7 мин.

Огонь на дне. Как «Макларен» и «Хонда» преодолевают кризис

Сильное выступление Алонсо в Венгрии не сильно изменило положение англо-японского союза – впереди еще много работы.

3 вещи, на которые нужно обратить внимание

Работа с «Хондой» складывается сложнее, чем ожидалось

Два года назад объявление о сотрудничестве японской компании и английской гоночной команды было встречено с энтузиазмом. Ярые оптимисты верили, что «Хонда» поможет «Макларену» вернуться к славным временам и событиям 1988 года, более уравновешенные болельщики оценивали перспективы чуть скромнее, но в целом все сходились во мнении, что привлечение еще одного автопроизводителя, который будет эксклюзивным (на первых порах) партнером легендарной конюшни – безусловно, событие хорошее.

Но первый же совместный гоночный сезон показал, что в облаках витали все: и фанаты, надеявшиеся, что Фернандо Алонсо и Дженсон Баттон после пары непростых гонок включатся в борьбу с лидерами, и боссы в Токио, полагавшие, что турбодвигатель с революционной конструкцией быстро переживет детские болезни и заработает на полную мощность, и руководство «Макларена», надеявшееся добраться до третьего сегмента квалификации уже к летним гонкам чемпионата.

«Макларен» и «Хонда», разумеется, делают все, чтобы преодолеть кризис – обе компании слишком амбициозны, и уже не свернут с выбранного курса. Однако амбиции часто соседствуют с честолюбием и гордыней – двумя пороками, способными сильно навредить работе, особенно если ее результаты еще не заметны. Любой укол в адрес «Макларена» вызывает гнев Рона Денниса и вполне естественное желание защитить любимое детище – в результате под перекрестный огонь попадают не только личности вроде Эдди Джордана, но и (косвенно) партнеры в «Хонде», которые тоже начинают палить из всех орудий.

Огромную роль в этих конфликтах (на самом деле – рабочих) играет пресса, способная раздуть огонь даже на дне океана, так что на самом деле всю прочитанную критику одной компании в адрес другой лучше преуменьшать в десять раз, а полученное делить еще на два. «Наехал» ли после гонки в Британии Ясухиса Араи на «Макларен»? Сказанное японцем в интервью Джонатану Ноблу, как кому-то показалось, бросило тень на аэродинамический отдел конюшни, но на самом деле ничего криминального глава автоспортивного подразделения «Хонды» не произнес. Болиду не хватает прижимной силы? – Всем болидам всегда не хватает прижимной силы. Эрик Булье в интервью официальному сайту «Формулы-1» вовсе заявил, что если MP4-30 добавить прижима, команда поднимется на новый уровень. Лучший ли болид у «Макларена» в пелотоне? – Нет, все знают, что даже не слишком успешный «Ред Булл» RB11 все равно быстрее того, что создал в этом году Питер Продрому.

Попытка «Хонды» перевести хоть какую-то часть критики на партнеров понятна – никому не хочется отдуваться и краснеть перед общественностью в одиночку. Но не сомневайтесь, после всех заявлений главные люди из Уокинга и Токио все равно говорят друг другу: «работаем дальше».

«Макларен» и «Хонда» бегут в одной упряжке, поэтому и ответственность за провалы не должна переваливаться на одну лошадь. Вот только красноречие лучше развито у британских менеджеров – в своих интервью они более гладко обходят острые углы, а их восточный коллега изъясняется на английском куда примитивнее, и его фразы могут показаться колкими и даже обидными. Но это не значит, что в отношениях компаний началась фаза острых событий.

Алонсо и Деннис держат себя в руках

За почти полтора десятка лет выступлений в «Формуле-1» испанский гонщик получил от болельщиков и прессы много ярлыков – например, что он любит устраивать интриги, а также скандалить, если дела команды идут не слишком здорово. Сам чемпион уверяет, что на самом деле он совершенно иной человек, а вышеназванными чертами характера его любят наделять те, кто совершенно с ним не знаком. Однако стереотипы сломать трудно – вот почему возвращение Фернандо в конюшню, покинутую 8 лет назад со скандалом, было воспринято с осторожностью. Все знают, что если к Деннису поднести зажженную спичку, может получиться большой фейерверк, а в том, что у Алонсо таких спичек целый коробок – никто почему-то не сомневался.

