5 мин.

Support your local team! Владимир Стогниенко призывает болеть за своих

До осени 2010 года о Кубке Англии мне было известно только то, что это самое старое клубное соревнование в мире, а финал играют на «Уэмбли». Два с половиной года назад наш канал приобрел права на трансляции английского Кубка, и мне достался матч двух гигантов британского футбола. Woking встречался с Brighton and Hove Albion (если что, Brighton and Hove Albion – это один клуб, а не два). Я сел готовиться к матчу и довольно быстро запутался в незнакомых терминах. Бесконечные воспоминания крошечных команд о том, как они в 64-м году вышли в рекордный для себя четвертый раунд. Кому это вообще интересно вне Англии, негодовал я, чувствуя, что придется во всех этих дебрях разбираться. Да еще и non-league teams какие-то. Что это все за звери, непонятно.

Ладно. Сел работать. «Брайтон» тогда играл даже не в Чемпионшипе, а в League One, то есть в третьем по силе дивизионе страны. А «Уокинг» – еще двумя уровнями ниже. В пятом. Футбол соответствующий – много беготни, много борьбы, мало мысли и техники, а желания – в четыре раза больше всего перечисленного. Но смотрелось неплохо. Для телевизионной съедобности футбола надо не так много: приличные скорости, замиксованные с единоборствами, заполненные трибуны и хороший показ. Телевизионщики в Англии даже в любительских матчах стараются. А трибуны… «Уокинг» – маленький городишко недалеко от Лондона (кстати, я там недавно случайно побывал, оказалось, друзья живут в его окрестностях). И стадион у них вмещает две с половиной тысячи зрителей. Это если они будут сидеть. А если считать стоячие места, то влезет 6 тысяч.

В общем, на переигровке матча первого раунда Кубка между командами третьего и пятого дивизионов присутствовало 4193 зрителя. Я насторожился.

В АПЛ похожая ситуация, только цифры другого порядка. Матч «Сандерленда» и «Норвича» был таким занудным, что можно было челюсть вывихнуть. Я комментировал и сам себя подгонял все время, чтобы не сбиваться на монотонный бубнеж. Единственная турнирная перспектива у соперников – не вылететь из АПЛ. И за этим футболом (мало того что тусклым, так еще и довольно бестолковым) наблюдал переполненный стадион. Stadium of Light в Сандерленде, к слову, вмещает 49 000 человек. И если билет в среднем стоит больше 25 фунтов, то выручка клуба за 1 матч только за входные билеты превышает миллион фунтов. Не считая съеденного и выпитого на стадионе и работы клубного магазина с атрибутикой.

Разумеется, в Англии отличные арены, куда ходят с семьей, развлечений в Сандерленде не так чтобы много, силы безопасности работают отлично, футболисты стараются и так далее. Все, отсутствием чего так любят попрекать отечественный чемпионат. Но популярность «Сандерленда» мало зависит от качества собственно футбола. Зритель не плюется, не называет игру своей команды ногомячом и не считает себя болельщиком «Барселоны».

Журналист Элиот Ротуэлл из Манчестера долго мне рассказывал о «Сити» и «Юнайтед», но потом оказалось, что сам он из Бери, пригорода Манчестера. «My team is Bury F.C.», – гордо заявил Элиот. «Бери» сейчас болтается в League One. Марк Сигал, фанат «Вест Хэма», объяснил нам, как выбирал он: «Мне кажется, это почти всегда зависит от того, из какого района Лондона твои родители». Наконец, Энди Уолш, директор FC United of Manchester, команды, созданной болельщиками в пику американским владельцам «Манчестер Юнайтед», подытожил: «Люди ходят на футбол не ради побед. Это часть собственной идентичности».

У нашего футбола куча проблем: от безопасности на стадионах и поведения болельщиков до нежелания и неумения клубов самостоятельно зарабатывать. Кроме того, считается, что футбол в России любят значительно меньше, чем в большинстве европейских стран (это чистая правда). Но популярность игры начинается с местной команды, которая выступает во второй лиге. Далеко не каждый англичанин безумный фанат, но у каждого есть СВОЙ клуб – как есть цвет глаз, говор и манера одеваться. Это корни, которые привязывают тебя к родному городу или семье. Через «свой клуб» футбол проникает в жизнь каждого, и это касается детей и женщин. Разумеется, куда приятнее смотреть на «Барсу» или мадридский «Реал». Болельщиков иностранных клубов легко можно понять – в 19 лет я тоже собирал фильмы с Гвинет Пэлтроу (она тогда как раз получила «Оскар») и даже прикрепил ее портрет на стену в своей комнате. Интересная женщина. Но, честное слово, никогда не возникало желания на ней жениться.

Оба моих деда были профессиональными военными, блестящими боевыми офицерами. И ярыми футбольными болельщиками. Поэтому с 6 лет я болею за московскую команду, за нее же болеет мой брат, племянник и будет болеть моя дочь.

Владимир Стогниенко

Следуйте за еженедельником «Футбол» в соцсетях:

  

Фотографии: eurosport.com; redevils.ru.

Как Станислав Черчесов стал тренером в Австрии? Кого в первую очередь должны поддерживать футбольные болельщики по мнению Владимира Стогниенко? Что думает о премиальных российских футболистов Юрий Дудь? Как уживаются друг с другом украинские клубы? Все это и многое другое – читайте в свежем 12-м номере еженедельника «Футбол».