8 мин.

Секреты свободных заездов: дождь против тренировок

Несмотря на то, что телевидение предоставляет болельщикам «Формулы-1» возможность следить за свободными заездами, многие события гоночного уик-энда все равно остаются за кадром. Журналист Autosport Саймон Стрэнг, посетивший боксы «Лотуса» во время Гран-при Великобритании, рассказывает о трудностях, с которыми сталкиваются команды по ходу тренировок.

Вторая тренировка

Пятница: 13:00 – 14:30

Ожидается, что погода ухудшится, хотя трасса сейчас более или менее сухая. На болиде Трулли появились новое днище и выхлопные трубы, в то время как Ковалайнен будет испытывать новый комплект шин. Оценить их можно только в том случае, если болиды появятся на трассе до того, как пойдет дождь.

Рамирес: «С радио все хорошо, Хейкки?»

Ковалайнен: «Да, в порядке».

Рамирес: «С минуты на минуту пойдет дождь, так что нужно сразу же выехать на трассу».

Как и сказал Рамирес, пошел дождь. Так что слики, стоявшие на машине Трулли и лежавшие за болидом Ковалайнена, убраны и заменены на промежуточные покрышки под номером 21.

Рамирес: «Каждый раз, когда я сообщаю о шинах для сухой погоды, начинается дождь. Возможно, нужно перестать говорить об этом. В общем, будем ждать, пока условия не изменятся».

В итоге «Лотус» ждет… более 30 минут. С помощью мониторов команда следит за Тимо Глоком и Хайме Альгерсуари – так она оценивает условия на трассе. И видит, как спустя три минуты эти машины приплывают обратно в гавань.

Гаскойн ходит по боксам, ищет зонтик. Он находит два, выбирает тот, что не сломан, и направляется к насесту (командному мостику на пит-уолл).

На трассе тишина.

Ковалайнен выбирается из кокпита, снимает свой шлем GP6-RC среднего размера фирмы Arai и направляется к появившемуся в боксах гольфисту Яну Полтеру. Финн забирает сына Полтера, усаживает того в кокпит болида №20, а команда в это время заводит двигатель. Мальчик вряд ли быстро об этом забудет.

Эксперт Би-би-си Эдди Джордан безумно вбегает, вырывает Полтера и уходит с ним.

Наконец, спустя 50 минут ожидания…

Рамирес: «Окей, давайте вернем Хейкки обратно в машину, начнем готовиться».

Пизаннелло обращается к команде Трулли: «Давайте попробуем пройти шесть быстрых кругов. Пожалуйста, комлпект шин №31, дождевые покрышки. Как только будем готовы, начнем. Шины в положение «восемь», и давайте повысим на половину градуса угол антикрыла».

Оба болида покидают боксы, и, кажется, Ковалайнену более комфортно, чем Трулли, несмотря на то, что финн пропустил утреннюю сессию. Итальянец все еще мучается с управляемостью машины и взывает к изменению настроек.

Трулли: «У болида наблюдается чрезмерная избыточная поворачиваемость».

Пизанелло просит коллектив поменять переднее антикрыло на другое, с совершенно иным закрылком – так будет быстрее, чем переделывать текущий элемент на болиде. Также команда перенастраивает передние тормоза и проводит несколько механических изменений, чтобы попытаться быстрее прогреть шины. Затем Трулли выезжает на трассу на дождевых покрышках.

Спустя пару кругов он возвращается обратно, поскольку хочет перейти на промежуточную резину, и говорит, что баланс совершенно не подходит для дождевых. Ковалайнен тоже находится в боксах. До конца сессии осталось всего 10 минут, команда отказывается от запланированной смены электроники на машине финна и тоже отправляет его на промежуточных шинах на трассу.

К концу сессии Ковалайнен демонстрирует 13-е время – 1.52,578. Этот результат на 2,6 секунды медленнее, чем у лидера практики Фелипе Массы. Трулли тем временем на 21-й строчке протокола, в 5,1 секунде позади лучшего времени, и итальянец все еще не нашел нужный баланс.

