6 мин.

Пятая победа Росберга и другие итоги Гран-при Европы

Что нужно знать о первой гонке «Формулы-1» в Азербайджане.

Прекрасная, но тихая трасса

alt

Городской трек в Баку сильно впечатлил во время тренировок и в квалификации – ощущались как дух скорости, так и опасная близость защитных барьеров. Все выходные гонщики допускали просчеты, с переменным успехом искали идеальные точки торможения, а кое-кто даже разбивал технику. Трасса оказалась симпатичной – двухкилометровая стартовая прямая благоволила опережениям, а участки в районе Старого города компенсировали свой необгонный характер антуражем: трек обрамляли красивые старые здания, башни и крепостные стены, а над самим дорожным полотном нависали ветки деревьев. В отличие от Валенсии (предыдущего места проведения Гран-при Европы) действительно чувствовалось, что болиды «Формулы-1» носятся по улицам города.

Организаторы очень старались – даже когда в пятницу возникли проблемы с острыми поребриками (которые резали шины), их срочно убрали, а взамен оперативно нарисовали копии, – но кое-чего достичь не смогли: Баку не доставало шума и гигантских толп фанатов, трибуны не были заполнены до отказа, вокруг трека за заборами не толпились люди, а редкие зрители на балконах почему-то отворачивались от проносящихся мимо машин. Ладно, туристов не хватало, но разве нельзя было как-то повысить посещаемость за счет местного населения? В конце концов, нераспроданные билеты можно было распределить среди бакинцев по бросовым ценам – это было бы лучше, чем оставлять пустые места.

Гонка без аварий, но с техническими проблемами

Перед стартом Гран-при «Формулы-1» состоялся спринт молодежной серии GP2, в котором событий и аварий оказалось так много, что появились предположения об аналогичном характере и главного воскресного заезда. Увы, пилоты из топ-серии оказались более мудрыми, аккуратными и знающими правила: обгоны совершались с уважением к соперникам, никто не чудил и резко не перекрывал траектории – практически идеально прошел даже старт. Еще удивительнее оказалось то, что по сравнению с пятницей и субботой ни один спортсмен не разбил машину в хитром 15-м повороте: это место преодолевалось с великой аккуратностью.

Пелотон наверняка добрался бы до финиша в полном составе, если бы не технические проблемы: два болида «Торо Россо» сошли из-за поломки подвески (особенно обидно должно быть Квяту, который стартовал 6-м, но быстро все растерял и так же быстро сошел), здорово смотревшийся Верляйн не доехал из-за отказа тормозов, а последним страдальцем оказался Фернандо Алонсо – он прекратил борьбу из-за коробки передач.

Борьбы за лидерство не вышло

alt

Ретроспективно выяснилось, что ключевое событие уик-энда произошло в субботу: Льюис Хэмилтон потерял шанс стартовать с первого ряда, и у Нико Росберга просто не осталось конкурентов – немец уверенно выиграл старт, а затем повез соперникам где-то по секунде на круге. Ни Даниэль Риккардо (преследовавший пилота «Мерседеса» в первой части заезда), ни Себастьян Феттель (вышедший на второе место после обгона «Ред Булл») – сделать ничего не смогли, и гонка завершилась безоговорочным триумфом лидера чемпионата мира.

Интересно, что Росберг в этом сезоне уже два раза успел пожать руки лидерам стран – в первый раз немца за отличную гонку в Сочи поблагодарил Владимир Путин, а сейчас – Ильхам Алиев.

Феттель спас стратегов «Феррари» от позора

«Ред Булл» не смог извлечь выгоду из высокой стартовой позиции Риккардо – австралиец недолго держался вторым, но на 6-м круге поехал менять резину: в команде заметили, что шины изнашивались слишком быстро. В итоге «быкам» пришлось провести гонку с двумя остановками, причем Ферстаппен и Риккардо заканчивали заезд на самом жестком из имеющихся типе шин – «медиуме». Очки заработать удалось, но не слишком много – лишь на последних кругах Даниэль и Макс добрались до 7-й и 8-й позиций.

Ранние пит-стопы «Ред Булл» чуть не вынудили стратегов «Феррари» совершить аналогичный маневр по отношению к своему лидеру – команда сообщила Себу Феттелю, что пора заехать и поменять покрышки, но немец второй раз подряд на одну и ту же уловку не клюнул: «У меня и так хороший темп, зачем ехать в боксы?» Гонщик оказался прав – отказавшись от лишней поездки в боксы, он избежал необходимости прорываться с боем обратно и легко остался в группе лидеров после пит-стопа на 20-м круге.

alt

Компанию Себу на подиуме мог составить Кими Райкконен, но он-то как раз и совершил раннюю остановку (на 8-м круге), а в конце доезжал на изнашивающихся покрышках. Кроме того, в один из моментов Кими во время преследования соперника пересек белую линию перед пит-лейн и получил штраф в 5 секунд. Эти события привели к тому, что в конце гонки Райкконен очень хотел прибавить в скорости, но не мог, и уступил третье место здорово выступившему Серхио Пересу – который отыграл почти все потерянные в субботу после штрафа за смену коробки передач позиции.

Возмущения по радио

В отсутствие ярких гоночных событий на трассе режиссеры сосредоточили внимание на радиопереговорах. Звезд в эфире оказалось две: Райкконен сильно ругался на круговых и отсутствие синих флагов для отстающих машин – он хотел оторваться от Переса на 5 секунд, но мешали всякие «зауберы», – а Хэмилтон, как и Росберг, столкнулся с неработающей ERS. Из-за того, что в этом году в радиоэфире действуют жесткие ограничения на переговоры, команда не могла толком объяснить трехкратному чемпиону мира, как устранить проблему, поэтому фиксить баги с помощью кнопок на руле Льюису пришлось самостоятельно. За время, прошедшее между поломкой и починкой системы, Хэмилтон успел изрядно намучиться и сильно отстать от четверки лучших, но за восемь кругов до финиша он все-таки победил технику и с радостью сообщил инженеру: «Спасибо, *ля, дружище – мощность вернулась!»

Гран-при Европы. Как это было

Фото: Gettyimages.ru/Charles Coates (1); REUTERS/Maxim Shemetov