16 мин.

За год до Евро. Украина

Время, идущее назад

Передо мной стоят электронные часы, выпущенные по заказу УЕФА. В отличие от обычных, они отсчитывают время не вперед, а назад и показывают сейчас 361 день 17 часов 23 минуты и 19 секунд. 18 секунд, 17, 16… Именно столько осталось до старта финального турнира Евро-2012, который пройдет в Польше и Украине. Когда к вам в руки попадет этот номер, останется еще меньше. Для несущегося на интернет-скоростях мира это совсем не много.

Помните, как неоднозначно мы в России восприняли выбор УЕФА? Многие тогда писали и говорили, что это решение было в первую очередь политическим, а не спортивным. Его цель – поддержать Виктора Ющенко, сблизить Украину с Польшей и Западом, а значит, отдалить от России. Я и сейчас так полагаю, хотя навязывать своего мнения никому не хочу.

С тех пор многое изменилось. Ющенко уже не президент, Бандера – не герой, а Украину едва не лишили права проведения Евро-2012. Не из-за Бандеры, конечно. Все проще.

То на месте предполагаемых выходов со строящегося в Киеве «Олимпийского» стадиона вдруг возникал торговый центр, что никак не соответствовало международным нормам безопасности, то срывались сроки сдачи заявленных объектов, то Федерация футбола Украины (ФФУ) выметала из хаты сор, на радость СМИ и к расстройству УЕФА. Несколько раз Мишель Платини угрожал отобрать турнир. Рассматривались варианты проведения Евро-2012 одной Польшей, изменения числа городов-хозяев в пользу последней (6+2 и 7+1) и даже передача турнира другим странам. Среди претендентов фигурировали Италия, Испания, Германия, Шотландия и… Россия. Но, возможно, все эти угрозы были лишь воспитательными мерами.

Сегодня уже совершенно очевидно, что Евро-2012 состоится там, где ему было предписано, и в указанные сроки: с 8 июня по 1 июля. И помешать этому не сможет даже конец света, назначенный календарем майя, как известно, на 21 декабря этого же года.

11 перелетов в шесть дней

С целью оценки степени готовности хозяев к турниру с 5 по 10 июня 2011 года Оргкомитет Евро-2012 провел рабочую поездку по восьми городам Украины и Польши. В группу помимо высших чиновников УЕФА вошли журналисты ведущих европейских футбольных изданий – Kicker, Marca, Football Monthly, Gazzetta dello Sport… Россию представляли РИА «Новости», «Спорт-экспресс» и еженедельник «Футбол».

График работы был жесточайшим: подъем – в шесть утра, трансфер в аэропорт, «шмон» при посадке в самолет, перелет, осмотр строящегося авиатерминала, визит на стадион, посещение места будущей фан-зоны, осмотр гостиниц, встреча с местными чиновниками и мэром, пресс-конференция, товарищеский ужин с видными горожанами, трансфер в аэропорт, «шмон», перелет… К обязательным девяти перелетам, ожидавшим всех, я получил в виде бонуса от УЕФА еще два. Благодаря какой-то особенной логистике мне пришлось лететь из Москвы во Львов через Вену, а из Гданьска в Москву – через Франкфурт! Итого 11 перелетов за шесть дней.

К концу все так устали, что стали происходить весьма забавные недоразумения. Так, на одной из последних пресс-конференций греческий журналист, задав вопрос, сел на место и… заснул, не дождавшись перевода на английский язык длинной речи польского функционера. Журналисты все путали, теряли и терялись сами. Ваш покорный слуга лишился так и не открытого сборника рассказов Стивена Кинга и очков. Второе, правда, частично компенсировало потерю первого. Так что поездка получилась насыщенной, а события – плотно спрессованными.

Львов

Первым городом на нашем нелегком пути оказался Львов, где пройдут три матча группового этапа турнира.

Львовяне считают себя родоначальниками польско-украинского футбола. Ведь именно здесь в 1894 году состоялся самый первый официальный футбольный матч на территории Украины–Польши. Сборная Львова обыграла тогда сборную Кракова с непривычным для тех романтических времен счетом – 1:0. 