Трулли: «Рулевое управление совершенно иное. И это не добавляет уверенности. Все не так, как утром. Мне пришлось серьезно помучиться».

Механики Ковалайнена отправляются за автомобилем – тому пришлось остановиться на контроле веса.

Впоследствии Пизанелло называет один из классических примеров неправильного представления о свободных заездах. Он рассказывает, что, фактически, благодаря выступлениям Трулли и обратной связи команда выяснила важнейшие данные, и это несмотря на то, что, кажется, у Ярно возникли трудности.

«Да, из-за дождя нам не удалось получить некоторые данные от переработанной выхлопной системы, но вы могли услышать несколько интересных комментариев гонщика», – объясняет он. «Думаю, благодаря комментариям Ярно у нас была возможность оценить сразу две разных конфигурации системы. Важно, что мы все понимаем, и у нас есть информация о том, что делать после второй тренировки.

То, что он сказал, было совершенно конкретным, и фактически его слова подтвердили то, что мы узнали на аэродинамических тестах. Благодаря им нам было легче принять решение относительно завтрашнего дня».

Ковалайнен подтверждает: «Я работал с новым аэродинамическим пакетом, и был единственным, кто его опробовал. Ярно работал с другой конфигурацией, так что у нас была возможность провести сравнение. Но мы узнали, что пакет, с которым работал Ярно, потенциально лучше тех новинок, что стояли на моей машине.

Обновления, связанные с изменением настроек двигателя, привели к проблемам с задней частью машины. В результате от нового днища не удалось добиться того же эффекта, как от старого. Так что в субботу мне придется вернуться к той версии, которое стояло на болиде Ярно в пятницу».

Третья тренировка

Суббота: 10:00 – 11:00

К утру субботы первоначальный план почти полностью развалился. Команды надеются, что в течение часа будет сухо, но за это время нужно проделать огромный объем работы по поиску настроек, оценке износа шин, выяснить, каким будет клиренс машины с большим количеством топлива – все это нельзя было выявить по ходу дождевой пятницы.

«Сегодня утром нужно добиться многих вещей, которые не дались нам вчера – то есть, разобраться с шинами с точки зрения их износа и эффективности», – говорит Пизанелло. «Кроме того, работа с дождевыми покрышками привела к тому, что средняя скорость на круге была ниже, а также был иным и диапазон работы покрышек. Это означает, что мы не могли четко выяснить, каким должен быть клиренс машины.

В некоторых ситуациях вы хотите, чтобы клиренс был как можно ниже, но при этом нельзя, чтобы планка на днище стерлась – в таком случае последует дисквалификация. В общем, важно намотать приличный километраж с большим количеством топлива, и в конце заездов измерить высоту планки. Это очень важно».

Трулли первым выезжает из боксов на основном типе резины «Пирелли», наборе №4. Ковалайнен присоединяется к нему минуту спустя, на комплекте №3. Оба гонщика используют базовые настройки.

Спустя два круга…

Ковалайнен: «Что там с прогнозом погоды? Мне кажется, что начинается дождь?»

Рамирес: «Все нормально. В течение пяти минут только капли дождя. Если можешь, оставайся на трассе».

Ковалайнен: «Не удается поддерживать температуру тормозов. Мне кажется, довольно скользко, давайте еще раз остановимся».

Пизанелло: «Ярно, начинается легкий дождик, постарайся остаться на трассе».

Ответа Трулли не слышно из-за помех.

Как бы там ни было, Ковалайнен все равно остается на трассе, а инженер «Рено» сообщает, что коробка передач на болиде Трулли достигла максимально возможной температуры. На часах всего лишь 10:20, но оба болида уже в боксах. Ковалайнен просит дать ему маленький перерыв, чтобы сходить в душ, и получает ответ, что в его распоряжении три минуты.

