекты, доступные на полноценной веб-версии, там еще много важных задач. Не говоря уже про приложения под Андроид, iPhone и iPad, первую версию которых мы надеемся успеть запустить в первые дни Евро-2012.

Четвертое – это различные новые проекты. Если честно, мы не любим рассказывать про новые вещи до того, как они будут готовы. Но намекнуть – намекну. Все это время Sports.ru работал для тех, кто воспринимает спорт, как зрелище. Теперь мы хотим быть полезными еще и для тех, кто им так или иначе занимается. Первые нововведения будут уже совсем скоро.

Про журналистику вот ничего не сказали.

А вы и не спрашивали :)

Спрашиваем.

Круг авторов и тем, которые мы освещаем, постоянно пополняется в последние 5 лет. Для меня вообще это любимая часть работы – видеть, как люди, которых не знали и не воспринимали, как журналистов, и которые сами себя, может быть, так не воспринимали, становятся реально крутыми авторами, лучшими в стране по своей теме. Мне кажется, что у на Sports.ru сейчас подбирается вполне себе Dream Team, и тут начинаешь с особым нетерпением ждать топовых события и турниров, по ходу которых авторам есть, где развернуться.

По фотоконтенту тоже получается постепенно прибавлять. И по его оперативности (приятно, что галереи прямо во время матча или сразу после его окончания входят в привычку), и по качеству. Реально очень крутые ощущения, когда получается наладить сотрудничество с фотографами уровня Сергея Дроняева или с агентствами уровня Getty. Под Евро постараемся позволить себе кое-какие новые возможности.

Видео?

Тут намного сложнее. Во-первых, договориться о совместной реализации телеправ с какими-то клубами или турнирами и не попасть в зависимость от них в политических вопросах довольно сложно. А нам эта независимость слишком дорога, мы слишком многим пожертвовали, чтобы ее иметь. Во-вторых, пока это в принципе слишком дорогая история, которую сложно окупать, не присасываясь к госбюджетам и т.д. Впрочем, и тут у нас есть кое-какие наработки – просто я пока не могу всего рассказывать.

Вы думаете, платить за трансляции пользователи так и не станут?

В какой-то момент, когда это будет достаточно удобно и просто, многие, думаю, все-таки станут. Процентов 30-40, я думаю, могут заплатить – а остальные в любом случае будут искать бесплатные варианты. Но 30% – это уже очень много, это уже создает для таких проектов какую-то экономическую основу.

Кстати, а с премиальными аккаунтами на Sports.ru как дела обстоят?

По сути, никак. Это начинание не сработало. Понятно, что возможность отключения рекламы или какие-то другие фишки, которые полагаются обладателям этих аккаунтов – это вишенка на торте, ходят на те или иные сайты люди не из-за вишенок. Ходят они за контентом и за сервисами, а делать их платными мы все-таки не хотим. А идея заплатить за то, что люди уже получили, большинству все-таки непонятна. Премиальные аккаунты купили чуть меньше 100 человек – то есть это не оправдало, конечно, даже их разработку.

А на сколько рассчитывали?

Ни на что особенно не рассчитывали, это был эксперимент. Но если бы пара процентов от почти полумиллиона зарегистрированных пользователей – условные 10 000 – покупали бы, эксперимент уже можно было бы счесть удачным.

То есть пока сайт зарабатывать только на рекламе?

Да. Понятно, что для устойчивого развития необходимо создавать еще какие-то источники заработка, однако пока только реклама. Но, я думаю, еще создадим.

А спецпроекты?

Ну, это та же реклама. Обычные баннеры многим рекламодателям уже не нравятся, им кажется, что они недостаточно заметны. Потому на рынке сейчас борются две тенденции – более агрессивные форматы (расхлопы, полноэкранная реклама и т.д) и спецпроекты. Мы пропагандируем второй :) Потому что это позволяет еще и для людей создать дополнительную ценность – какую-то интересную активность устроить, какой-то новый контент или сервис. Только за прошлый год сделали более 10 таких спецпроектов – от “Самой красивой спортсменки России” до конкурса Crossbar challenge.

Почему, кстати, не хотите делать часть контента или сервисов платными?

Ну понятно же, что платить будут не все. Миллион раз проверено в интернете – на играх, музыке, кино, софте, текстовом контенте, – что большинство людей предпочтут попроще и бесплатно, чем получше, но за деньги, пусть и небольшие. Не хочется, чтобы это прозвучало пафосно, но и большинству журналистов интереснее работать не только за деньги. Выбирая из возможности заработать, скажем, 1000 рублей там, где тебя прочтут очень многие и в пару раз больше там, где тебя почти не будут читать, большинство предпочтет первое. В конечном счете, реальная отдача от сказанного тобой тоже от размера аудитории зависит. Нам есть с чем сравнивать – времена, когда аудитория сайта была в 15-20 раз меньше, и любая критика на Sports.ru волновала клубы и федерации в 15-20 раз меньше, были не так давно. Вот простой пример. Первую публикацию “Новой газеты” про Дело Прядкина мы пропустили – просто не заметили и не дали в новости, и она осталась незамеченной почти всеми в спорте. Заметили вторую, дали новость и интервью с автором расследования, об этом начали писать другие – и сразу появился резонанс. РФС даже клубы вынудила писать какие-то письма в поддержку Прядкина, и т.д.

Сами часто смотрите спорт? Какой?

Раньше предпочитал баскетбол – НБА и Евролигу, и футбол – в основном английский. О них главным образом и писал, когда был журналистом. Сейчас смотру эти лиги намного менее регулярно и знаю их куда менее глубоко, конечно – потому что надо быть в курсе более-менее всего, и получается “все понемножку”. Бокс еще люблю, занимался им в юности – правда, никогда про него не писал.

Увлечения помимо спорта?

По большому счету, оно одно – зато очень большое, которому я уделяю более-менее все свои свободные время и деньги. Люблю путешествовать и стараюсь делать это так часто, насколько это возможно. Ну вот на горные лыжи еще встал, да – и это тоже прям сильно вставило. Теперь с нетерпением жду следующую зиму, хотя раньше зимы всегда не любил.

Любимые страны?

Италия, Бразилия, Великобритания. Но вообще у меня широкие интересы: Азия, Южная и центральная Америка – все это тоже очень интригует. Языками, к сожалению, не владею, кроме английского. Но до сих пор не теряю надежды начать учить.

Вы даже путеводители какие-то писали, верно?

Ага. Путешествия были единственной темой, которой я когда-либо занимался как журналист и редактор, помимо спорта. Обновлял путеводитель “Афиши” по Лондону, а перед Олимпиадой-2006 сделал путеводитель по Турину – одному из моих любимых и, с моей точки зрения, самых недооцененных европейских городов.

Книги?

С этим все намного хуже стало с тех пор, как занялся Sports.ru. Хватает времени максимум на десяток-полтора в год, и в основном это нонфикшн и что-то, так или иначе связанное с работой, от маркетинга до инвестиций. Дело новое, постоянно чувствуешь нехватку знаний. Стараюсь добирать, чтобы не всему учиться на своих ошибках.

 

Фото: Михаил Елисеев 

Интервью для четвертого номера Football Tribune

ССЫЛКА НА ПРОСМОТР ЖУРНАЛА ОНЛАЙН

ССЫЛКА НА СКАЧИВАНИЕ ЖУРНАЛА В PDF

ССЫЛКА НА СКАЧИВАНИЕ ЖУРНАЛА В PDF (2)

 

Следить за новыми выпусками журнала и другими эксклюзивными материалами в блоге журнала Football Tribune