Готовность местного стадиона оказалась удручающей. Трибуны по большей части построены, а вот крышу только начали возводить, соответственно, о поле, отделке помещений и прилегающей территории и говорить нечего. Пока лишь бетон. Окружающее стадион пространство в ужасном состоянии. Голое поле, развороченное техникой, кстати, – за пределами местной кольцевой. Пыль, ветер… Подъезды неудобные, дороги едва строятся. По генеральному плану все парковки будут находиться не ближе 15 минут ходьбы от стадиона. Так что фанам придется прогуляться пешком.

Имени у сооружения тоже пока нет. На сайте УЕФА он называется «Стадион Украина», мэр города Андрей Садовый называл его «Львов Ареной», однако оговорился, что город готов продать название, если будут хорошие предложения. Кстати, в отличие от большинства чиновников Украины и Польши, мэр Львова показался человеком адекватным, хорошо понимающим состояние городской инфраструктуры и знающим, что делать. Конечно, к запланированной дате открытия стадиона – 15 ноября, на которую назначен матч Украина – Австрия, сдать стадион едва ли удастся, но к лету следующего года львовяне поспеть должны.

На мой вопрос, какую из сборных Львов хотел бы принять у себя во время Евро, директор львовского оргкомитета Олег Засадный сказал, что был бы очень рад России: «Город рассчитывает на российских туристов и готов создать им хорошие условия». Выглядело это вполне искренне. Как и доброжелательность львовян к нашей стране. Все, с кем мне приходилось встречаться, отлично и охотно (в отличие от Эстонии) говорили по-русски и были исключительно приветливы. Чувствовалось, что они гордятся своим городом и тем, что именно он примет матчи Евро-2012. Из 154 тысяч студентов Львова практически все хотели бы работать волонтерами на турнире, так что кастинг обещает быть непростым. Тронул за живое слепой уличный музыкант, певший военные песни, аккомпанируя себе на гитаре с наклеенной на деку эмблемой Евро-2012.

Понравилась и будущая фан-зона, расположенная в старой части города. Вокруг множество кафе и очень уютных ресторанчиков. По словам Садового, их во Львове 1500!

Хуже обстоит с гостиницами. В тридцати отелях (от трех до пяти звезд) всего 1523 номера, причем многие уже забронированы УЕФА. Для тех, кому мест не достанется, будут открыты студенческие общежития, хостелы, оборудованы временные мотели. Есть еще частный сектор. Но о жилье лучше позаботиться заранее.

Однако не все львовяне приветствуют Евро-2012. На одной из центральных площадей города развернулся пикет протестующих с лозунгами на английском и украинском языках следующего содержания: «Остановите обворовывание людей для Евро-2012!», «Евро-2012 строится на наших слезах!», «Сегодня для Евро-2012 у нас отбирают землю». Судя по тем же лозунгам, в указанном злодействе замешаны «жиди+москалi i украiнськi чиновники в службових кабiнетах». Никакого ажиотажа ни у народа, ни у властей митингующие не вызывали. Само же мероприятие показалось откровенной заказухой. Часть лозунгов была наклеена на жуткого вида джип с тонированными стеклами и почему-то канадскими номерами.

Быстрое расследование показало, что проблема упирается в землю вокруг нового стадиона, которую заранее скупили несколько весьма предприимчивых граждан, не желающих теперь ее возвращать городу по предложенным им официальным расценкам.

Помимо неготовности объектов, что в целом выглядит исправимо, каплю дегтя в очень позитивное в целом впечатление от Львова и его людей оставили свастики и трафареты эсэсовской дивизии «Галичина» на заборах и стенах домов.

Донецк

Донецк в целом уже неплохо готов к Евро-2012, и это заслуга Рината Ахметова – самого богатого человека в Украине и самого влиятельного политика этой страны. Ахметов, чей капитал оценивается в 17,8 млрд долларов, – основной спонсор нынешнего украинского президента и друг детства вице-премьера Бориса Колесникова. Крушение «оранжевой коалиции» Ющенко и Тимошенко и приход к власти «Партии регионов» – во многом дело его рук.