Ковалайнен: «На трассе слишком влажно. На последнем секторе невозможно тормозить. Получается бессмыслица. В медленных поворотах мне приходится ехать очень медленно, иначе происходит блокировка. Но в то же время, из-за того, что я еду слишком медленно, не удается поддерживать нужную температуру. Лучше сохранить шины. У машины недостаточная поворачиваемость, но, думаю, угол антикрыла нужно изменить всего на один или два градуса».

Трулли: «Болид ведет себя как змея. Точно не знаю, из-за чего, но прибавить очень сложно».

Пизанелло: «Окей, мы увеличим тормозные заглушки, 20 миллиметров на передние тормоза, 40 миллиметров – на задние. Измените угол переднего антикрыла на 1,5 градуса. Оба антикрыла. Проверьте, не изнашивается ли планка».

Ответив на запрос по изменению настроек, обе бригады начинают работу над машинами. Пизанелло также советует команде Трулли сменить распорки в задней части болида и говорит, чтобы механики рассмотрели вероятность смены радиатора в конце сессии.

Оба автомобиля возвращаются на трассу на основных типах резины, при этом гонщиков предупреждают, что ближе к концу сессии они могут переключиться на опциональные шины, чтобы оценить скоростные качества автомобилей.

На этот раз Хейкки больше доволен настройками, и потом заезжает за опциональными шинами. Именно во время заключительной семикруговой серии он покажет свой лучший результат – 1.35,225, что позволит ему стать 19-м.

Когда Трулли переключается на опциональные шины, возникает проблема с перегревом. Его бригада опробовала несколько разных конструкций в задней части машины, чтобы усилить эффект защиты панелей из материала PyroSic, которые выдерживают высокие температуры, но коробка передач и двигатель все равно серьезно нагреваются.

Пизанелло: «Ярно, нужно охладить двигатель и коробку передач».

Трулли: «Нужно вернуться в боксы?»

Пизанелло: «Сейчас прибавь. Продолжай. Я сообщу тебе».

А затем начинается дождь.

Ковалайнен: «Нужно вернуться в боксы, пошел сильный дождь».

Оба болида возвращаются на пит-лейн.

Позади безумные 55 минут, и после них «Лотус» вновь удерживает за собой традиционные 19-ю и 20-ю позиции в протоколе. Но то, как команда их достигла, было вовсе не скучным. Наоборот, это история об интенсивных нагрузках и мгновенных решений, и ничего из этого не видно, если исходить из результатов или телевизионной картинки.

Кроме того, несмотря на 240 минут тренировок, команда подходит к Гран-при, не зная, насколько высок износ «Пирелли» на гоночной дистанции.

«Если взглянуть на план, который был составлен на базе команды перед этапом, то будет ясно, что из-за необычных условий мы не решили многих из поставленных задач», – говорит Пизанелло. «Разумеется, дождь по ходу всех тренировок значительно осложнил работу. В обычный уик-энд мы, как правило, достигаем всех целей, которые ставим перед практиками.

Да, к гонке мы подходим в неизвестности, но все же за плечами большой опыт, и он подскажет, что нужно сделать. Когда в коллективе работают опытные люди, ситуация совершенно иная.

Поскольку ты все время реагируешь на изменения, то постоянно занят, но даже в такой ситуации, по вечерам, задавая вопрос, о том, что же сегодня узнала команда, выясняешь, что мы многому научились. Каждый раз, когда машина выезжает на трассу, ты узнаешь очень многое. Но если ты хочешь разузнать что-то конкретное, то подобные уик-энды вряд ли полезны.

В конце концов, мы выяснили о поведении болида в специфичных условиях и узнали кое-что о дождевых покрышках, ведь мы все еще учимся работать с резиной «Пирелли». Каждый случай, когда есть возможность оценить некоторые вещи, интересен».

В квалификации Хейкки Ковалайнен смог пробиться на необычное 17-е место и пройти во второй сегмент. Но в гонке обе машины не преодолели и десяти кругов – неполадки с электроникой выбили из заезда Ковалайнена, а проблемы с давлением масла привели к сходу Трулли. Не слишком большая отдача от 240 безумных минут свободных заездов и двух сегментов квалификации.