6 мин.

7 смертных грехов комментатора

Скоро чемпионат мира, а значит, интернет-общественность будет полоскать комментаторов, как пелёнки полугодовалого младенца. Илья Казаков как-то обратил моё внимание на то, что интервью комментаторов на sports.ru вызывали более бурную реакцию, чем интервью любого футболиста или тренера. То есть, получается, комментаторы интереснее людям, чем непосредственные участники футбольного процесса.

Больше всего меня поражает, что некоторые коллеги вызывают жгучую ненависть у болельщиков. Лично меня раздражает всего пара человек, но не настолько, чтобы выключить звук телевизора. Я их спокойно слушаю, но на выводы не обращаю внимания и изложенные ими факты стараюсь перепроверять – вот и всё. Если честно, я считаю, что мы, комментаторы, всего лишь обслуживающий персонал. Вроде официантов. Ведь редко бывает, что после ресторана вы обсуждаете официантов, а не качество еды. Разве что официант лихо нахамил.

Комментатор должен владеть базовыми умениями – хорошо поставленная речь, приятный тембр голоса (лично у меня эта опция, к сожалению, отсутствует), знание предмета, осведомлённость в нюансах статистики и хорошее знание правил. А остальное – область свободного творчества.

В начале этого года я подумал о том, что в мировой литературе и кино встречаются представители практически любых профессий, а вот комментаторов не припомню. Даже парфюмеры могут гордиться тем, что делегировали персонажа, ставшего именем нарицательным. Комментаторов, конечно, меньше парфюмеров, но ведь и мы тоже люди. Поэтому я задал себе задачку – написать что-нибудь про нашу профессию. В творчестве, как и в спорте, необходим вызов. Иногда бросаешь его сам себе. Сочинилась антиутопия «Земля комментаторов». Мой большой друг Дмитрий Иванов (бывший генеральный директор «Динамо») обладает отменным вкусом, поэтому я попросил его критически изучить написанное. Он посоветовал изменить концовку, что я и сделал. Текст я разбил на три части, буду выкладывать с понедельника. Предупреждаю, в первой части о футболе и хоккее практически ничего (кстати, довольно депрессивное начало), а вот потом…

И напоследок хочу вас развлечь… Поскольку сейчас модны всякие рейтинги, классификации и списки (под редакцией Умберто Эко даже вышла книга на эту тему), я решил описать семь смертных грехов нашего ремесла.

1) Недоброжелательность. Если комментатор зол на весь мир и садится к микрофону, то это катастрофа. Он никогда не скажет, как здорово сыграл нападающий, забивший мяч. Он отметит ошибки вратаря и защиты. Критическое всегда превалирует в его репортаже. Впрочем, среди зрителей много озлобленных, и им такой комментарий придётся по душе.

2) Зависть. Не секрет, что за последние годы зарплаты игроков увеличились в разы. Скудные зарплаты комментаторов остались прежними. Вы стали замечать, что комментаторы всё чаще и чаще попрекают игроков их заработками? Как вы думаете, это из-за обострённого чувства справедливости?

3) Двуличие. Малозаметный изъян, но, поверьте, интуитивно мы все его ощущаем. Комментатор заливается золотохвостым соловьём по поводу достоинств игрока, тренера, команды, качества игры и т.п., а потом выходит в перерыве из своей кабины и выплёскивает по тому же адресу ушат словесных помоев в беседе с товарищами. Можно сфальшивить разок, но когда это становится системой, то человек деквалифицируется.

4) Страх. Чем дальше, тем больше карьера комментатора на любом канале зависит от звонков сверху. Или сбоку. Ну, в общем, от звонков. В 90-е годы было полегче – власть ослабила свою железную хватку. Да чего уж там, совсем отпустила. И именно 90-е дали самых талантливых в нашей профессии! А в 96-м случилось эксклюзивное событие – на НТВ-ПЛЮС состоялся первый конкурс комментаторов, благодаря которому мы слышим Розанова, Журавеля, Батурина, Казакова, Трушечкина, Гараненко. Славные были времена! Не подумайте, что нами сейчас легко манипулируют и дают идеологические установки на каждый матч. Нет, но ведь ежедневный контроль и не нужен. Людям необходимо лишь намекнуть… Знаменитый чешский режиссёр Милош Форман как-то сказал замечательную фразу: «Сама по себе цензура не такое страшное зло. Самое страшное – это то, что цензура порождает, – самоцензура». Я переформулирую: самое неприятное не отстранение от эфира, самое неприятное – это знать, что ты можешь быть от него отстранён не из-за профессиональных ошибок. А, к примеру, просто потому, что кто-то считает тебя нефартовым.

5) Неестественная эмоциональность. Если раньше спорт пытались определять эстетическими и даже интеллектуальными категориями, то сейчас нужны в основном эмоции. В особенности на Олимпиадах, чемпионатах мира и Европы, когда аудитория пополняется большой группой не шибко разбирающихся в нюансах товарищей. Да ещё и патриотично настроенных товарищей. Если так дальше пойдёт, то мыслящие люди совсем перестанут болеть за Россию – не захотят растворяться в орущей массе. Я всё-таки считаю, что комментатор не должен обращаться к низменным инстинктам. В Латинской Америке, в Италии люди экспансивны – там уместно орать, а Россия северная страна. Мы более сдержанные. Впрочем, у многих подобный комментарий находит отклик.

6) Запрограммированность оценки. Я не хочу рассматривать вопиющие случаи ангажированности – из-за боления за любимый клуб детства, из-за денег или из-за простой человеческой симпатии к боссу, тренеру или игроку какого-либо клуба. Это слишком просто. Бывает, что комментатор сделал прогноз на матч и потом всячески пытается его объяснить, оправдать в комментарии, если он не сбывается. Причём, самое смешное, что он мог дать прогноз не на своём канале, а в другом СМИ, которое, может, никто и не знает, но поскольку гордыня не позволяет признать свою ошибку, комментатор будет оправдывать свой выбор перед совершенно другой аудиторией. Не прямо, конечно, оправдывать, но объективного взгляда на происходящее уже не будет. Бывает, что комментатор сделал ставку на матч в букмекерской конторе и потом начинает её (опять-таки исключительно самому себе) объяснять. А бывает, что комментатор нафантазировал себе сценарий матча (да ещё, не дай Бог, поделился своими соображениями в начале репортажа), а ход игры его посрамил. И вот тут-то комментатор начнёт разжёвывать зрителю, как игра нелогична и что на самом деле всё должно быть по-другому. Частенько этот грех присущ коллегам на патриотических каналах. Они расхваливают шансы российской стороны, а король остаётся голым. Вывод: к микрофону надо садиться с чистым, незашоренным разумом.

7) Скука. В фильме «Семь» Джон Доу в самом конце признаётся в своём главном грехе. Я поступлю точно так же. Наверное, каждый комментатор иногда испытывал это чувство, нажимая эфирную кнопку. Нет ни желания, ни эмоций, ни интереса. Причём безотносительно качества игры и статуса матча. Футбол, хоккей – всё кажется опостылевшим, рутинным. Полное отсутствие вовлечённости в происходящее. Пятнадцать лет совместной семейной жизни, и что, каждый вечер приходить с цветами и улыбаться? Если с остальными грехами примерно понятно, как сладить, то с этим… С этим каждый справляется, как может. И общие рецепты исключены.

P.S. Наверняка сейчас в комментариях к посту начнётся обсуждение моих коллег. Хочу сразу предупредить – критиковать можно, оскорблять ни-ни.