Срок окупаемости футбольного стадиона
В одном из предыдущих постов я писал о том, что Леонид Федун планирует построить рядом со стадионом Спартак 1 млн. кв.м. жилья. Тогда все комментарии к этой новости сводились к тому, что строить просто футбольный стадион никому не интересно, нужно обязательно пристроить к арене офисный или торговый центр, гостиницу, словом, любой побочный проект, который поможет быстро вернуть вложенные деньги. На простом примере я решил выяснить, так ли это на самом деле. Сразу оговорюсь, что все расчеты и допущения я предельно упростил, а некоторые вводные могут показаться спорными. Как и всегда, критика приветствуется.
Итак, в качестве «базового» стадиона я решил воспользуемся параметрами Донбасс-Арены, построенной в 2009 году.
Все перечисленные составляющие приносят доход. Начнем с того, ради чего, собственно, и строится любой стадион – футбольных матчей. Прежде чем переходить к расчетам, нужно сделать несколько допущений. Во-первых, предположим, что чемпионат будет проходить по привычной схеме: 16 команд, 2 круга, 30 матчей. Во-вторых, допустим, что команда-хозяйка нашего виртуального стадиона кроме Премьер-лиги, сыграет в Кубке России и Лиге Европы, начиная с группового этапа (и там, и там дойдет до полуфинала). Также предположим, что на нашем стадионе 2 раза сыграет сборная Россия, и весь доход от продажи билетов пойдет владельцам арены. Итого мы получаем домашних матчей: Премьер лига (15) + Кубок России (2) + Лига Европы (7: групповой этап – 3, 1/16 – 1, 1/8 – 1, ¼ -1, ½ -1) + матчи сборной России (2) = 26.
Самым современным стадионом в Москве по прежнему остается далеко не новый «Локомотив», попасть куда можно в среднем за 550 руб. Для нового стадиона в Москве эта цифра может быть приемлемой, однако для регионов окажется завышенной, поэтому оставновимся на средней цифре в 400 руб. за матч. Чтобы упростить расчеты, мы не учитываем программу абонементов, стоимость VIP-билетов и билетов на Лигу Европы. Предположим, что в среднем наш стадион будет заполняться на 70%. Такая оценка также может показаться слишком оптимистичной. Говоря о сравнительно высокой для России заполняемости, я предполагаю, что новый, современный стадион сможет привлечь гораздо больше зрителей, чем устаревшие и не удобные арены. Тогда:
400 х 51 500 х 26 х 70% = 375 млн. руб.
Стоимость аренды ложи на Локомотиве - от 62 до 200 тысяч рублей за игру в зависимости от категории матча, вместимости и расположения ложи. На эксклюзивный пакет из трех и более матчей можно получить скидку от 5%. В стоимость аренды входят билеты, 3-5 парковочных мест, банкетное меню и даже «нахождение в привилегированной атмосфере» за 1,5 часа до футбольного матча и два часа после его окончания. Возьмем среднюю стоимость аренды – 131 тыс. руб. и предположим, что заполняться ложи будут на 90%:
131 000 х 45 х 26 х 90% = 138 млн. руб.
Следующая важная статья доходов – ресторанный бизнес. На нынешних стадионах это направление практически полностью отсутствует. Однако мы говорим о современной спортивной арене, и надеемся, что и этот аспект будет должным образом развит. Не вдаваясь в нюансы ресторанного бизнеса, предположим, что все заявленные выше бары и рестораны сдаются в аренду управляющей компании. Возьмем для баров ставку – 800$/кв.м. в год, для ресторанов – 1000$/кв.м. в год. При курсе 28 руб./$ получим:
1000 кв.м. х 800$/кв.м. + 1600 кв.м. х 1000$/кв.м. = 67 млн. руб.
По аналогии с ресторанным бизнесом предположим, что помещения под фитнес-центр и фан-шоп будут сданы в аренду. Общая сумма дохода составит 34,5 млн. руб.
Также доход будут приносить паркинг и конференц-зал – 22,3 млн. руб. Расчеты можно посмотреть в таблице в конце поста.
Далее предположим, что 90 дней в году футбольное поле стадиона будет сдаваться в аренду. Я предполагаю, что газон будет искусственным, поэтому серьезного ущерба нагрузка в 90 дней принести не должна. К примеру, снять футбольное поле с подогревом в футбольной академии Спартака, открытой в 2010 году, можно в среднем за 16 500 руб. в час. За 8 часов каждых 90 дней: 16 500 х 8 х 90 = 11,9 млн. руб.