Ахметов – владелец и президент (с 1996 года) футбольного клуба «Шахтер». При нем донецкий клуб ни разу не опускался ниже второго места, шесть раз становился чемпионом Украины и столько же раз выигрывал Кубок страны. А в 2009 году добыл Кубок УЕФА. «Донбасс-Арена», открытая в 2009-м, по праву считается лучшей в Восточной Европе. «Арена» удобно расположена, территория вокруг нее ухожена и оборудована всем необходимым, а работники стадиона уже имеют хороший опыт проведения больших мероприятий – 11 игр Лиги чемпионов, матчи сборной, концерт Стинга и т.д. У «Шахтера» великолепная база «Кирша» с девятью полями, двумя гостиницами, медицинским центром и территорией, напоминающей богатую русскую усадьбу XIX века: беседки, парковая скульптура, фонтаны, пруд, в котором гордо крейсируют редкие черные лебеди. У лебедей свой зимний вольер и обслуживающий персонал.

Базу на предмет проживания во время турнира уже посмотрели немцы и французы. Оценили высоко, теперь дело за жеребьевкой.

Стадион, базу, несколько гостиниц, городскую больницу и еще много всего в Донецке построил Ахметов. А вот новый терминал донецкого аэропорта предприниматель строить отказался, уступив городу эту честь и возможность потратить 112 млн долларов из госбюджета. В результате получился типичный советский долгострой.

Советские времена в городе напоминает многое: широкие проспекты, зелень, блочные пятиэтажки, парк имени начальника главного политуправления Красной Армии А.С. Щербакова, памятники Ленину…  Очень по-советски встретил нас и городской голова Донецка Александр Лукьянченко. Сел за стол, достал бумажку с речью и бубнил едва ли не полчаса: «Городом закуплено 143 троллейбуса, 150 автобусов, 23 трамвая…» На мой вопрос о явно недостаточном количестве номеров в гостиницах (всего 799) Александр Алексеевич с обезоруживающей простотой ответил: «Так у ваших россиян тут родственников полно живет, у них и остановятся».

Куда хитрее придумала решить проблему жилья компания ООО «Золотой террикон». За пределами города в чистом поле ООО собирается открыть «Кемпинг парк Евро-2012». Огородить территорию сеткой, подвести электричество, воду (благо напротив дачный поселок), поставить 400 пластиковых шатров на восемь койко-мест каждый и брать по 25 евро с человека в сутки. Один из этих чудесных шатров нам как раз и продемонстрировали, протянув к нему от обочины дороги метров двадцать красной ковровой дорожки.

За несколько меньшие деньги в кемпинге можно будет поставить собственную палатку или жилой прицеп. Транспорт в город, Интернет и еду (а где ее еще взять в чистом поле?) придется покупать тут же по ценам организаторов. Накрутки на все необходимое для фанатской жизни представить нетрудно.

Руководящего вида местный молодой человек напирал в речи на то, что проект лагеря одобрен УЕФА. Позже я спросил Мартина Каллена, исполнительного директора УЕФА, ответственного за организацию Евро-2012, действительно ли УЕФА благословил финансовую инициативу донецких товарищей, ведь в Европе места в подобных кемпингах обычно стоят не больше 1–2 евро в сутки. «Если будет дорого, люди просто не будут здесь жить, – ответил мистер Каллен, – у человека всегда есть выбор».

Вот тут директор УЕФА, скорее всего, принимает желаемое за действительное – выбора-то у фанатов может и не быть.

Вечером того же полного дня пребывания в Донецке на заполненной едва ли на четверть «Донбасс Арене» сборная Украины была разгромлена французами. Очень поучительная получилась игра с точки зрения тактики проведения контрольных встреч. Со стороны Лорана Блана образцовая. В течение часа французы просматривали молодежь. Из основы в это время играл лишь реабилитированный федерацией Патрис Эвра. На 64-й минуте при счете 1:1 на поле вышли Рибери, Бензема и Малуда. Десять минут спустя к ним присоединились Абидаль, Диаби и Мартэн. Оставшегося времени французам хватило, чтобы легко и непринужденно разорвать хозяев. В результате французской молодежи был предоставлен шанс проявить себя, игроки основы показали, кто есть кто в сегодняшней сборной и кто чего стоит на самом деле, зрители получили шоу, а сборная Франции -  рейтинговые очки, уверенность и отличное настроение. Жаль только, Дик Адвокаат не видел эту игру.

