4 мин.

Британский крокодил

«Катерхэм» стала первой командой «Формулы-1», представившей гоночный автомобиль образца 2012 года. Блог «Версификаторные россказни» делится впечатлениями от болида CT-01, который болельщики уже успели ласково окрестить «крокодилом».

На самом деле страшно не столько от внешнего вида этого автомобиля, сколько от осознания: «Катерхэм» наверняка окажется не единственной конюшней в пелотоне, родившей уродца. Например, не так давно Лука ди Монтеземоло заявил, что новая «Феррари» тоже не будет красивой. В общем, нужно морально готовиться к тому, что на старт Гран-при Австралии коллективы выкатят два десятка таких крокодильчиков или утконосов.

Создатель CT-01 Марк Смит наверняка хотел, чтобы его автомобиль выглядел красивее, но англичанин оказался зажат рамками технического регламента – перед сезоном-2012 ФИА ужесточила правила в области носовых обтекателей.

В последние годы все конюшни стремились задрать носы автомобилей как можно выше, чтобы направлять больше воздуха к дефлекторам, и при этом стремились сократить поперечное сечение передней перегородки монокока (которая ограничена 275 мм в высоту и 300 мм в ширину). Просто так это сделать нельзя, однако конструкторы нашли лазейку в правилах и просто нарастили до требуемой высоты края шасси по радиусу. Так появились V-образные носовые обтекатели.

Однако носы стали не просто высокими, но даже выше, чем элементы кокпита, защищающие пилота, то есть, потенциально опасными для спортсменов в случае поломки. В результате ФИА решила строго ограничить высоту носового обтекателя перед передней перегородкой монокока до 550 мм.

Так что «Катерхэм» – чтобы по-прежнему извлекать аэродинамическую пользу, – оставил высоту монокока за передней перегородкой высокой, нос сделал низким, а переход сгладил.

«Когда я несколько месяцев назад увидел шасси «Формулы-1» образца 2012 года, то подумал: «О Боже, надеюсь, машины такими не будут!». Но, похоже, они получились именно такими.

Нос выглядит довольно глупо, но с новыми правилами в этом направлении пойдут все», – признался технический эксперт Гэри Андерсон.

Боковые понтоны CT-01 – отсылка к аналогичному элементу шасси «Ред Булл» – постепенно сужаются, так что зад машины выглядит довольно компактным и аккуратным. Не очень большими являются и воздухозаборники, однако мне кажется, что для охлаждения двигателя в некоторых местах должны быть еще отверстия – увы, но на представленных снимках и отсканированных фотографиях из журнала F1 Racing можно разглядеть далеко не все элементы и узлы шасси.

Антикрылья не выглядят новыми – вероятно команда просто не хочет раскрывать все карты раньше времени, зато заметны изменения в области защитного кожуха моторного отсека. В прошлом году «Катерхэм» использовал «лезвийную» структуру безопасности, но в сезоне-2012 вернулся к более традиционной форме.

В новом году конюшня Тони Фернандеса будет использовать коробку передач «Ред Булл», так что неудивительно, что задняя подвеска основана на тягах.

Больше серьезных изменений нет, однако видно, что «Катерхэм» сделал заметный шаг вперед. Вопрос лишь в том, будет ли этот автомобиль достаточно быстрым для того, чтобы бороться за очки?

До первого Гран-при (в лучшем случае, до тестов) ничего определенного сказать нельзя, однако тот факт, что конструкторской группой руководит Марк Смит, весьма обнадеживает.

В прошлом англичанин трудился в «Джордане», «Бенеттоне», «Рено», «Ред Булл» и «Форс-Индии», и во всех конюшнях создавал, может, и не шедевры, но довольно неплохие машины, способные добираться до очковой зоны. В помощниках у Смита целый отряд талантливых инженеров, перешедших с ним из «Форс-Индии», так что ни о какой «несыгранности» технического штаба не может идти и речи.

Реклама 18+

«Думаю, для начала нужно оценить поведение машины на первых тестах. Пока у нас есть только компьютерные данные. Все команды хотят прогрессировать, и мы – не исключение. В прошлые два сезона мы становились десятыми в Кубке конструкторов, однако теперь настала пора двигаться дальше. Надеюсь, что на тестах получим подтверждение нашим расчетам», – говорит технический директор Майк Гаскойн.

Намек понятен – команда уверена в машине, дело за результатами. CT-01, конечно, не красавица, однако если поедет достаточно быстро, об эстетическом восприятии болида многие скоро забудут.

По материалам Би-би-си, Sky Sports и блога Крэйга Скарборо