8 мин.

Лучшие гонки на «Сузуке»

Гран-при Японии считается одним из любимых не только у гонщиков, но и болельщиков, ведь на местных автодромах регулярно проходят решающие битвы за чемпионские титулы. В преддверии очередного этапа «Формулы-1» в Стране восходящего солнца блог «Версификаторные россказни» вспоминает семь лучших гонок на легендарной трассе «Сузука».

1988 год. Прорыв к титулу

Из-за особенностей системы начисления очков в сезоне-1988 победа в Японии приводила к первому чемпионскому титулу Айртона Сенну. Однако на старте двигатель на болиде бразильца заглох, и напарник по «Макларену» Ален Прост (он же – главный соперник в первенстве) без проблем захватил лидерство.

К счастью для Сенны, стартовая прямая на «Сузуке» плавно спускается вниз, так что непослушный двигатель завести все же удалось. Единственная проблема состояла в том, что Айртон откатился на 16-е место…

Но в тот день Бог – как позже рассказывал гонщик – ему улыбнулся. После стартового испытания Сенна начал яростный прорыв, и за несколько кругов отыграл более десятка позиций. К 27-му кругу он вышел на хвост Просту, а на 28-м совершил обгон и умчался к столь желанной победе.

1989 год. Битва титанов

Через год отношения между двумя амбициозными гонщиками испортились хуже некуда, и ситуация усугублялась тем, что «Макларен» практически полностью стоял на стороне Сенны, в то время как за спиной Проста маячила фигура одиозного президента ФИА Жана-Мари Балестра.

В Японии Айртону снова кровь из носу была нужна победа. Он снова стоял на поуле, но снова стартовал хуже Алена. По ходу заезда Сенна был быстрее в поворотах, но Прост отрывался на прямых. С каждым кругом надежды бразильца на титул таяли, однако под занавес Гран-при он все же решился на атаку. На 46-м круге в шикане «Касио» Айртон попытался обойти соперника по внутреннему радиусу, француз захлопнул калитку, машины столкнулись и замерли.

Прост решил, что борьба за титул окончена – он выбрался из болида и пошел в сторону пит-лейн, однако Сенна не сдался. На выручку бразильцу прибежали местные маршалы – те сначала вытолкали «Макларен» обратно на трассу, а затем, осознав, что на треке опасность от заглохшего автомобиля исходит еще больше, покатили болид по асфальтированной обочине. Мотор «Хонда» завелся с толкача, Сенна был вынужден объехать шикану, а затем вернулся на трек. Его приключения на этом не закончились: сначала пилот отправился в боксы менять поврежденное переднее антикрыло, а когда вернулся обратно, то обнаружил себя в пяти секундах позади Сандро Наннини. Разъяренный Сенна догнал «Бенеттон», разобрался с ним в шикане и в итоге победил, но на подиум так и не поднялся…

Увидев, что Сенна продолжил гонку, Прост отправился в судейскую комнату совещаться с Балестром, и симпатизировавший соотечественнику президент ФИА нашел повод лишить бразильца победы. Айртон был дисквалифицирован за то, что срезал шикану – на столь нелепое решение «Макларен» подал апелляцию, но ожидаемо проиграл.

1993 год. Злостный круговой

Эта гонка не определяла чемпиона – обладатель титула стал известен еще в Эшториле, и им вновь оказался Ален Прост. На «Сузуке» Ален стартовал первым, но дальше почти все складывалось против него: Сенна выиграл старт, затем пошел дождь, в который бразилец пилотировал лучше всех, а в довершении всего «Уильямс» – и это было отличительной чертой команды тех лет – завозился на пит-стопе с машиной француза.

Единственным шансом Проста в гонке стали круговые – Сенна напоролся на боровшихся между собой Дэймона Хилла и Эдди Ирвайна, причем последний, по мнению гонщика «Макларена», вел себя на трассе крайне возмутительно и неподобающе дебютанту «Формулы-1».

После гонки Сенна (он победил) зашел в боксы «Джордана», чтобы провести воспитательную беседу с новичком, однако Эдди оказался нахальным не только на трассе, но и за ее пределами. Ирландец вывел чемпиона из себя, тот ударил Ирвайна по лицу, а затем драку прервали механики. Этой потасовкой Эдди мгновенно заработал себе репутацию смутьяна и парня с острым языком, и в дальнейшем не раз ее подтверждал.

