6 мин.

Зачем нам Гилерме?

Я всегда выступал против натурализации. По крайней мере в том виде, в котором она существует в России. Но один эфир на «Матч ТВ», где свою точку зрения на приглашение Гилерме в сборную России высказали комментаторы Юрий Розанов, Владимир Стогниенко, Дмитрий Градиленко был ещё в качестве гостя, если не ошибаюсь, заставил меня задуматься. Прозвучал очень серьёзный аргумент: натурализация и приглашение в сборную бразильца повысит конкуренцию среди вратарей сборной. Аргумент довольно весомый, но...

Да, действительно, повысит. Но именно среди тех игроков, которые в сборную уже попали или находятся в ближайшем резерве. А как поведут себя ребята, которым сейчас лет по 13-14, вопрос очень интересный. Вот лично у меня есть опасения, что у некоторых из них мотивация попасть в сборную будущего пропадёт. В России лет через пять иностранцев хватит чтобы укомплектовать ими всю сборную. Скажут, что положенный срок они в нашей стране уже прожили, может быть даже женились на русских красавицах, выучили кое-как язык. Ну, чем они не молодцы? Вот, Гилерме — первый молодец. А подросшие пацаны посмотрят-посмотрят на это дело, да и спросят самих себя: а ради чего я свою жизнь положил на футбол, ради того, чтобы господин Мутко выдал потом паспорт более талантливому или физически более развитому укоренившемуся в России иностранцу? И опустятся руки. Конечно, не у всех, но может быть у многих.

alt

Однако, на мой взгляд существуют одна более важная вещь, коренная. Давайте вспомним времена СССР. Нет, я не призываю в них вернуться, давайте просто вспомним о тех временах. Если не учитывать всю многонациональность, то спортсменов-иностранцев тогда не было. И что, разве плохо выступали? Никак нет! Более того, многие из советских спортсменов стали настоящей гордостью нашей общей страны!

alt

А Гилерме? При всём к нему уважении, какая это может быть гордость нашей страны? Я как-то приводил пример с Виктором Аном, выигравшим для нас олимпиаду. Он великий спортсмен, но примазываться к его победе наша страна не имеет никакого морального права. Что мы для него сделали - дали возможность выступать под нашим флагом после тяжёлой травмы? Большая заслуга, ничего не скажешь. А на самом деле человек воспитывался, вырабатывал характер, состоялся как спортсмен в другой стране. Наша подготовительная система, которой мы все по праву гордились и которую после распада СССР развалили, не имеет к Виктору Ану вообще никакого отношения. А к Гилерме не имеет и подавно.

alt

Господин Мутко палец о палец не ударил, чтобы вырастить и подготовить этого спортсмена, но после получения гражданства бразилец конечно же превращается в своего.

Кстати, есть в этом что-то такое неприятное, что ли. Когда взрослый человек отказывается от своей родины в пользу гражданства вашей страны. В принципе, это его личное дело, но когда он представляет как бы ваши интересы на международной арене, неужели вас это не будет смущать? Лично про себя могу сказать, что весьма смущает.

Многие, конечно, разозлятся, прочитав всё это, и приведут массу примеров про Дениса Черышева, приплетут Романа Нойштедтера и вообще скажут, мол, посмотрите на какую-нибудь Францию, Германию или Голландию, там всё сплошь натурализация и уже давно. Даёшь мировую глобализацию! Попытаюсь парировать сразу.

Черышев родился россиянином сразу, хоть вырос и готовился в Испании. Но у него нет такой оторванности от России как у Нойштедтера, который хоть и владеет русским языком, но прошёл всю систему немецкой подготовки от и до, включая молодёжные сборные, да и вообще по менталитету ближе к немцам, чем к россиянам.

alt

Что же касается натурализации в западных странах, то она в корне отличается он нашей. Дети эмигрантов, осевших в западных странах, ходят в школу и посещают спортивные секции с самого раннего возраста. Поэтому у меня нет сомнений, чьим продуктом (извините, что таким сухим языком) они в конечном итоге являются.

У нас же всё по-другому. К нам приезжают уже состоявшиеся личности и спортсмены, и после пяти лет проживания, они становятся нашими. Что называется, почувствуйте разницу. Для меня это просто смена окраски и не более того. Чем тут гордиться?

Да, ещё вспомнил, что могут объявиться люди, которые будут доказывать, что такие сильные спортсмены, да хоть тот же Виктор Ан, способствуют популяризации спорта среди детей в России, и не гоже мне так к ним относиться. Хорошо, но тогда мне непонятно, почему у нас многие считают, что под российским флагом спортсмен может популяризовать спорт в России, а под чужим флагом нет? Вот, Месси, он разве не популяризует футбол в России? По-моему, отсутствие российского гражданства не мешает ему это делать, защищая при этом цвета сборной Аргентины и «Барселоны». Так почему, если Виктор Ан снова будет выступать за Республику Корею, российские дети не должны хотеть заниматься шорт-треком?

alt

Мне кажется, я знаю, в чём наша главная проблема. После разрухи нашей спортивной, и не только спортивной, системы мы хотим достичь всего и сразу, да ещё и быстро. Мы с радостью принимаем любого сильного спортсмена в наши ряды, пытаясь изо всех сил считать его своим. Мы очень боимся думать, что такие спортсмены никакого отношения к нам не имеют и прикрываемся доводами про социальные проекты, популяризацию спорта и пресловутую конкуренцию. Мы считаем, что во всём мире поступают так, хотя на самом деле это заблуждение. Мы тупо идём коротким и простым путём, не задумываясь о последствиях. А последствия могут быть таковы, что отечественный спорт подрастающей молодёжи будет неинтересен совсем. У них и так полно соблазнов, отбивающих охоту идти на улицу или в зал позаниматься спортом, а тут ещё и натурализация по-российски.

Только построив спортивную систему с самых низов, у нас будет настоящее основание гордиться её результатами. Пусть через эту систему пройдут бразильцы, немцы, да хоть папуасы, для нас главное не национальность отдельно взятого спортсмена, а национальность системы! Но в преддверии домашнего чемпионата мира по футболу, где нужен результат, чтобы оправдать вложенные финансовые средства, нам некогда готовить и выращивать своих новых футболистов. Пока нам светит либо такая вот натурализация, либо искусственный лимит из тех россиян, которые уже есть. Система подготовки не работает должным образом.

Будет ли она работать после 2018 года, я не знаю. Наверное это зависит от результата выступления сборной. Может получиться так, что сиюминутный успех плохо скажется на перспективе. Или, если же сборная России у себя дома, скажем, не выйдет из группы, получится наоборот — провал с далеко идущими выводами и пересмотром всей футбольной системы. Та же Германия пересмотрела свою концепцию именно после провала на Евро-2000. Но не хочется желать своей сборной поражения даже во благо. Пусть до ЧМ-2018 ещё два года, хочется, чтобы система начала работать уже сейчас. А для этого нам нужно перестать видеть успешное выступление на домашнем мундиале главной задачей ближайших лет.