6 мин.

Шорт-лист ожидания. Илья Казаков – о том, кто может стать лучшим игроком 2016 года

Еженедельник «Футбол» объявляет старт голосования за звание лучшего игрока 2016 года. Его итоги по традиции будут подведены в декабрьском 52-м номере. В опросе принимают участие ведущие футбольные журналисты России, которым вновь предстоит назвать фамилии трех игроков, наиболее проявивших себя в ходе календарного года, расставив их по местам.

 

Дзюба и Смолов

***

Високосные годы для нас – не атавизм, сохранившийся вместе с какими-то еще бабушкиными страхами, основанными преимущественно на суевериях. В футболе по високосным годам проводятся крупные турниры. Россия на крупных турнирах удачно выступила лишь однажды – когда все удивительнейшим образом сошлось в одной точке: деньги, талант поколения, новизна, мотивация. Евро-2008 был настоящей сказкой, канонической историей, где не было ни на шаг отхода в сторону от мифологических традиций. Прелесть сказки – в ее разовости. Вероятно, поэтому она больше и не повторилась.

Но раз год все равно приближается к конечной точке, скоро придется подводить его итоги. Если бы сборная не попала на Евро и наш футбол существовал в ином, параллельном измерении, наверное, ранжировать случившееся в 2016-м было проще. Но мы были во Франции и вернулись оттуда с чувством достигнутого дна, когда ниже падать уже невозможно – хуже только непопадание на турнир, расширивший представительство команд до какого-то заоблачного максимума. И после всего этого нам надо опять погружаться в размышления и гадать о лучших – игроках, тренерах, командах, днях. Делая это со странным чувством, когда молодежная сборная финиширует пятой из шести команд в группе, уже отставая от Азербайджана и Финляндии. И когда рейтинг ФИФА выбрасывает первую команду страны в середину шестого десятка, впервые за всю историю. Но при этом президент федерации, как и тренер «молодежки», остаются на своих должностях – давая таким образам нам понять, что дело не в них и не в ком-либо еще конкретно. Дело в нашем футболе в целом, где раз так, то нет игроков.

Барьерный бег. Илья Казаков – о нападающем «Краснодара» Федоре Смолове

Тренер может рассчитывать на десять или двадцать процентов от общего успеха или неуспеха. Президент, вероятно, готов определить свою значимость теми же цифрами. «Локомотив» возвращает клубную легенду – и забивает с игры при нем лишь один мяч в шести матчах при череде поражений. «Спартак» на эмоциях бросает поводья в руки тренера, никогда не работавшего главным и даже, более того, по его собственным словам, не задумывавшегося о такой доле, – и лидирует в чемпионате. Все это словно гипнотизирует нас, внушая: класс тренера сегодня вторичен, главное – игроки.

 

Смолов

***

Раз так и коли уж надо постараться попробовать назвать лучших из них, давайте попробуем это сделать. В Советском Союзе была традиция, или правило, – лучший игрок года часто представлял команду-чемпиона.

Но это происходило в благословенные времена, когда чемпионат вписывался в календарные рамки одного года. Когда призеры определялись глубокой осенью и подводить любые итоги было легко и приятно. В таком подходе имелось множество плюсов, переставших существовать после реализации задумки Сергея Фурсенко. Вот уже пять лет мы живем в модели «осень–весна», не принесшей никаких спортивных дивидендов двум ее главным лоббистам (если говорить о клубах, а не о людях). Ни «Зенит», ни ЦСКА не улучшили свои достижения в еврокубках, хотя именно это служило одним из главных тезисов программы революционных перемен. Больше того, в сегодняшних экономических реалиях наши возможности по приобретению игроков настолько начали уступать клубам из Западной Европы, что отставание России на футбольном трансферном рынке кажется уже немыслимым.

«Слово «проблема» нужно исключить из лексикона». Станислав Черчесов – о Дзюбе, матче с Коста-Рикой и преимуществах над предыдущими тренерами сборной

Тем не менее у перехода есть и один серьезный плюс. Чемпион становится известен по весне, когда воспоминания о провале сборной на очередном турне переходят из разряда эмоций в область исторического наследия. И вследствие этого радость оказывается чище и незамутненнее. В те дни определять лучшего игрока сезона тоже как-то веселее. Но традиции есть традиции, и коли этот опрос по своему порядковому номеру примерно соответствует новым позициям сборной в рейтинге ФИФА, странно даже подумать об изменениях в существующем десятки лет порядке вещей.

 

Дзюба

***

В этом выборе лучшего игрока года часто приходится идти от обратного. Определить группу потенциально лучших, тем более что сделать это несложно, – и затем постараться понять, кто все-таки не может на этот раз в ней оказаться. Из-за той же сборной, например, или еврокубков. Поскольку речь идет о выборе лучшего игрока года, а не турнира, отринуть такие соображения сложно.

На мой субъективный взгляд, ушедшее лето поставило нас перед дилеммой: Смолов или Дзюба – если иметь в виду россиян. И добавило к этому списку Промеса. Безусловно, хочется добавить кого-то из ростовчан, однако задумываешься – и не понимаешь, кого конкретно. Полоз? Навас? Джанаев? Азмун? Калачев? Любой из них отыграл год достойно. И любой заслуживает попадания если не в топ-3, то по меньшей мере в топ-5.

Однако парадокс: я не могу никого из них поставить выше другого. Это что-то невероятное: Бердыев создал команду, в которой едва ли не каждый из его игроков реализовал себя на все сто процентов, но при этом лично у меня, например, нет возможности назвать кого-то лидером. В «Ростове» лидеры все. Никто не лучше, никто не хуже.

Сто раз о главном. Илья Казаков – об успехах Артема Дзюбы

В других командах не так. В «Спартаке» есть Промес, каким-то чудом сначала выловленный селекционерами в голландском чемпионате, отданном на откуп английской Премьер-лиге, и потом неменьшим чудом сохраненный для московского клуба. В «Краснодаре» есть Смолов, на которого наконец стала играть команда, которому определили место в атаке, а не на ее фланге и который поверил в себя как в нападающего-звезду. В «Зените» есть Дзюба, сумевший в условиях перестройки команды занять одну из лидерских ниш, несмотря на мощный старт с листа Жулиано.

Я все-таки поставлю на Дзюбу как на игрока года. Не потому что два других форварда хуже. А потому что он отыграл целостнее – что весной, что летом, что осенью.

Пусть и делаю это с большими сомнениями. Лучшего игрока, как думается, в этом году у нас нет. Есть группа лучших.

Текст: Илья Казаков 

Фото: Сергей Дроняев, Global Look Press

Скачайте приложение еженедельника «Футбол»!                                                              

App Store: https://itunes.apple.com/ru/app/ezenedel-nik-futbol-zurnal/id957851524?mt=8                                                          

Google Play: https://play.google.com/store/apps/details?id=net.magtoapp.viewer.weeklyfootball&hl=ru

 

Аппстор
googleplay 90 минут