«Элементы надо не делать, а продавать. Причем дорого». Наивные вопросы, которые мы задали судье фигурного катания
Судья Международного союза конькобежцев (ISU) Алексей Белецкий поучаствовал в прямом эфире нашего инстаграма.
Алексей работал на чемпионатах Европы и мира, в его резюме более 50 международных турниров. Он рассказал Sports.ru о том, как фигуристу получить максимум от судей, зачем нужна техбригада и по каким критериям выставляют оценки.
Если вы не слишком внимательно следите за фигурным катанием, но хотели бы понять его чуть лучше – этот текст для вас. В связи с должностью у Белецкого были некоторые табу в разговоре – поэтому ниже вы не найдете ни одной фамилии.
Как судьи успевают оценивать все элементы во время поката?
Все мы люди, редко, но бывает, что мы можем что-то упустить. У нас в программе есть ревью, то есть запись. Когда спортсмен выступил, мы можем пересмотреть элементы – их специально нарезает человек с камерой. Но мы в принципе тренируемся – нас готовят на семинарах: мы должны не отводить глаз от спортсмена.
Тренируемся следить за фигуристом все время. Даже если делаем какие-то записи, то глаза все равно остаются на спортсмене. Иногда, конечно, на эти каракули посмотришь и ужаснешься.
Судьи и техбригада – в чем разница?
У технической бригады своя работа, у судей – своя. Техбригада занимается идентификацией элементов и выставлением уровней сложности – именно они говорят, что тулуп был двойной, тройной или четверной, они выставляют уровни на вращениях и дорожках. Судьи – или нижняя панель – оценивает качество исполнения. У нас есть шкала GOE, где есть позитивные буллеты и дедакшены.
Можно ли выиграть дешевыми элементами, откатав чисто?
Это математический процесс – все надо просчитывать: стоимость элемента и сколько максимально за него можно получить. Плюс надо адекватно оценить свои компоненты. Можно примерно понимать, в каком диапазоне тебя оценят.
У кого-то есть фишка, что он может прыгать четверные – он набирает технической частью, а компоненты могут страдать. Если фол – то теряешь баллы и в компонентах. Все надо просчитывать, думаю, что многие топовые тренеры хорошо с математикой дружат. Это стратегия.
Мне очень нравится слово «стоимость» элементов, потому что элемент надо не сделать, его надо продать. И продать за дорого – увеличивать стоимость элемента с помощью GOE.
Так что же такое GOE?
Это Grade of Execution – качество исполнения элемента. Что дает надбавка? Если судьи в среднем ставят +1, это добавляет 10% к стоимости элемента. И так далее: +2 – это 20%, +5 – 50%. Вместо 10 баллов, ты можешь получить 15, если все судьи поставили +5.
Если к технической оценке ты добавишь бонусы, то это даст большое преимущество. Я бы рекомендовал исполнять элементы качественно, стараться получать максимальные GOE. По нескольким причинам: во-первых, это дает бонусы за конкретный элемент, к тому же вызывает вау-эффект, что повлияет еще и на композицию программы.
Есть позитивные буллеты – то, за что судьи ставят плюсы. Например, у прыжка должны быть хорошие высота и длина. Существуют специальные формулировки: «очень хорошая высота» и «очень хорошая длина». Заметьте, используется слово «очень», то есть если длина будет просто хорошей, то буллет не засчитывается. Если два условия соблюдены, то судья поставит плюс.
Второй критерий «хороший отрыв и приземление» – здесь без «очень».
Третий буллет – «легкость исполнения от начала до конца». Это три золотых критерия, которые должны быть соблюдены, если спортсмен хочет получить GOE больше, чем +3.
Дальше идет накрутка: «шаги перед прыжком – неожиданные и креативные заходы», затем – «очень хорошая группировка от отрыва до приземления» и последний буллет – «элемент соответствует музыке».
Вот у нас есть шесть критериев. Первые три нужны, чтобы получить +4, а потом нужно выполнить одно из трех условий – прыгнуть в музыку или сделать шаги. Если у тебя хорошая техника, то будет и хорошая группировка. Условие «элемент соответствует музыке» очень легко подогнать: иногда делают программу, а потом просто накладывают на нее музыкальные акценты – так и в момент отрыва будет акцент, и в момент приземления.
Так что +1 – это как домашнее задание, можно практически всегда получать такую надбавку за элемент.
Почему за четверные GOE выше, чем за тройные?
Для того чтобы исполнить четверной прыжок, нужно иметь хорошую высоту и пролетность. Без хорошей группировки его тоже очень сложно исполнить. И, как правило, люди, которые исполняют четверные, подготовлены таким образом, что исполняют в музыку – вот и получается уже +3.
Реально ли автоматизировать судейство?
Вспомните, каким было фигурное катание 10-15 лет назад – до того, как пришла эта система судейства. Спорт шагнул далеко вперед. Наверное, именно благодаря этой системе.
Сейчас каждое движение, каждый вздох судейство поощряет – как в компонентах, так и в технике. Никто не прыгал 3-4 четверных, женщины не исполняли тройной аксель – а сейчас начали. Все повально вращаются в разных позициях, программы стали намного зрелищнее, сложнее. Фигурист сегодняшнего дня и фигурист 10-15-летней давности находятся на разных уровнях. Прогресс не стоит на месте – появляются какие-то технологии, идет глобальная диджитализация.