1994 год. Ответ критикам

В случае победы Михаэля Шумахера в этом Гран-при, чемпионский кубок впервые в истории «Формулы-1» отправился бы в Германию, однако главный соперник гонщика «Бенеттона» Дэймон Хилл явно настраивался на другой исход заезда. Правда, учитывая то, что по ходу сезона пилоту «Уильямса» неожиданно пришлось стать лидером команды, учитывая то, что он был сыном двукратного чемпиона мира, и учитывая «доброжелательность» британской прессы, при каждом удобном случае уничтожавшей Хилла, можно представить, в какой ситуации оказался гонщик. Да, у его соперника тоже все шло не гладко, однако в талантах Михаэля Шумахера сомневающихся не было, чего нельзя было сказать о Дэймоне.

Когда же в Сузуке полил дождь, который, как известно, отделяет настоящих асов от водителей «самовозок», стало ясно, что Гран-при Японии станет чертовски сложным испытанием для возрастного, но все еще не слишком опытного гонщика.

Дождь разделил заезд на две части – до вылетов Морбиделли и Брандла, и после них. В первой лидировал Шумахер, и перед рестартом судьи приняли необычное решение: учесть все существовавшие на момент остановки гонки отрывы пилотов и приплюсовать их к отрывам второй части. Получилось так, что Хилл и Шумахер, находившиеся на разных участках трассы и не ведя борьбу колесо в колесо, на самом деле сражались за победу в эдаком квалификационном формате – исход гонки решали буквально секунды.

В тот день Хилл все-таки выстоял и победил.

И настоящим украшением заезда стала борьба Жана Алези и Найджела Мэнселла за третье место. Несмотря на фантастический напор британца, француз удержался впереди.

1998 год. Двойной удар

Это была заключительная гонка сезона. Теперь, чтобы стать чемпионом, побеждать требовалось Михаэлю Шумахеру. Он выиграл поул (при этом на две секунды оказался быстрее напарника по команде!), но уйти в гонку лидером не смог. На первом старте заглохла машина Ярно Трулли, а на втором немца ждал серьезный удар – его «Феррари» отказалась трогаться с места. Шумахера откатили на последнее место стартовой решетки, однако на этом интрига в чемпионате не умерла. После неистового первого круга Михаэль вырвался на 12-е место, затем – на третье, и, несмотря на отставание от главного соперника Мики Хаккинена в полминуты, продолжил сражаться.

Но судьба решила остановить гонку немца в середине заезда – «Феррари» наехала на обломки машин Эстебана Туэро и Торы Такаги, задняя правая покрышка взорвалась, и на этом борьба в чемпионате закончилась.

Обратите внимание на эмоциональный спич финских комментаторов.

2000 год. Триумф «Красного барона»

Третий для Шумахера и первый за 21 год ожидания для «Феррари» чемпионский титул был выигран в типичном для немца стиле – не имея возможности обогнать быстрого соперника на трассе, он выжал из машины все, что можно, в ключевой момент перед заключительным пит-стопом.

Шумахер проиграл старт Хаккинену, долгое время пытался догнать финна, однако гонщик «Макларена» был очень хорош. «Феррари» отчасти помогла погода – стало прохладнее, с неба упали капли, трасса стала скользкой, и после решающего пит-стопа у Мики возникли проблемы с новым комплектом шин. В то же время Михаэль с пустыми баками и изношенными покрышками штурмовал время, и после остановки в боксах вернулся на трассу впереди Хаккинена в четырех секундах! Удержаться на первом месте было делом техники, и Михаэль справился с этим заданием на отлично.

2005 год. Высший пилотаж

В этот солнечный день на «Сузуке» не решались судьбы мира – чемпион мира стал известен в Бразилии, и теперь пилоты и болельщики могли насладиться именно настоящей гонкой. Никакой политики, никакого напряжения от близости титула – просто красивые обгоны и борьба за победу до самого финиша.

Стартовавшие из глубины пелотона Кими Райкконен и Фернандо Алонсо устроили для зрителей праздник. Оба совершили кучу обгонов, но главными, конечно стали эти:

Бесстрашный маневр испанца в 130R

И обгон Кими несчастного Физико в споре за победу на последнем круге гонки