7 мин.

Цепная реакция

Как Масса повлиял на гонку Уэббера и почему ФИА признала Феттеля виновным в инциденте с Алонсо – блог «Версификаторные россказни» разбирает ключевые моменты Гран-при Италии.

Феттель и Алонсо вновь привлекают внимание в Монце. Фото: Fotobank/Getty Images/Giorgio Perottino

Полностью сухой уик-энд, позволивший хорошенько оценить шины и настроить болиды, а также опыт, полученный командами в Бельгии, привели к предположениям, что на Гран-при Италии многие коллективы предпочтут стратегию с одним пит-стопом.

Полной уверенности, правда, ни у кого не было, ведь в Бельгии сберечь шины на первых кругах помог автомобиль безопасности, а в Монце, несмотря на достаточно низкий уровень износа покрышек, наблюдаются весьма требовательные к резине повороты (такие как «Параболика») – так что гарантий, что шины не «поплывут», ни у кого не было.

В итоге, как обычно, дать точный ответ на вопрос о количестве пит-стопов смогла только гонка.

«Мерседес» заезжает… дважды

Немецкая команда уже не первый год страдает от повышенного износа покрышек, и даже в Монце Шумахер и Росберг были вынуждены пройти дистанцию с двумя остановками в боксах.

Отчасти в этом виновата квалификация – выступив в третьем сегменте на «медиуме», гонщикам «серебряных стрел» пришлось стартовать на этом же комплекте шин, и в результате первые круги гонки для обоих превратились в сущий ад. Более мягкие покрышки на болидах, полностью загруженных топливом, умерли настолько быстро, что у Нико выбора вообще не было – нужно было ехать за «хардом».

Михаэль же до первого пит-стопа немного стабилизировал свой темп – он сумел выбраться из 1.31 – однако подсчеты стратегов команды показали, что ехать с одной остановкой бессмысленно. Дело в том, что при переходе на свежую резину за 15 кругов Шумахер легко бы компенсировал время, затраченное на лишнюю остановку.

Два пит-стопа в скоротечной гонке – не слишком хорошая новость с точки зрения отыгрыша позиций, и в итоге Шумахер действительно не успел опередить Райкконена. Однако надо признать, что «Мерседес» выжал максимум из ситуации, ведь попытка провести Гран-при с одной остановкой оказалась бы самоубийственной.

Выбор дня

Все остальные пилоты, финишировавшие в десятке лучших, избрали вариант с одной поездкой в боксы, но при этом серьезно растянули окно пит-стопов.

В «Лотусе», например, явно перестраховались – команда зазвала Райкконена всего через два круга после остановки Шумахера (то есть, на 17-м круге), хотя финн спокойно ехал в ритме двух серебристых болидов даже на потертой резине. Если бы стратеги из Энстоуна организовали смену покрышек чуть позже, возможно, Кими было бы чуть легче в концовке заезда.

Серию «переобувок» остальным лидерам устроил Масса, у которого перестал работать «медиум». Из-за пит-стопа бразильца пришлось срочно менять резину Феттелю с Алонсо, Уэбберу и Баттону, а затем пришел черед и Хэмилтона – в общем, приключилась типичная ситуация, в которой все боялись упустить соперника, перешедшего на свежие покрышки.

Для «Ред Булл» это решение (зазвать Марка Уэббера в боксы на 21-м круге) вышло боком – темп австралийца был не самым плохим, и он вполне мог проехать еще несколько кругов без серьезных потерь (а может быть и вовсе что-то выиграть, ведь он бы не попал в трафик), но в итоге все закончилось плачевно: сход из-за убитой резины, ресурса которой не хватило совсем чуть-чуть.

Самым последним из останавливавшихся в боксах один раз стал Серхио Перес. О гонке мексиканца говорилось вчера, так что повторяться смысла нет. Стоит отметить лишь, что пилоту «Заубера» серьезно помогли свежий комплект «харда», на котором он сумел в самом начале гонки ехать в очень приличном темпе, не самая плохая стартовая позиция (Чеко начал с 12-й позиции – выше, чем все остальные, принявшие решение стартовать на «харде»), бережное обращение болида с шинами, ну и, конечно, собственный талант – куда уж без этого.