Но спустя полгода после начала сотрудничества в Уокинге по-прежнему ничего не полыхает: Фернандо удивляет всех заявлениями о безмерном счастье за рулем фантастически неконкурентоспособной машины и устраивает позитивное шоу на ровном месте, а Рон даже и не думает искать виноватых в лице гонщиков.

И все же терпеливая пресса ждет своего часа.

Будущее Баттона под вопросом

За что в прошлом году страдал и боролся Дженсон, зачем шел на понижение зарплаты и выбивал новый контракт? Чтобы стартовать с последнего ряда, сходить на первых кругах и доводить машину для Кевина Магнуссена или Стоффеля Вандорна?

Для «Макларена» эта история может оказаться не уникальной – в 1983 году Джон Уотсон и Ники Лауда выбивались из сил, дорабатывая турбодвигатель «Порше». А затем североирландца выкинули, и на готовенькое пришел Ален Прост.

Формально у Баттона с «Маклареном» двухлетнее соглашение, которое подойдет к концу лишь через год. Однако кое-кто считает, что у Дженсона лишь опцион, право активации которого принадлежит команде. Так что посмотрим, что скажут боссы конюшни ближе к концу чемпионата.

Оценка техническому штабу: 3/10

Технари из англо-японского альянса заслужили бы более высокую оценку, если бы выполнили зимний план конюшни и помогли Алонсо и Баттону пробиться в топ-10 в квалификациях в Австрии и Великобритании. Однако вместо борьбы с «Ред Булл», «Макларен» полгода пытался достать «Заубер» и по чистой скорости вышел вперед только на «Хунгароринге». Кроме того, настоящая проверка силовой установки еще впереди – на скоростных автодромах будет самое интересное.

Оценки гонщикам

Фернандо Алонсо: 8/10

Упрекнуть испанца в этом сезоне не в чем. Зато хвалить есть за что – например, за чудесный уик-энд в Венгрии: в квалификации Фернандо так жаждал борьбы, что бросился толкать болид в сторону пит-лейн в надежде вернуться на трассу; в гонке же совершил кучу классных обгонов и добыл для команды лучший результат в сезоне. За борьбу с Феттелем в Канаде и нежелание становиться «любителем» испанец также заслужил высокий балл.

Дженсон Баттон: 7/10

Большую часть гонок Дженсон наблюдает из боксов из-за ранних сходов, но когда есть возможность, то борется изо всех сил. Многие полагали, что англичанин вчистую уступит Алонсо в очном противостоянии, но Баттон выглядит не хуже.

Лучший момент: выступление Алонсо в Венгрии

В хаотичном Гран-при на «Хунгароринге» Фернандо не только сполна воспользовался проблемами конкурентов, но и сам обгонял и сражался как лев. А в то, что гонщик из Астурии финишировал пятым, не верилось даже после окончания заезда.

Худший момент: кошмарная гонка в Австрии

В Шпильберге в «Макларене» могли и плакать, и смеяться одновременно: с одной стороны – пятая смена двигателей сразу на двух болидах; с другой – комичные штрафы в виде потери 20 и 25 позиций для Алонсо и Баттона. По расчетам болельщиков Дженсон должен был стартовать даже не 20-м, а вовсе 42-м, в районе 7-го поворота «Ред Булл Ринга» или откуда-то из леса. Однако главный ужас произошел в воскресенье – Фернандо сошел на первом круге из-за столкновения с Райкконеном, а Дженсон отправился в боксы после 9 круга из-за отказавшей электроники.

О чем в тот момент думал новый президент концерна «Хонда» Такахиро Хатиго, специально приехавший взглянуть на выступления важных партнеров, история умалчивает.

На что рассчитывать во второй части сезона?

Пока инженеры не решат полностью вопросы с надежностью компонента силовой установки, отвечающего за рекуперацию энергии, ждать серьезного прорыва не стоит. В Венгрии «Хонда» впервые заработала на полную мощность, но, возможно, на «Спа-Франкоршам» или в Монце команду ждет новое унижение. И все же на медленных треках, как в Сингапуре, есть шанс зацепиться за очки. В любом случае, вторая половина года для «Макларена» по-прежнему будет считаться тестовой.

Фото: Gettyimages.ru/Andrew Hone, Clive Mason; globallookpress.com/Eibner Europa/Imago