10 мин.

Правило Босмана. Закон, серьезно изменивший положение дел в футболе. Анализ последствий

15 декабря 1995 года Европейский Суд утвердил один из важнейших для современного футбола законов, который носит название “Правило Босмана”. Благодаря этому правилу:

  • футболисты, у которых истек срок контракта смогли переходить в другой клуб без денежной компенсации

  • футболисты-граждане стран ЕС перестали считаться легионерами и больше не попадали под действующий лимит (3 иностранных игрока+2 натурализованных)

История.

Все началось с бельгийского футболиста по имени Жан-Марк Босман. В 1986 году он подписал 4-летний контракт с бельгийским футбольным клубом Льеж. Сумма трансфера из “Стандарта” составила £66.000 Спустя 4 года, в 1990 году, по истечении срока своего контракта, Босман получил предложение от французского клуба из Дюнкерка. Предложение устроило футболиста, и он намеревался осуществить переход.

СПРАВКА:

До того, как Европейский Суд принял “правило Босмана”, клубы конечно же могли отпускать игроков, с которыми у них закончился контракт, в другой клуб бесплатно, но они не были обязаны это делать. По существовавшим тогда правилам, клуб в течение двух с половиной лет сохранял права на компенсацию за игрока, у которого завершился контракт.

 

Переход в Дюнкер сорвался из-за того, что Льеж не захотел отпускать игрока в другой клуб бесплатно и потребовал плату за его переход в размере £250.000 (почти в 4 раза больше стоимости, за которую Босман переходил в Льеж), французский клуб тут же вышел из переговоров. Затем Льеж предложил игроку новый контракт, согласно которому Босману урезали зарплату примерно на 60%. Футболист отказался подписывать предложенный контракт, вследствие чего была забаннен Бельгийской федерацией футбола и больше не имел права выступать в лигах страны. Все действия Льежа были абсолютно законны в то время, но Жан-Марк Босман чувствовал себя обманутым: “Мой контракт закончился. Они предложили мне новый с сокращением зарплаты в 4 раза и пытались продать меня Дюнкерку за цену в 4 раза большей то, за которую приобретали меня. По их мнению, я стал играть в 4 раза лучше, если я попытаюсь покинуть команду, и в то же время я стал играть в 4 раза хуже, если решу остаться и подписать новый контракт”.

Жан-Марк обратился в суд, чтобы отстоять свое право на переход в другой клуб. Он считал действия клуба, бельгийской футбольной ассоциации и УЕФА незаконными. С УЕФА Босман судился, т.к. считал действующий лимит в странах ЕС незаконным (пример: будучи бельгийцем игрок считался легионером во Франции). Судебные тяжбы длились 5 лет, было множество апелляций. За эти 5 лет Босман поиграл в низших французских и бельгийских лигах, закончил с футболом, развелся с женой, жил в гараже и перебивался случайными заработками. Тем не менее, все это время Босман вел настоящую судебную войну против футбольных порядков того времени. В итоге, все три дела Босмана (против фк Льеж, против бельгийской ФА, и против УЕФА) дошли до Европейского суда.

(СПРАВКА: Европейский суд является судом высшей инстанции ЕС, его решения безапелляционны и окончательны, то есть они не могут быть обжалованы).

15 декабря 1995 года Суд ЕС вынес свой вердикт. Босман одержал верх во всех делах. Ему было присуждено около £312.000, которые он в итоге и получил. К сожалению для футболиста, этих денег едва хватило, чтобы покрыть расходы на адвокатов и заплатить налоги. Важнее всего, что, рассмотрев все три дела, суд постановил “Правило Босмана”-один из важнейших законов, который поменял ход развития футбола навсегда. Правило касалось свободы перемещения игроков внутри ЕС. А именно:

  • футболисты, у которых истек срок контракта смогли переходить в другой клуб без денежной компенсации

  • футболисты-граждане стран ЕС перестали считаться легионерами и больше не попадали под действующий лимит (3 иностранных игрока+2 натурализованных)

Последствия.