Инцидент с участием Феттеля и Алонсо

Этот момент остался на закуску – кое-что в нем показалось заслуживающим внимания.

Сперва я хочу обратить внимание на то, что решение по данному инциденту было вынесено стюардами достаточно быстро – по ходу заезда. Это важный момент, поскольку в спортивном регламенте четко сказано, что решение по ходу гонки выносится лишь «в случае полной уверенности в том, что гонщик нарушил правило» – если же стюарды сомневаются, то они дожидаются окончания заезда, а дальше занимаются итоговым разбором эпизода с привлечением (по необходимости) самих пилотов.

Так что тот факт, что стюарды наказали Феттеля проездом по пит-лейн, говорит о том, что они были на 100 процентов уверены в своей правоте.

Между тем, инциденты, подпадающие под формулировку «выдавливание гонщика за пределы трассы» (подпункт E пункта 16.1 спортивного регламента), в прошлые годы были не настолько простыми, чтобы решение по ним принималось скоро. И все же в нашем случае все произошло достаточно быстро.

Конечно, причина – в ужесточившихся правилах относительно обгонных маневров. После историй с участием Нико Росберга в этом году в «Формуле-1» решили пересмотреть права защищающихся и дать больше шансов на завершение маневра тем, кто преследует конкурента. Если раньше атакующему требовалось просунуть в поворот полкорпуса машины, чтобы считаться хозяином положения, то сегодня достаточно лишь поравняться с задними колесами болида соперника.

Если взглянуть на этот кадр из телетрансляции (прошу прощения за качество), то мы обнаружим, что Себастьян Феттель не успел закрыть калитку Фернандо Алонсо, и это значит, что дальнейшее движение немца влево уже воспринималось как попытка «выдавить гонщика с трассы».

Полагаю, что с момента начала разбора инцидента дирекцией гонки у «Ред Булл» было время сообщить ФИА о том, что это не так и что Феттель не выдавливал соперника (потому что, например, не видел его в зеркалах), однако аргументы тим-менеджера, видимо, оказались настолько слабыми, что парни из Милтон-Кейнса решили не настаивать на невиновности Себастьяна.

Более того, у меня возникла мысль (из серии конспирологических теорий), что в «Ред Булл» хотели скорейшего разрешения ситуации. Возможно, к моменту инцидента команда уже знала о проблеме с генератором на болиде действующего чемпиона и предполагала сход. В таком случае затягивание вынесения вердикта могло Феттелю только навредить – если бы после заезда Себастьяна признали виновным, то он наверняка получил бы штраф в виде потери пяти позиций на старте Гран-при Сингапура. Так что не исключено, что «Ред Булл» сразу после происшествия дал ФИА знать, что Феттель прекрасно понимал, что он делает (объяснения немца после финиша гонки это косвенно подтверждают).

Кстати, нынешнее решение стюардов вновь коснулось темы наказания и поощрения действий гонщиков – эта история стара как мир, и мы уже не раз ее обсуждали, однако после некоторых размышлений я пришел к выводу, что все не так уж и страшно. Федерация заняла достаточно жесткие позиции и нещадно штрафует спортсменов за нарушения, однако гоночных инцидентов меньше не стало. И борьбы – тоже.

Речь не только о пилотах вроде Грожана или Мальдонадо, которые порой ведут себя словно в GP2, но и о лидерах: в этом году мы видели несколько захватывающих моментов, вроде обгона Райкконеном Шумахера в «О’Руж» или корректной борьбы Алонсо с Уэббером, и есть ощущение, что эти баталии стали возможны потому, что пилоты топ-команд притерлись друг к другу. Они знают, на что способны главные конкуренты, и что могут друг другу доверять.

Но даже в таких условиях избежать того, что случилось между Алонсо и Феттелем, нельзя – оценка пределов дозволенного будет происходить постоянно. Однако, по крайней мере,  Фернандо теперь знает, что Себастьян с ним церемониться не будет.

Ход Гран-при Италии