 

Харьков

Если ключевой фигурой в подготовке Донецка к Евро-2012 стал Ринат Ахметов, то другой крупнейший центр Восточной Украины – Харьков еще в большей степени обязан Александру Ярославскому – пятнадцатому в списке самых богатых людей Украины (797 млн долларов). Изначально Харьков был лишь запасным городом для Евро-2018, и его шансы в сравнении в Днепропетровском и Одессой казались минимальными. Но пока второй олигарх Украины – Игорь Коломойский (6,5 млрд долларов) выторговывал у города вдобавок к авиатерминалу еще и взлетную полосу, а одесситы никак не могли поделить сферы влияния, Ярославский выкупил за 1 млн долларов землю вокруг стадиона «Металлист», не обидев при этом, как говорят, ни одного владельца самой распоследней «ракушки», и реконструировал сам стадион. На самом же деле отстроил его заново, сохранив элементы исторического фасада. Еще важнее то, что ему удалось помирить мэра с губернатором и зажечь всех харьковчан идеей чемпионата.

Помните сказку про Кота в сапогах?

– А чьи это там леса, поля и вон тот замок на горе?

– Маркиза, маркиза, маркиза Карабаса!

Где бы в Харькове не притормаживали автобусы с чиновниками от УЕФА и журналистами и о чем бы не спрашивали трудящихся, в ответ веселые «рабочие и колхозники» дружно пели.

– Чей это такой замечательный новый терминал, построенный к Евро-2012?

– Ярославского!

– А новый стадион «Металлист»?

– Ярославского!

– А футбольная академия для детей?

– Ярославского!

– А вон та гостиница на горе, что возводится в самом центре города?

– Ярославского!

Самого Александра Ярославского мы обнаружили не голым в реке, как следовало бы из канонического текста, но появился он тоже весьма эффектно. В честно протертых джинсах, сандалиях на босу ногу и расстегнутой до пупа рубахе. Местные журналисты рассказали, что это олигарх еще принарядился, а обычно в это время суток ходит топлес, в шортах и строительной каске. Весь день на объектах, во все вникает, везде влезает. Впрочем, это не означает, что Ярославский все хочет сделать сам. И на стройке гостиницы, и на стадионе, и на новом авиатерминале мы встретили крепких профессионалов, причем, что характерно, западноевропейского происхождения. Было очевидно, что деньги здесь не «пилят» и в землю не зарывают.

-- Вы являетесь главным частным инвестором Евро-2012 в Харькове. Сколько денег вы уже потратили на подготовку к турниру?

–- 260 млн евро. Из них примерно 100 – на новый аэропорт, остальное на реконструкцию стадиона, академию, гостиницу…

-- Не боитесь потерять деньги?

–- Я уже давно ничего не боюсь.

-- А когда ваш «Металлист» реально сможет стать третьей силой в украинском футболе?

–- Мы уже пять лет подряд третьи…

-- Я имел в виду, когда вы сможете на равных бороться с «Шахтером» и «Динамо»?

–- Когда Суркис перестанет быть президентом украинской футбольной федерации или его брат не будет больше президентом «Динамо».

-- Но «Шахтеру» же это не мешает.

–- Ахметов шестнадцать лет работает с «Шахтером», а я всего шестой год.

-- Так что, третье место – предел?

–- Ну уж нет! «Металлист» должен играть в Лиге чемпионов. Лучше, конечно, было бы выйти туда с первого места, хотя обойти Донецк будет очень трудно. Но задачу выйти в Лигу мы ставим уже в этом сезоне. Пусть пока и со второго места.

-- Будете укрепляться перед сезоном?

–- Обязательно, и очень серьезно.

В этот момент в нашу беседу довольно бесцеремонно влез Марк Биссон, представляющий worldfootballinsider.com.     

- Мистер Ярославский, а где вы берете деньги?

Немедленно материализовавшийся из неоткуда переводчик попытался смягчить вопрос.

-- Господин интересуется, какой у вас бизнес. Ну, там химический, например…

–- Все я понял, – Ярославский отодвинул переводчика.–From my head money… (Из головы, значит, деньги берутся) Understand?