Наконец, допустим, что 4 раза в год на нашем стадионе будут проходить концерты. По данным Экперта в России аренда стадиона на футбольный матч стоит в пределах 10 млн рублей, а по словам директора стадиона «Уэмбли» Дэвида Томсона аренда знаменитой лондонской арены на один матч стоит 500-700 тысяч фунтов или в среднем 30 млн. рублей. При всем уважении к нашим будущим стадионам, сравниться в Уэмбли у них получится не сразу, поэтому возьмем среднюю ставку между 10 млн. и половиной от 30 млн. Также нужно принимать во внимание, что проведение концерта по сравнению с футбольным матчем требует дополнительной подготовки. В итоге получим среднюю ставку аренды - 12 млн. руб. за один концерт. Тогда за год доход может составить 48 млн. руб.
Таким образом, общая сумма доходов составит почти 697 млн. руб. Расходы, необходимые для обеспечения работы всех служб стадиона оценим в 15% от доходов или в 104,5 млн. руб. Тогда доходы, на которые может рассчитывать собственник нашего стадиона, составят 592 млн. руб. в год.
Наконец предположим, что ежегодно все ставки будут повышаться на уровень инфляции – 6,6%. Поток доходов за 13 лет работы стадиона будет таким.
Обращаю внимание, что для упрощения расчетов я не учитывал схему финансирования проекта, а именно возможность привлечения заемного капитала, также не рассчитывалась налоговая нагрузка, хотя, принимая во внимание социальную значимость проекта, по налогам будут существенные льготы. Например, согласно Федеральному закону об организации и проведении в РФ Чемпионата мира по футболу в 2018 году, ряд льгот предоставляется инвесторам, финансирующим строительство объектов чемпионата:
товары для реконструкции и строительства объектов чемпионата освобождаются от ввозного НДС (ст. 150 НК РФ);
доходы организаций, финансирующих строительство и реконструкцию объектов чемпионата, или непосредственно ведущих такие работы, освобождаются от налога на прибыль (ст. 251 НК РФ). Имеются в виду доходы, связанные с проведением чемпионата.
имущество, используемое в связи с организацией и проведением чемпионата, освобождается от налога на имущество (ст. 373 НК РФ).
земельные участки, на которых размещаются (включая период строительства и реконструкции) объекты чемпионата, освобождаются от земельного налога (ст. 395 НК РФ).
Еще нужно учитывать, что инвестиции в строительство осуществлялись не единовременно, а на протяжении нескольких лет, этот факт в моих расчетах также игнорируется.
Наконец, очень важно кому будет принадлежать стадион и как будут распределяться денежные потоки внутри группы компаний. В своих расчетах я сделал предположение, что арена представляет собой отдельный бизнес, а, следовательно, получает все доходы, связанные с арендой поля и других помещений.
Строительство Донбасс-Арены обошлось в 400 млн. $ или 11,2 млрд. руб. Как видим, окупить эти инвестиции по нашим расчетам получится приблизительно за 12,5 лет. К сожалению, NPV нашего проекта отрицательный. Однако не будем расстраивать потенциальных инвесторов, ведь такой нематериальный актив, как, к примеру, развитие спорта в родной стране, можно считать бесценными.
А вообще, для справки: если бизнесу удается заработать 25% в год от оборота, то он - очень успешный. Хороший бизнес - это 10-20%, а очень крупные компании, ворочащие огромными оборотами, крутятся вокруг 5-10%.
У вас же получается, что стадион после 10 лет будет приносить 90% чистой прибыли))) Тогда бы все счас стадионы сразу и начали строить!
Плюс один момент не учтен: стоимость денег. Т.е. прибыль через 10 лет нельзя сравнивать с расходом в первый год. Представьте, что вы берете кредит (как чаще всего бывает), в рублях это 12-15% в год в среднем. И прибавьте теперь к каждому году 12% на оставшуюся сумму.
За 25% в России мало кто согласится работать, это очень мало))
90% чистой прибыли никак не получится, у меня здесь очень упрощенный расчет, просто для понимания общей картины.
Поверьте, 25% - очень хороший процент, который многим в России не по зубам, и если вы находите бизнес с 25% прибылью от оборота (разумеется при больших оборотах), то вы чувствуете себя очень и очень «ровно».
