4 мин.

Конфетки от Тильке

Принимающий в эти выходные Гран-при Кореи автодром в Йонаме относится к числу трасс, которые проектировал Герман Тильке. Блог «Версификаторные россказни» объясняет, чем плохи творения немецкого архитектора и с грустью отмечает, что засилье Большого цирка «тилькедромами» прекратится не скоро.

В 2010 году количество автодромов, к созданию которых приложил руку немецкий архитектор Герман Тильке, достигло девяти. То есть, почти 50 процентов от общего числа трасс календаря сезона.

Позади уже этапы в Бахрейне, Малайзии, Китае, Турции, Валенсии, Германии и Сингапуре. Впереди – гонки в Йонаме и Абу-Даби, причем автодром «Корея Интернэшнл» примет Большой цирк в ближайшие выходные.

Надо отметить, что трассу в Корее Тильке «лишь» спроектировал – фактическим строительством его компания не занималась, и немец посещал азиатских друзей только в качестве консультанта. Однако размашистый почерк мастера заметен и тут: три длинных прямых, зигзагами удаляющихся от старта, обязательное присутствие шпилек, набор средне- и высокоскоростных поворотов – это уже традиция. Или клиника, по мнению более агрессивной части болельщицкого сообщества «Формулы-1».

Проехав по новой трассе в игре F1 2010, я вздохнул. Нет, трасса сама по себе довольно интересная, но какой-то отличительной черты, изюминки в ней нет.

Впрочем, этот упрек касается и других треков Тильке – все они современные, требовательные к пилотажу гонщиков, аэродинамике болидов, моторам… Но в них нет цельности, характера, которые свойственны трассам в Спа, Монреале, Монце, Монако или Сузуке.

Творения фирмы Тильке нельзя назвать неинтересными. Но проблема в том, что их стало слишком много в календаре чемпионата. В итоге все эти автодромы, которые должны были стать украшением «Формулы-1» (вспомните, какие эмоции у многих вызвало появление «Сепанга»), начинают на фоне друг друга теряться.

Представим, что нынешний календарь чемпионата – это наш с вами обед. Сначала идет свежий салат – Гран-при Австралии, потом мы едим Монако и «Каталунью» – это уже щи, которые заботливые хозяева подали на первое, дальше следует второе – котлетки – традиционные Гран-при Великобритании и Германии – с гарниром – «Хунгароринг». Наконец, на третье мы выпьем какой-нибудь напиток – можно освежающий, можно горячительный – вроде «Сузуки» или «Интерлагоса». Кто как любит. И тут же можно было бы закусить какой-нибудь вкусной конфеткой, вроде «Яс-Марины», или «Марины-Бэй». Можно даже съесть их две-три…

Но Берни и Тильке наше меню полностью переиначили. Теперь салат мы едим с конфетами, борщ – с конфетами, даже котлеты и те подаются вперемешку с конфетами. В итоге, к тому моменту, когда приходит время саке, нам снова подают пригоршню конфет. Которые, разумеется, есть уже совершенно не хочется.

И вот оно – от засилья автодромов Германа Тильке уже подташнивает.

Беда же в том, что вырваться из порочного круга новых автодромов очень сложно. В «Формулу-1», в основном, приходят страны, которые в больших гонках являются новичками. У них нет опыта строительства трасс мирового уровня. А увидев удачные примеры построек и функционирования трасс в Малайзии, Бахрейне и Китае, новые участники Большого цирка, естественно, хотят работать с проверенной фирмой, а не с неизвестными архитекторами, проекты которых могут выйти слишком дорогими, или просто неудачными. Экклстоун тоже не хочет рушить подобную практику – пока фирма Тильке несет золотые яйца, зачем ее душить? Вот и получается, что организаторы и промоутеры довольны, а смотреть на череду «тилькедромов» приходится зрителям.

До тех пор, пока не найдется кто-то смелый, кто решится подписать контракт с другим архитектором, ситуация не изменится. В 2011 году нас ждет этап в Индии (Тильке), автодром в американском Остине тоже построит Германыч, наконец, трассы в России – строящиеся, или находящиеся только на бумаге (в Москве, под Москвой и в Сочи) – это тоже дело рук одного немецкого товарища.

Кроме смелых новичков мы могли бы положиться на страны с богатой автогоночной культурой, которых, рано или поздно, Берни замучает требованиями провести модернизацию трасс. Самый свежий пример – история с «Сильверстоуном». Англичане самостоятельно занимались реконструкцией автодрома, обойдясь без помощи Тильке, но, правда, «Арена» получилась несколько унылой, и кроме самих островитян новый кусочек легендарной трассы никто, по большому счету, не признал впечатляющим – скоростной отрезок оказался ничем не лучше тех творений, что штампуются на конвейерном заводе имени Германа Тильке.

Оптимисты в этой истории разглядели шаг к новой эре и концу монополии Тильке, мол, все еще впереди, и скоро остальные страны начнут пользоваться услугами других фирм. Однако пессимистов тоже хватает, и у тех перед глазами другие примеры. Итальянцы (этап в Риме) и американцы (уж кто-кто, а они способны самостоятельно построить трассу) в качестве архитектора все равно выбрали того-чье-имя-я-уже-устал-называть.

В целом, особых изменений в области новых автодромов пока не видно. И единственным человеком, кто сейчас может заставить новичков календаря отречься от Германа – это сам Берни. Произойдет это, правда, только тогда, когда англичанин поймет, что если постоянно лопать одни конфеты, то однажды выпадут зубы.