3 мин.

Обрезать нити. Почему «Маруся» выиграет от закрытия Marussia Motors

Крах Marussia Motors способен помочь одноименной команде «Формулы-1». Объяснение – в блоге «Версификаторные россказни». 

Если вы – внимательный болельщик «Формулы-1», регулярно читающий новости и интервью, то должны спокойно отнестись к шуму о закрытии Marussia Motors. Это событие приятным, конечно не назовешь, но хорошая новость в том, что на команду «Ф-1» прекращение деятельности автомобильной компании никак не повлияет. Более того, возможно, со временем гоночный коллектив заживет даже лучше. Почему? 

Если вы часто заглядывали в ленту новостей, то наверняка замечали, что владельцем команды «Маруся» в паддоке все поголовно называют бизнесмена Андрея Чеглакова (примеры: тут, тут и тут), в то время как Николай Фоменко в этих самых новостях какое-то время играл лишь роль фронтмена (все-таки – президент Marussia Motors), а затем потихоньку исчез из поля зрения. 

Я не знаю, как именно был связан Чеглаков (который в 90-х поднялся на продаже компьютерных приставок «Денди») с Фоменко на этапе формирования автомобильной компании, но могу предположить, что делал он то же, что делает сейчас с командой «Формулы-1» – вкладывал в проект свои деньги. 

Он же выкупил у Ричарда Брэнсона долю в конюшне «Верджин», но, будучи человеком умным, не слишком публичным и, похоже, не тщеславным, не стал переименовывать команду в ничего не значащее в мире бизнеса название (вроде «Русского времени» в GP2). Так что вместо какого-нибудь Cheglakov Racing Team появилась Marussia F1 Team. Предполагаемая схема сотрудничества с Marussia Motors была логичной: команда «Ф-1» продвигает бренд автомобильной компании (деньги в которую уже давно вложены), а та, в свою очередь, помогает искать партнеров – как технических, так и финансовых, для гоночного коллектива. 

Держаться за название «Маруся» команде «Ф-1» точно не нужно – зачем рекламировать то, что не существует?

Судя по всему, именно так поначалу и было. Фоменко мотался по всей Европе в поисках спонсоров и технических партнеров – поскольку это было нужно и его компании, и команде «Формулы-1», – но со временем пути двух проектов неминуемо должны были разойтись. Например, двигатели «Косуорт», которыми оснащались спорткары, в «Ф-1» оказались явными аутсайдерами. Кроме того, если Фоменко было проще искать недорогих поставщиков и начинать работу с нуля при сборке автомобилей (потому что так было дешевле), то в «Ф-1» такой подход работал плохо. Думаю, Чеглаков не мог не заметить пример «Форс-Индии», вовремя переключившейся на сотрудничество с «Маклареном» и вылезшей из болота, и наверняка не раз задавался вопросом о партнерстве с сильными игроками. 

Когда же это произошло (когда состоялся переход на двигатели «Феррари» и началось сотрудничество с «Маклареном») обрезались почти все ниточки, связывающие «Марусю» с Marussia Motors. Общим осталось только название. 

Теперь же автомобильная компания, судя по всему, прекратила деятельность, и держаться за название «Маруся» команде «Ф-1» точно не нужно – зачем рекламировать то, что не существует? Куда лучше найти сильного союзника и предоставить ему уникальную возможность вписать свое имя в вывеску конюшни. За деньги, разумеется. 

Потенциально – это хорошая идея, которая позволит команде оторваться от нынешнего якоря, обзавестись новыми спонсорами и партнерами и расширить бюджет (сейчас Чеглаков ежегодно выделяет из собственного кармана около 60-70 млн фунтов стерлингов), но беда в том, что «Маруся» крепко застряла на дне «Ф-1» – много ли найдется желающих вкладываться в абсолютного аутсайдера?

Фото: Fotobank/Getty Images/Paul Gilham; РИА Новости/Валерий Левитин