7 мин.

Лучшее-2013. Кто сделал из «Ред Булл» великую команду?

Дмитрий Федотов – о ключевых фигурах, приведших австрийскую команду к четвертой подряд победе в «Формуле-1».

Четыре чемпионских титула за последние четыре года, 41 выигранный Гран-при, 85 подиумов и рекордные 9 побед подряд Себастьяна Феттеля в сезоне-2013 – монстр под именем «Ред Булл» без устали пожирает интригу и все никак не подавится.

Одолеть чудище просто так нельзя – у него три головы, отлично дополняющие друг друга.

Голова хитрая. Кристиан Хорнер

Кристиана легко недооценить. Простой внешний вид, совершенно неагрессивная манера общения (как правило, переходящая в легкий восторг, когда речь идет о Феттеле) и природная скромность прикрывают другие черты – жесткость и настойчивость в принятии решений, гибкий ум и настоящую деловую хватку.

Быть руководителем большой команды (в которой трудятся сотни человек) – непросто, еще сложнее – привить коллективу-середняку психологию победителей, предоставить свободу ключевым сотрудникам и в то же время установить строжайшую дисциплину. За девять лет работы руководителем «Ред Булл» Хорнер отлично справился со всеми этими задачами и ни разу не допустил выноса сора из избы (истории с гонщиками – дело совершенно иное).

Но главное достоинство англичанина – умение играть в политические игры. Хорнер способен действовать гибко и принимать решения, которые, на первый взгляд, не несут его команде никакой пользы, зато потом оказываются выгодными – в первом же сезоне в «Ф-1» в нескольких ключевых вопросах он встал на сторону «Феррари» и тут же обзавелся могущественным союзником – Жаном Тодтом (который ныне руководит ФИА). Кристиана не захватила гордыня, как некогда Рона Денниса, он не столь неуклюж как Эрик Булье, не мягок как Мартин Уитмарш и не стремится к чудовищному мошенничеству как Флавио Бриаторе. Недаром руководителя «Ред Булл» прочат в преемники Берни Экклстоуна.

Кристиан – отличный манипулятор, и его слова порой вылетают из уст Феттеля или консультанта Гельмута Марко. Он сумел предоставить некое подобие свободы Марку Уэбберу в команде, которая полностью построена вокруг напарника австралийца. А еще Хорнер успешно избегает влияния одиозного доктора Марко, предоставляя старому австрийцу лишь говорить и ругаться с соперниками, но не вмешиваться в работу команды из Милтон-Кейнса.

Хорнер выглядит интеллигентным человеком, но именно поэтому любое его критическое замечание бьет сильнее, чем ругательства Лауды или Бриаторе. Когда в прошедшем году прогрессу «Ред Булл» помешали легко изнашивающиеся шины «Пирелли», Кристиан развязал мини-войну с итальянской компанией, создав тем самым подходящую почву для будущих изменений в правилах. Да, в дело вмешался случай (покрышки начали взрываться, причем не на болидах «Ред Булл»), но при другом эмоциональном фоне ФИА, возможно, обошлась бы более мягкими мерами и не заставила «Пирелли» возвращаться к прошлогодним составам покрышек.

Голова умная. Эдриан Ньюи

Каким бы молодцом ни был Хорнер, без Ньюи «Ред Булл» не добился бы и половины успехов в чемпионате мира. То, что англичанин – один из самых талантливых конструкторов в «Формуле-1», известно давно: машины, построенные им, помогали побеждать Хиллу и Просту, Култхарду и Хаккинену, Райкконену и Монтойе, Мэнселлу и Патрезе. Однако ни в одной из команд, где ранее трудился Эдриан, победная серия не длилась так долго. Почему?

Ответ простой: ни в «Уильямсе», ни в «Макларене» у Ньюи не было ни уникального статуса, ни широких возможностей, как в «Ред Булл». На всех предыдущих местах работы он всегда работал «под присмотром», был зажат в определенные рамки. В начале 90-х англичанину приходилось внимать советам мудрого Патрика Хэда, в конце того же десятилетия – подстраиваться под ритм жизни базы в Уокинге, отвыкать от любимых кульмана и чертежной доски и приспосабливаться к давно выстроенной Деннисом иерархии.