Перемены оказались глобальными, и сам Босман вряд ли понимал, что именно его дело установит новый порядок в мировом футболе. Благодаря Правилу Босмана фактически произошла передача власти: от клубов к игрокам и их агентам (с годами очень сильно росло агентское влияние на различных футбольных функционеров, журналистов и рынок игроков в целом, во многом благодаря тому, что они часто ведут “закулисные игры”.)

Жорже Мендеш-один из самых успешных футбольных агентов со своим клиентом:Теперь по истечении контракта с клубом, футболист мог перейти в новый клуб бесплатно. Клубы же не желали терять своих лучших игроков, не получив за них ничего. Чтобы предотвратить это клубы стали предлагать своим футболистам долгосрочные контракты с большими зарплатами. Так можно дольше удержать игрока, ожидая хорошее трансферное предложение по нему. Более того, чтобы сохранить игрока в своей команде, клубам приходится предлагать им улучшенные контракты задолго до истечения их нынешних договоров. Во-первых, для того чтобы не потерять футболиста бесплатно. Во-вторых, приходится постоянно перебивать предложения по зарплате клубов-конкурентов. У каждого футболиста сейчас есть агент, который занимается его делами. Агенты, будучи грамотными юристами и переговорщиками, помогают выбивать выгодные контракты для своих клиентов.

Гарри Реднап, известный британский тренер, рассказал об очень показательном случае: “К примеру, у вас есть футболист, который на рынке стоит £10 миллионов и у него остался всего год по контракту. Вашему клубу поступает предложение на эти £10 миллионов, но, если у футболиста хороший агент, он не даст ему уйти, а договорится с клубом, который делает предложение: ‘Подождите один сезон, заплатите моему клиенту £5 миллионов, и вы получите его вполовину стоимости’. Я знаю одного игрока Премьер-Лиги, за которого предлагали £16 миллионов, он остался, т.к. агент провернул подобную схему, игрок получил £8 миллионов, а его клуб-ничего.” Недавно такой трансфер провернули Аарон Рэмзи и “Ювентус”.

Гарри Реднап:Таким образом, зарплаты футболистов росли, и росли очень быстро. В 2001 году Сол Кэмпбел, бесплатно перешедший из Тоттенхэма в Арсенал, стал первым игроком в Премьер-Лиге с зарплатой в £100.000 в неделю. Десятилетием раньше, в 1991 в Премьер-Лиге не было ни одного игрока с зарплатой выше £10.000 в неделю.

Сол Кэмпбел и Арсен Венгер:Вторым, не менее важным, пунктом Правила Босмана стало то, что теперь футболисты-граждане стран Евросоюза больше не считаются легионерами и не попадают под лимит на иностранных игроков. Раньше, будучи гражданином Франции, в Англии игрок считался легионером, а в клубе не могло быть больше трех иностранцев. Сейчас стартовый состав английского клуба может полностью состоять из одних французов и это не будет нарушением. К примеру, в нынешнем “Арсенале” только 4 британца, в “Челси”-6. Игроки-граждане ЕС теперь могу перемещаться внутри чемпионатов Европы почти беспрепятственно. В каждой из лиг, естественно, есть свой внутренний лимит, но он как правило условный. В Лиге чемпионов и Лиге Европы клубы могут об этом не беспокоиться.

Благодаря правилу Босмана у больших клубов Европы появилась возможность покупать лучших игроков со всей Европы. Лига чемпионов стала турниром, где одни и те же клубы (богатые) из года в год доходят до финальных стадий. Они доходят до финальных стадий, благодаря этому они получают больше призовых денег, больше рекламных контрактов и т.д., и продолжают становиться сильнее. Чтобы попасть в число элитных клубов Европы и претендовать на победу в больших Европейских турнирах необходимы большие денежные вливания. Поэтому такое уверенное выступление «Аякса» в этом году расценивается как небольшое чудо. У руководства голландского клуба прослеживаются определенные принципы:

  •  они не покупают звезд, а воспитывают их в своей академии;

  •  клуб всегда подбирает тренеров с четкой игровой философией, подходящей в данный момент команде и совпадающей с вектором ее развития;

  •  ограниченные финансовые ресурсы.