Новая технология в фигурном катании: теперь вы сразу узнаете высоту и скорость прыжков
Пока что я не знаю, как это можно применить в судействе, но в будущем все может быть. Мы все идем вперед. Думаю, это внедрят, если покажется объективным параметром для оценивания фигурного катания. Но в то же время это еще и искусство. Датчики на искусство мы повесить не можем. На фигурное катание люди приходят как в театр – посмотреть, зарядиться, получить заряд энергии и позитивных эмоций.
Зачем выкладывают протоколы после соревнований?
Эта бумага – срез домашней работы спортсмена, тренера, команды. Это обратная связь. Судей учат, что ты должен показать оценки спортсмену, тренеру, объяснить, что получилось хорошо, а что плохо.
К протоколу надо относиться серьезно, разбирать буквально каждую оценку – почему тут +2, а тут – 0. Кто-то с одного ракурса увидел одно, а с другого – другое. Это знак, что нужно что-то доработать. Это касается и компонентов – там тоже куча разных критериев. Если где-то не дотягиваешь, то нужно посмотреть. Все они расписаны – может, на одной ноге не достаточно много катался, может, не показывал ребра.
Многие могут и умеют кататься, но программа не всегда это демонстрирует. Если программа это не показывает, то как мы об этом узнаем?
Фигурист может кататься на крутых ребрах, но в программе их нет – и он просто катается вперед-назад, где-то попозировал – и все. Можно ведь и по-другому сделать. Так что, пожалуйста, старайтесь демонстрировать свои умения, тогда будете получать высокие компоненты.
Что делать, чтобы получать максимальные оценки?
Надо грамотно использовать правила. Иногда я вижу, что у спортсмена есть потенциал, но музыка подобрана неподходящая, композиция и хореография не подходят. Может, сам фигурист что-то не докатал, не настроился или не умеет соревноваться, нервничает, поэтому он недопоказывает себя. А ведь это все – домашняя работа.
Тренируйтесь на тренировках как будто вы выступаете на соревнованиях, а на соревнованиях катайтесь как на тренировках.
Как судьи относятся к современным постановкам и музыке?
Если это сделано хорошо и качественно, то положительно. Мне нравятся новаторские, креативные программы. Спортсмены должны уметь передавать музыку, образ, композицию. Если что-то будет проседать, тогда музыка окажется сильнее спортсмена, это отразится на оценках. Композиция, умения фигуриста и музыка должны усиливать друг друга. Тогда это будет взрыв и разрыв шаблона. Есть ли табу в композициях? Думаю, только если используются нецензурные слова. Это нехорошо.
Фото: youtube.com/Alexey Beletsky; facebook.com/alexey.beletsky; Gettyimages.ru/Maja Hitij; РИА Новости/Александр Вильф
-- По какой причине фигуристу выравнивают оценки в компонентах? Ведь там много позиций и они могут реально отличатся в качестве. Например скольжение может быть на 9, насыщенность программы на 6, а музыкальные акценты на 7.5 ...
Но так не ставят!
Если бы судили компоненты более четно, было бы меньше разговоров о грибах и возрасте.
Только в ПП, где были "серьезные ошибки" (две и более), при которых судьи в принципе не имеют права выше 8.75 ставить за PE и IN. Именно за эти компоненты у Юзу подавляющее большинство 8.75 и случилось. Оценили фактически по максимуму.
Во всех случаях, которые вы упомянули у Юзу, восьмерки были в итоге отброшены и никак не повлияли на итоговую оценку за компоненты, куда пошли одни девятки. Цифры 44/47 в пользу Нейтана вообще не понимаю, откуда взялись -- это вы сравниваете разные турниры, что ли? В этом нет никакого смысла. В рамках одного турнира компоненты Нейтана оказались выше только в одном-единственном прокате: ПП в ФГП-19.
А вообще то, что стабильно прыгающий Нейтан рано или поздно обойдет в компонентах Юзу -- при условии его собственной нестабильности -- было давно понятно. Зажимание Юзу здесь совершенно не при чем: так судейская система работает уже не одно десятилетие. Артистичные и пластичные, но технически нестабильные, фигуристы рано или поздно начинали проигрывать стабильным технарям и по технике, и по артистизму примерно всегда. Особенно если эти технари и сами не деревянные. (А уж Нейтан-то точно не деревянный и со скольжением и программами у него все совсем не так плохо.) Справедливо ли это? Нет. Но таковы правила игры вот уже много лет. А эти правила игры, в свою очередь, диктуются простой человеческой психологией. Да и такого образования, которое помогало бы адекватно оценивать каждый компонент во время каждого проката, у судей банально нет. Поэтому компоненты всегда были и, при сохранении статус кво, будут привязаны к технике.
То же самое касается и бонусов домашнего судейства, скажем. Шоме вот недавно на Капе поставили компы Самарина, скажем. Справедливо это? Нет, разумеется. Просто никому Шома на пьедестале Капы был не нужен. Но воевать против Самарина меня это точно не сподвигнет. :) Это все битвы против ветряных мельниц, по большому счету. Лучше расслабиться и наслаждаться прокатами любимого фигуриста, пока он катается. А это будет продолжаться меньше, чем всем нам хотелось бы.