И для убедительности постучал себя по серебристому ежику, показывая, из какой именно части головы им берутся деньги.   

Что ж, конечно, стадион «Металлист» попроще «Донбасс-Арены», и на клубной базе черных лебедей пока не завели, но пока голова господина Ярославского будет способна и дальше производить конвертируемую валюту, команде вряд ли что грозит. Да и город к Евро-2012 уже практически готов.

Киев

По дороге из аэропорта «Борисполь» в город мне довелось услышать много неожиданного об истории и культуре Украины и России. Раньше я полагал анекдотом то, что на украинском телевидении дублируют «Дом-2», а Николая Васильевича Гоголя переводят на украинский язык и изучают в школах в разделе иностранной литературы. Теперь же гид рассказала, что Киев –  третий по святости город мира после Иерусалима и Рима и каждый православный должен совершить сюда хотя бы раз в жизни паломничество, как мусульманин в Мекку. В качестве доказательства приводилась русская поговорка «Язык до Киева доведет», что в местной интерпретации означало не иначе как «Все дороги ведут в Рим».

Словоблудие вообще очень характерно для нынешней киевской власти. Ни в одном из восьми городов Евро-2012 не делалось столько пафосных заявлений и не происходило столько неразберихи, злоупотреблений и скандалов, как в столице Украины. Достаточно сказать, что первоначальная стоимость стадиона «Олимпийский» за три года поднялась со 150 до 500 млн (!) евро. Деньги брались из бюджета, распределяло их Национальное агентство по проведению и подготовке Евро-2012 на Украине, которое затем было ликвидировано. Впрочем, в России знают не хуже, как «правильно» осваивать бюджетные средства.

На устроенной в Киевской городской раде пресс-конференции вице-президент Украины Борис Колесников и президент ФФУ Григорий Суркис наперебой заверяли представителей УЕФА, что все идет по плану и объекты будут сданы в срок.

На это генеральный секретарь УЕФА Джианни Инфантин ответил лестным комплиментом: «Раньше я называл их Супер Борис и Супер Григорий, теперь же они в моих глазах стали Мега Борисом и Мега Григорием!»

Вице-премьер также рассказал, что к Евро-2012 Украина планирует закупить восемь высокоскоростных поездов Hyundai, что значительно ускорит железнодорожное сообщение в стране. Дорога из Киева в Харьков будет занимать 3,5 часа, в Донецк – 4,5 и во Львов – 6,5 часа. Осталось, правда, непонятным, как и когда украинцы собираются запускать и осваивать Hyundai, ведь для того же «Сапсана» сначала закупались и устанавливались японские рельсы, а потом еще полгода шли испытания и проверки скоростных режимов.

Другим любопытным «ноу-хау», видимо, станет решение проблемы киевских «бомбил» в аэропорту «Борисполь». Мэр Киева Александр Попов сообщил, что городом закуплено 500 новых автомобилей-такси, оборудованных счетчиками, которые вместе с лицензиями будут выдаваться водителям в аренду, что и решит все проблемы.

И хотя заверения хозяев совсем не вязались с положением дел на объектах, которые мы осматривали несколькими часами раньше, гостям из УЕФА встреча явно добавила оптимизма. Во время последующего фуршета я спросил Джианни Инфантино, верит ли он, что «Олимпийский» стадион и другие объекты действительно будет готовы к Евро. Итальянец улыбнулся: «Восемнадцать месяцев назад – нет, а сейчас, пожалуй, – да. Ничего страшного, что они могут не успеть к 11 ноября. Матч Украина – Германия всегда можно перенести в другое место. Главное, что все теперь работают».

Побывав в четырех городах Украины, оценив все, что возможно оценить, и составив представление об остальном, рабочая группа УЕФА и сопровождавшие ее журналисты направились в Польшу. Первым городом стала столица республики – Варшава. Приключения начались уже в аэропорту. Но об этом -  в следующем номере.

Петр КАМЕНЧЕНКО

Львов–Донецк–Харьков–Киев

Еженедельник «Футбол» номер 24 (2011)

Не забывайте подписываться на блог еженедельника «Футбол», чтобы не пропустить обновление.