3 мин.

50 оттенков Бубнова. О чем Эксперт написал книгу?

Мало какой телевизионный аналитик получает столько внимания, сколько получает его Александр Викторович Бубнов: эксперт, футболист, спортсмен, Профессионал (с большой буквы). Вышедшая же пару месяцев назад книга «Спартак: 7 лет строгого режима» позволяет глубже понять личность и воззрения знаменитого аналитика, его интересы и прошлое.

Своей книгой Александр Викторович пытается показать, что он настоящий эксперт, а не «ПРОФЕССИОНАЛ, ПОНИМАЕШЬ, КХА-КХА». Иными словами, Бубнов в своей книге вырисовывает себя в окружении того легендарного «Спартака» из 80-ых – деталями, портретами, грязью и критикой. Бубнов пытается открыть всю свою правду, позиционируя себя лучом света в темном царстве. Однако история уже сделала свое дело и расставила все по своим местам: спустя много лет Бубнов же пытается перевернуть образ той команды.

Есть такой тип людей, который уверен, что все знает. Бубнов, осознанно или нет, предстает в своей книге эдакой старостой класса начальной школы, которая не столько стремится угодить классному руководителю, сколько ловит кайф от своего радикального формализма. И руководители ее хвалят, и с плохими мальчиками она не общается, и дополнительное задание выполняет, и школу никогда не пропускает. Спустя много лет староста вырастает, получает определенную известность и решает показать всю ту грязь, что она видела в своей школе. Только времена изменились, и те хулиганившие мальчишки стали легендами, а староста – телевизионным экспертом с двоякой репутаций.

Бубнов в своем 300-страничном произведении по большей части рисует портреты из своего окружения – Бескова, Старостина, Черенкова, Гаврилова, Дасаева и далее по списку легенд клуба. И каждый из них, разумеется, был не без греха; и потому автор проходится по каждому, перебирая на страницах все грязное белье – «этот пил, этот в карты играл, тот бесхребетный, этот молчал всегда, вот тот парень, я сразу понял, не станет футболистом, того я за пояс заткнул. То ли дело…». В книге разделение на главы, в которых рассматривается личность того или иного человека, практически не играет никакой роли, все главы практически одинаковы по содержанию и структуре, меняется лишь набор фактов. По пальцам можно пересчитать страницы, на которых не говориться о «банде Дасаева, которая напивалась при любой возможности, а я в это время шел в номер и ложился спать».

Факт постоянного повторения слегка утомляет читателя, поскольку у книги практически нет начала и конца – она являет собой лишь набор фактов и историй. Усиливает нарастающее чувство утомленности от чтения и стиль Александра Викторовича; если вы думаете, что Хемингуэй является мастером рубленых и коротких фраз, то вы просто не читали Бубнова. Типичный абзац книги: «В футбольном  плане всего достиг. Жаловаться на судьбу не приходится. Она дала мне больше, чем надеялся. Но, наверное, судьба вознаграждает того, кто упрямо идет к цели. Если нет цели, наступает апатия. В моей жизни были периоды, когда мне не давали играть». Конец абзаца.

Вызывает определенные вопросы и название: «Спартак: 7 лет строгого режима». Ни о каком «строгом режиме» в книге нет ни строчки – футболисту Бубнову на страницах книги очень нравится быт «Спартака», ему нравится Бесков, ему дарят машины и квартиры, даже порочные игроки слушают его и уважают, а заканчивается книга и вовсе в возвышенном и ностальгическом тоне о прекрасных годах в прекрасном «Спартаке».

Автор этих строчек купил книгу Александра Бубнова за 330 рублей лишь с одной целью – узнать, всегда ли Эксперт всегда был таким. Я свою цель выполнил – да, он всегда был таким. Бубнов, в какой-то мере открывшись на страницах книги, является человеком радикальных категорий; он смотрит на мир через призму «Или-Или». И теперь для Александра Викторовича есть Бесков и Не-Бесков, Спартак-80ых и Не-Спартак80ых, Бубнов и Не-Бубнов. Про это и книга – тяжелая, рекурсивная, неоднократно цитирующая сама себя и, быть может, правдивая «по-Бубновски».