В Милтон-Кейнсе Ньюи получил полную свободу действий – ему было позволено организовать технический штаб так, как удобно, и пригласить только тех людей, которых он захочет видеть в команде. Ответственность за результаты стала куда важнее, зато Ньюи создал комфортную психологическую обстановку. Сравните с тем, что сегодня творится в «Мерседесе» – в команду к опытному и мудрому Россу Брауну наняли столько людей, что те вытеснили из коллектива самого Брауна.

Кроме того, по слухам, руководство конюшни предоставило Ньюи достаточно гибкий рабочий график, однако инженер порой так увлекается делами, что готов трудиться сверхурочно.

Эдриан вряд ли бы отдавал все силы команде и относился к ней как ко второму дому, если бы считал себя простым наемным работником. Для «Ред Булл» Ньюи – личность невероятно значимая, и это подтверждают небольшие детали. Например, во время традиционных послегоночных интервью Хорнер с удовольствием делится славой с главным техническим специалистом и даже чуть отходит в тень, демонстрируя, что истинных руководителей в конюшне два. Другой характерный эпизод приключился в решающей гонке сезона-2012, после того как болид Феттеля получил повреждения. Фотографию проблемной зоны машины принесли именно главе конструкторского бюро – не исключено, что разобраться с проблемой могли и другие люди, но авторитет и ответственность за судьбу чемпионского титула не оставили иного выбора.

В прошедшем году болиду, который построил Ньюи, долго мешали проблема с шинами, но как только они остались позади, техническая бригада «Ред Булл» доказала, что на сегодняшний день она лучшая в «Формуле-1»: после летнего перерыва инженеры «быков» подготовили несколько новинок, которые серьезно улучшили болид и привели к рекордной победной серии немецкого гонщика.

Голова ловкая. Себастьян Феттель

Реализацией потенциала гениальных изобретений Ньюи занимается Феттель. Вопрос о том, насколько крут этот парень, будет открытым еще долгое время, однако в том, что он талантлив – сомнений нет. Даже на лучшей машине в пелотоне обычный середняк не выиграет четыре чемпионата мира подряд.

Об отличительных чертах Себа говорилось уже много, и многое будет сказано в будущем.

Во-первых, он выступает в благотворной обстановке – вокруг крутится целая команда, сам немец не отвлекается на прессу и относится к себе с юмором, а благодаря многочисленным победам становится увереннее в своих силах.

Во-вторых, Феттель очень не любит проигрывать – да, порой это выливается в раздражение, но в целом гонщик умеет работать над ошибками и анализировать неудачи.

Наконец, Себастьян лучше многих гонщиков работает с шинами, а в случае необходимости способен даже поменять стиль пилотажа: так он поступал и в 2012, и 2013 годах.

«На самом деле я считаю, что одним из секретов успеха Феттеля является то, что он просто очень любит «Формулу-1». Хотя, конечно, испытывать радость всегда легче, если ты так часто побеждаешь», – уверен Дэвид Култхард.

Феттелю всего 26 лет, и соперников должен настораживать тот факт, что с годами он лишь прибавляет.

Убьют ли чудище?

В последние годы «Формула-1» пытается убить энергетического монстра – каждый сезон в регламент вносятся поправки, призванные нейтрализовать сильные стороны болидов «Ред Булл», однако глобальных результатов до сих пор нет. И не факт, что что-то изменится в 2014 году.

Например, нашумевшее правило о двойных очках в последнем Гран-при, по идее, даст шанс преследователям побороться с лидером сезона, но кто сказал, что этим лидером окажется «Ред Булл»? Напротив, существует вероятность, что в начале чемпионата мира австрийская конюшня будет регулярно страдать от технических проблем, и прибавит, как всегда, во второй части первенства. Не окажется ли это на руку Феттелю и Ньюи, и нет ли здесь происков Хорнера?

Новый сезон «Формулы-1» стартует 16 марта.

Фото: Fotobank/Getty Images/ Paul Gilham/Ker Robertson/Clive Mason