Нет сомнений в том, что лучших игроков «Аякса» раскупят и в следующем сезоне команда не будет основным претендентов на кубок Лиги Чемпионов. (Похожие слова можно сказать и о Тоттенхэме этого года).Сложно утверждать, что правило Босмана оказало большое влияние на положение команд внутри домашних чемпионатов. Можно проследить и увидеть, что самые большие и титулованные клубы внутри одной страны доминировали в лигах примерно с одинаковым постоянством как до введения правила, так и после. Это может быть связано с тем, что после введения данного правила, команды домашних лиг остались в тех же самых условиях, как и до его введения. В каждой конкретной лиге трансферные ограничения, связанные с лимитом на иностранцев, оставались одинаковыми для всех команд в любой момент времени. То есть, возможность покупать игроков со всей Европы появилась у всех команд чемпионата, и иностранные игроки переходят не только в топ-клубы, но в команды по всей лиге.

С такими выводами согласен автор исследования «The Effects of the Bosman Ruling on National and Club Teams in Europe» Джон Биндер: “На клубном уровне существует немного доказательств тому, что баланс внутри домашних чемпионатов был сильно подорван. Тем временем очевидно, что в Лиге Чемпионов топ-клубы стали заметно сильнее”. Так же автор приводит интересную мысль о том, что образовался разрыв не между командами внутри одной лиги, а между самими чемпионатами. Так, в топовых чемпионатах уровень футбола заметно выше, и клубы из этих же чемпионатов и являются постоянными претендентами на кубок Лиги Чемпионов. Чемпионаты же уровнем ниже являются поставщиками талантливых игроков в топовые лиги. Хорошими примерами являются чемпионаты Португалии и Нидерландов, представители которых редко добираются до поздних стадий Лиги Чемпионов и Лиги Европы, но вырастив сильных игроков, продают их в более сильные чемпионаты (не только в топ-клубы) за огромные деньги.

Нельзя утверждать, что такие изменения носят строго негативный характер. Топ-клубы Европы теперь могут собирать в своих командах лучших игроков со всего континента, которые максимально подходят под тренерские идеи, что повышает качество игр. И каждый год такие команды сталкиваются в Лиге чемпионов. Любители футбола наблюдают десятки игр между лучшими из лучших, с суперзвездами, физические и ментальные качества которых выделяются на фоне миллионов футболистов. Игры высшего уровня, их высочайшее качество и звездные составы способствуют популяризации и распространению футбола по всему миру. А это сложно назвать негативным изменением.

Рост зарплат игроков и приход к власти агентов тоже зачастую оценивается как негативное последствие, но, возможно, это просто естественное развитие дел. Агенты, помогающие регулировать дела, со временем появляются в любом развивающемся бизнесе, вокруг которого крутится много денег. Не стоит забывать, что футбол высших лиг - это в том числе и бизнес. Футбол становится профессиональнее, а контракты сложнее и запутаннее, на кону стоят огромные деньги. Футболисты же редко получают образование, которое позволяет разобраться во всех тонкостях своих контрактов (контракты больших футболистов насчитывают сотни страниц), на помощь в этом приходят агенты. Часто они помогают своим клиентам и с обычными бытовыми делами. Находясь в другой стране, не зная языка, бывает попросту не к кому обратиться, как к своему агенту.

Исходя из всего выше сказанного, сложно оценить насколько позитивными или негативными были изменения после применения правила. Но то, что оно изменило лицо футбола, и довольно радикально, - это факт.Сам Босман считает, что поступил правильно и помог многим футболистам не остаться без работы. "Я горжусь, тем что я сделал. Если бы мне предстояло повторить все заново и снова преодолеть все испытания, что я прошел - я бы сделал это" - говорит бывший футболист, чьим именем назван один из самых важных законов для футбола.