И про то, что «всегда считают от оборота» - значит такие счетоводы. Расходы состоят из фиксированных расходов и расходов на единицу продукции. Так, для стадиона фиксированные расходы будут существенно преобладать (персонал, поддержка консрукций, газон, прочая инфраструктура). По вашему же, если матчей не будет проводиться вообще, то стадион вообще ничего не потеряет.
Дальше неточности: стадион принадлежит клубу? Значит никаких аренд фаншопов он не получит, т.к. они тоже клубу принадлежат. В случае же со стадионом по типу Лужи - доход он получает не от продажи билетов, а единоразово от клуба, принимающего игру. Доход же с билетов получает сам клуб.
По поводу прав собственности, это совсем отдельная история, я не знаю, как будет структурирована сделка и сделал предположение, что стадион будет принадлежать отдельному юр лицу, как это упакуют внутри группы, вопрос интересный. Если найду информацию на этот счет, отпишу, но это больше по юридической части.
2. Вы бы сколько поставили? Не в курсе, как часто Лужники сдаются? Я лично на главной арене никогда не играл, но знакомые пару раз арендовали
3. Какая цена была бы понятной? Только с поправкой на то, что арена - новая.
4. У конференц-залов очень серьезная конкуренция, прежде чем писать, я прошерстил предложения по Москве, вариантов - масса. Поэтому не думаю, что возможно 365 дней в году его сдавать.
5. Уже многие засомневались, снижу до 70%. Я исходил из того, что на новый стадион народ пойдет активнее, чем сейчас.
6. Подожду еще комментариев, пересчитаю и проверим
поле на газпром-арене будет выкатное, каждый выкат будет стоить около 100 тыс долларов, насколько я помню... это суперсовременный стадион, у которого нет аналогов, его содержание будет стоить огромных денег, которые подсчитать сейчас невозможно..
2. лужники - стадион с искусственным газоном, поэтому сравнение тут некорректно имхо
4. по конференц-залам: я думаю, что этот бизнес сам по себе не предполагает такой хорошей отдачи как 80% 180 дней в году, особенно учитывая расположение будущих стадионов: спартак и цска за ттк, динамо тоже не в центре, зенит вообще на окраине в 25 минутах от метро. соответственно, низкие ставки на аренду и низкий спрос..
заполняемость арен зависит от активности по привлечению болельщиков. допустим, в Донецке через год-два будет 100% заполняемость, на Локомотиве - не при нашей жизни..
опять же, много неясного. в частности, зарплаты в Москве растут в среднем на 15% в год, а не на 6,6%
я думаю, можно посчитать доходы стадиона, но очень и очень приблизительно.. не знаю даже, есть ли смысл считать
Почему Вы считаете, что в Донецке может быть 100% заполняемость, а в Москве нет?
в донецкой области кстати живет 4,5 млн человек
Спонсорство, скорее всего, будет заложено в смету строительства. Например, у Спартака стадион строит Федун и в названии арены может появиться Лукойл или ИФД Капитал, у Динамо - уже есть официальное название - ВТБ Арена Парк. Вряд ли они еще будут доплачивать, и так приходится серьезно вкладываться.
Уже не говоря о том, что через 2-3 года в Москве ОДНОВРЕМЕННО будут введены арены ЦСКА, Динамо и Спартака, все они будут новыми и никто из них особого преимущества друг перед другом иметь не будет..
Итого, без домов вокруг или торгового комплекса - дело труба :)
90 дней в году сдавать поле в аренду - это просто убийство для поля
550 рублей на Локомотив - непонятная цена, в частности на матчи с амкаром и кс за таких деньги продавались билеты только на центральные сектора первого яруса, а на места за ворота цены вообще бросовые, особенно если абонемент.. вот в лужниках за воротами 50 тысяч мест из 84,5 тысяч
про конференц зал заполняемость конечно шикарная))
ну и 80% заполняемости.. для наших клубов это нереальная цифра, даже у Локомотива она около 55-60%
в общем, по моим личным ощущениям, доходы завышены примерно в 2 раза
С другой стороны, не посчитана реклама на стадионе, да и имя стадиона можно продать...
П.С.
КОГДА МНЕ РЭЙТИНГ ПОПРАВЯТ И ВЕРНУТ МОИ ПЛЮСЫ И МИНУСЫ, МАДЕРАТОРЫ?!?!?!?!?!